• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Научно-исследовательский семинар "История университетской культуры”

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Научно-исследовательский семинар: История университетской культуры» посвящен изучению истории университетов России, их роли, форм и эволюции. В ходе курса изучаются основные методы и способы изучения истории университетов, рассматривается специфика источников по истории университетов. В 4 модуле 2019-2020 учебного года занятия проходят на платформах Zoom или Microsoft Team. Актуальная информация о семинаре в группе ВКонтакте: https://vk.com/topic-156000093_40981368
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать навыки академической работы и научной деятельности
  • Выработать навыки поиска, конспектирования и анализа научной литературы
  • Получить знания о важнейших источниках по истории университета и особенностях работы с ними
  • Получить представление о специфике истории университетов и университетской культуры как предмета исследования
  • Приобрести навыков презентации результатов научного исследования
  • Ознакомиться с принятыми в академическом сообществе практиками письменного и устного общения и основами научной этики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные методы и способы изучения истории университетов и центральные направления в историографии предмета
  • Имеет базовые навыки сбора и анализа научной литературы по поставленной проблеме
  • Освоил базовые методы анализа исторических источников
  • овладел навыками создания научных текстов
  • Умеет представлять результаты собственного исследования в устной и письменной форме
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Специфика университетской культуры
    Организация работы в семинаре. Что такое университетские исследования? Определение основных аналитических категорий («школа», «университет», «академия», «классический университет», «образование», «просвещение», «власть», «управление образованием», «дисциплинаризация», «академическое сообщество», «формальные и неформальные практики властвования», «университетская докса»). Основные признаки университета. Представление о задачах и сущности университета. Универсальное и национальное. Университет как агент глобализации Витальность университета. Роль университетского архива. Университетская культура. Ритуалы. Символы. Мифы. Визуальные образы университетов (анализ сайтов, пабликов в социальных сетях).
  • Проблемы университетской истории в исторических источниках
    Источники по истории университетов. Методика работы с законодательными актами. Виды университетских делопроизводственных документов. Правила создания (формуляры, язык). Документооборот в системе народного просвещения. Архивная политика. Источники личного происхождения (мемуары, дневники, письма). Особенности работы с художественной литературой.
  • Университетские символы и ритуалы в художественной литературе
    Презентации рефератов студентов, обсуждение, выступление рецензентов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Последние 2 семинара третьего модуля проводятся дистанционно (студенты сдают письменные задания через платформу LMS). В четвертом модуле семинарские занятия будут проводиться дистанционно (через платформы Zoom или MS Teams).
  • неблокирующий реферат
  • неблокирующий рецензия
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/j/99714825784?pwd=YStUNEtCcitxc1Q2K2UwMVZsek1NQT09). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * реферат + 0.1 * рецензия + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Rüegg, W. (2004). A History of the University in Europe: Volume 3, Universities in the Nineteenth and Early Twentieth Centuries (1800–1945). Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=174078
  • Rüegg, W. (2011). A History of the University in Europe: Volume 4, Universities Since 1945. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344619
  • Источниковедение : учеб. пособие, , 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дворниченко, А. Ю., Ростовцев, Е. А., & Баринов, Д. А. (2019). Опыт коллективного портрета историков столичного университета Российской империи. Vestnik of Saint Petersburg University. History, 64(1), 24–52. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2019.102
  • Загоскин Н.П. - Деятели Императорского Казанского университета. - Издательство "Лань" - 2013 - 179с. - ISBN: 978-5-507-12801-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10786
  • Загоскин Н.П. - История Императорскаго казанскаго университета за первые сто лет его существования, 1804—1904. Том I - Издательство "Лань" - 2013 - 638с. - ISBN: 978-5-507-12824-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10809
  • Загоскин Н.П. - История Императорскаго казанскаго университета за первые сто лет его существования, 1804—1904. Том II - Издательство "Лань" - 2013 - 726с. - ISBN: 978-5-507-12825-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10810
  • Загоскин Н.П. - История Императорскаго казанскаго университета за первые сто лет его существования, 1804—1904. Том III - Издательство "Лань" - 2013 - 628с. - ISBN: 978-5-507-12826-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10811
  • Загоскин Н.П. - История Императорскаго казанскаго университета за первые сто лет его существования, 1804—1904. Том IV - Издательство "Лань" - 2013 - 725с. - ISBN: 978-5-507-12827-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10812
  • История подготовки преподавателей университетов России в XIX веке : монография / Н.В. Карнаух. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 150 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/23364. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/768233
  • История подготовки преподавателей университетов России в XIX веке : монография / Н.В. Карнаух. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 150 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/23364. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915897
  • Карамзин Н.М. - О публичном преподавании наук в Московском Университете - Издательство "Лань" - 2017 - 6с. - ISBN: 978-5-507-43366-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/95936
  • Лаптева Л. П. Славяноведение в Московском университете в XIX - начале XX века / Л. П. Лаптева. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 296 с.: 60x90 1/16 ISBN 5-211-03527-5, 500 экз. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/354722
  • Университет в руинах, Ридингс, Б., 2010
  • Ферлюдин П. - Исторический обзор мер по высшему образованию в России. Вып.1. Академия наук и университеты - Издательские архивы - 1894 - 211с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/913585