• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Социальная антропология

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватели


Давлетшин Альберт Иршатович


Немировский Александр Аркадьевич

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина предназначена для формирования у студентов необходимых навыков для понимания проблематики социальной антропологии, а также для формирования знания о генезисе, ключевых понятиях и методах социальной антропологии, социокультурных взаимоотношениях, этносе и социуме в целом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с основной проблематикой и методологией социальной антропологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • формирование у студентов понимания проблематики социальной антропологии
  • формирование у студентов навыков опознания относящейся к социальной антропологии и ее проблематике информации в литературе и в социокультурной действительности, структурирования этой информации, умения осуществлять ее поиск, систематизацию и увязывание с уже имеющимися знаниями в этой и иных сферах
  • знакомство студентов с методологией социальной антропологии
  • формирование у студентов навыков использования социально-антропологических сведений и понятий в профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современная социальная антропология: генезис, предмет, основные понятия, проблемы, методы.
    Генезис социальной антропологии, ее специфика, задачи, предмет и метод. Место социальной антропологии в системе гуманитарного знания (соотношение с историей, традиционной этнографией, культурологией, социологией, психологией, физической антропологией). Ключевые понятия: артефакт. Типы и уровни артефактов, их взаимные соотношения. Отношения, в которые вступают люди в связи с созданием и использованием артефактов. Понятие социокультуры. Понятие культуры. Оппозиция природа – культура. Наблюдаемые критерии выделения сферы культуры и ее концептуализации на протяжение человеческой истории. Линейно-ветвящееся и нелинейное в эволюции антропологических типов, популяций, социокультурных общностей, языков и культур.
  • Социум, этнос, расы, популяции. Идентичности и системы идентификаций. Системы родства.
    Параметры типологизации и типы социумов, подчинения и соподчинения социумов. Обязательственная природа социумов, ее концептуализация в культуре, релевантная общественная рефлексия. Политонимы, самоидентификация по политии. Выделение групп/общностей социумов по неполитическим признакам. Государство. Государственные, догосударственные, негосударственные социумы, проблемы государствогенеза. Виды социокультурных идентификаций. Общности различных типов и природы и их соотношение. Конфликты идентификаций и включенности в общности. Этничность в теоретических дискуссиях и наблюдаемой реальности. «Конструктность» и «природность» в этничности. Этнос и социум. Природа этноса. Концептуализации этноса от архаики до современности. Этнообразование. Основные тренды эволюции этничности. Этническая идентификация. Популяционная составляющая истории и социокультуры. Понятие о генетическом вкладе, антропологических типах, расах, «генеалогических линиях» и гаплогруппах. «Физические предки», «этноязыковые предки», «предки по гаплогруппам». Языковое древо и реальность этно- и лингвогенеза. Идентичности. Иерархическая шкала «свои – чужие». Степень их кровопролитности и интенсивности. Иллюзия «межвидовой борьбы». Системы родства и идентичности по родству. Соотношение идентичностей родства и территориально-коллективно-потестарных. Род и территориальные коллективы. Локализованный род. Осложнение идентификационных моделей идентификациями новых типов.
  • Расселение человека. Расо- и этнолингвогенез. Народы и языки мира. Хозяйственно-культурные типы.
    Специфика нашего и близкородственных видов, ее предпосылки. Появление, развитие и расселение нашего вида и становление социокультуры. Механизмы расселения. «Открытия»; роль диффузии в их распространении. Формирование антропологических типов и языковых общностей. Языковая и этнолингвистическая классификация. Антропологические типы, популяции и этнолингвистические общности и верхнего палеолита – мезолита; фактор миграций, смешения, ассимиляции; роль генетических исследований в реконструкции этих процессов. Изучение показательных кейсов: формирование и распад ностратической, афразийской, синокавказской общностей. Проблема индоевропейского континуума и индоевропейской прародины. Этнолингвогенез и расогенез в древней Передней и древней Северо-Восточной Азии. Хозяйственно-культурные типы.
  • Познание, картины мира и основные их концепции Системы ценностей, идеологии, миф, религии.
    Основы построения людьми и ближайшими родственными видами картины мира. Суждения о причинно-следственных связях и их построения. Проблема выделения «опыта (наблюдаемого)» и его отграничения от «воображаемого»; эволюции и революции в этом разграничении. Теории эволюции мышления, построения картин мира и концептуализации. Сакральное и профанное. Проблема «выделения личности». Изучение показательных кейсов-проблем: индивидуум, общество и воинский этос в юкагирской традиции; проблема смысла жизни и личного выбора в культуре древней Месопотамии; специфика отношения к власти и богам на доосевом Ближнем Востоке (Египет, Месопотамия, «языческий яхвизм»); государство, общество и личность на доосевом Ближнем Востоке, «право на мятеж» и «богоборчество». Изучение кейса: изменение взгляда на (не)справедливость богов и «наследственную вину» в греческой архаике и классике: от Солона и Феогнида к Эсхилу. Системы ценностей, идеологии, религии. Религия. Специфика и трудности понятия. Типология религий. Изучение кейса: проблема теодицеи в месопотамской и древнееврейской традициях. Изучение комплексного показательного феномена: система ценностей и ориентаций в Московской Руси XV – XVII вв. по памятникам светской литературы (включая устную), специфика соотношения ее уровней. Изучение кейса: личность на перекрестке религий и традиций, «свободомыслие» как феномен индивидуального оппонирования: Валид б. Йазид.
  • Норма, этика, право. Власть и властвование. Сакрализация власти. Авторитет, авторитарность, идеократия, агональность, свобода мысли.
    Моральная и юридическая санкция. Кейс Спарты. Ценности и норма. Нормообразование и обеспечение нормы. Изучение показательных сквозных сюжетов: Властитель и норма. Право на мятеж. Изучение комплексного кейса: властитель, общество, норма и противление правителю на древнем Ближнем Востоке. Изучение комплексного кейса: специфический «блок» инкских законов в дошедших источниках, проблемы репрезентивности. Архаика и идеократия. Тренды эволюций права. Показательное кейс-стади: падение права жалобы на господ и правовой переворот в положении крестьян в России XVII – XVII вв. Сакрализация власти. Авторитет, авторитарность, агональность, свобода: виды соотношений.
  • Игра, развлечение, искусство. Музыка, танцы и песни. Рассказ. Конструирование человеческого тела в культуре.
    Миф и искусство. Мифология в современности. Кейсы: «Вечный миф» о великих предках и тайном знании. Феномен «конспирологии». Кейс-стади: мифология химтрейлов.
  • Конфликты, агрессия, культурные нормы, связанные с ними. Война и воинский этос.
    Агрессия, конкуренция, соревнование, конфликты интересов. Внутренние и внешние конфликты. Этические и юридические нормы, санкции и механизмы, касающиеся их. Легитимизируемые цели и средства войны. Интенсивность, кровопролитность, вовлеченность различных страт населения. Соотношение состояния войны и боевых действий. Война и гражданское вражеское население / население в зоне мятежа. Ключевые сквозные сюжеты: эволюция подходов к групповым репрессалиям и заложничеству. Кейс-стади: репрессалии и заложничество в европейской норме последней трети II тыс. н.э. Юкагирский воинский этос в обсуждаемом аспекте. Римский воинский этос в обсуждаемом аспекте.
  • Социобиологические и этологические основы и факторы социокультуры и ее эволюции. Система социальных взаимодействий.
    Социобиологические и этологические основы и факторы социокультуры и ее эволюции. Социальные ячейки. Брак и семья. Родовые структуры и их роль в политогенезе. Генеалогические модели. Общинная автономия. Корпорации и корпоративность. Порождение и функционирование систем социальных взаимодействий. Взаимопомощь, ненападение, конфликты; модальности, обязательственность, нормирование, обеспечение нормы, медиации и координация, власть, принуждение, «легитимация», отношения в системе индивидуум / личные и корпоративные связи индивидуума, общество, власть. Сквозная проблема: принципы социального гарантирования в истории культуры на перекрестке взаимопомощи и ненападения. Частнохозяйственное начало и его охрана. Показательный комплексный сюжет: новоевропейская умеренная социальная «антиэксплуататорская» утопия XVI – XVII вв. и ее наследие; изучение источников.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Семинары
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    О.рез. = 0,5*О.сем. + 0,5*О.эссе, где О. сем. = О. эссе = Σ x1/n, где n – количество сданных данным студентом на данный момент эссе по данным преподавателем заданиям (не менее трех), а Σ x1/n = О. нак. – среднее арифметическое оценок, выставленных за каждое сданное эссе по 10-балльной шкале, округленное до целых по избытку в пользу студента. Эссе должны быть сданы в количестве не менее 3 и не более 6 по темам из базового набора, определенного преподавателем. Опционально студенты могут сдавать дополнительные эссе (по темам из другого набора, представленного преподавателем; всего в сумме не должно быть более 6 эссе) с последующим разбором на семинарах. Студенты, сдавшие менее 3 эссе по источникам из базового набора, определенного преподавателем, не аттестуются до момента представления таких 3 эссе. Равенство О. сем. = О. эссе определяется тем, что эссе является также мерилом качества работы на семинарах, а последняя влияет на качество эссе и учитывается тем самым при выставлении оценки за него.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Орлова Э. А. - СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 336с. - ISBN: 978-5-534-00960-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-i-kulturnaya-antropologiya-433668
  • Социальная антропология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2009. - 688 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003638-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/192568

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Антропология : учебник для вузов, Хрисанфова, Е. Н., 2002
  • Борко Т. И. - КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 209с. - ISBN: 978-5-534-09047-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kulturnaya-antropologiya-437440
  • Миллер В.Ф. - ОЧЕРКИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СЛОВЕСНОСТИ. БЫЛЕВОЙ ЭПОС - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 398с. - ISBN: 978-5-534-06120-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocherki-russkoy-narodnoy-slovesnosti-bylevoy-epos-411120