• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Археология

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Целью изучения учебной дисциплины является усвоение студентами общих знаний об основных понятиях, методах, подходах и разделах современной археологической науки, а также об основных этапах её развития, течениях и открытиях. Ориентированный на студентов-историков курс включает рассмотрение вопросов, связанных с ролью археологии в современном обществе, привлечением и интерпретацией данных археологии в разных отраслях гуманитарного знания, с экспонированием археологических объектов в музеях, с дидактической составляющей функционирования археологических образовательных центров в профильных и исторических музеях. В результате изучения дисциплины «Археология» студенты должны знать содержание курса, в том числе фундаментальные понятия археологии, основные методы полевой и кабинетной работы археолога, ориентироваться в системе основных разделов археологической науки. Студенты должны научиться применять полученные знания для оценки достоверности сведений, черпаемых из средств массовой информации и популярной литературы, а также уметь критически оценивать использование археологических данных в аргументации выводов исторической науки и антропологии, иметь представление о возможности использования полученных знаний в профессиональной деятельности музейного работника и педагогической деятельности, ориентироваться в современном законодательстве о культурном (в т.ч. археологическом) наследии. Конкретные знания из общего курса должны быть применены и закреплены в процессе полевой археологической и музейной практик. В текущем 2020/2021 учебном году особенностью преподавания дисциплины является её перевод в дистанционный формат полностью или частично в зависимости от эпидемиологических условий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью изучения учебной дисциплины является усвоение студентами общих знаний об основных понятиях, методах, подходах и разделах современной археологической науки, а также об основных этапах её развития, течениях и открытиях. Ориентированный на студентов-историков курс включает рассмотрение вопросов, связанных с ролью археологии в современном обществе, привлечением и интерпретацией данных археологии в разных отраслях гуманитарного знания, с экспонированием археологических объектов в музеях, с дидактической составляющей функционирования археологических образовательных центров в профильных и исторических музеях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент воспроизводит основные понятия, термины, факты, формулирует задачи дисциплины, определяет её предмет и объект.
  • Студент объясняет роль археологического источниковедения и историографии для исследования. Различает особенности процедуры исторического и археологического исследования. Использует понятия в исследовательских ситуациях.
  • Студент воспроизводит основные понятия, термины, факты, способен сформулировать определения и установить взаимосвязи между понятиями.
  • Студент воспроизводит основные термины и понятия, знает основные характеристики видов археологических памятников. Распознает виды археологических памятников по визуальным признакам.
  • Студент воспроизводит основные термины и понятия, представляет процедуру полевого исследования памятников, знает общие требования к оформлению полевой документации, способен вести полевой дневник археологической практики.
  • Студент воспроизводит основные термины и понятия, представляет процедуру кабинетного исследования , специфические приемы и методы кабинетной археологии
  • Студент воспроизводит основные термины и понятия. Применяет разные формы датирования и периодизации в конкретных ситуациях. Определяет принципы построения различных периодизаций. Имеет представление о принципах решения стратиграфических задач
  • Студент знает основные вехи истории мировой и отечественной археологии, ориентируется в течениях, осведомлен об основных институциях и изданиях. Знает наиболее крупные археологические открытия XIX и XX вв., имена и достижения основателей археологических школ.
  • Студент знает основные эпохи археологической периодизации, может дать их характеристику. Может назвать наиболее яркие археологические культуры Евразии, обозначить ведущие типы древностей, показать интерпретационные возможности археологических материалов для реконструкций в истории и антропологии.
  • Студент знает типы археологических музеев и особенности экспонирования археологических материалов, историю археологических музеев и опыт наиболее значимых из современных.
  • Студент способен определять основные функции археологии в современном мире, знает основы национального законодательства о памятниках археологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Археология как научная дисциплина.
    Место археологии в системе гуманитарных и естественных наук и её специфика. Дискуссия о предмете и объекте археологии. Эволюция представлений о месте и задачах археологии в системах научного знания.
  • Тема 2. Археологические источники.
    Специфика археологических источников по сохранности и объективности представленной в них информации. Внешняя и внутренняя критика археологических источников: констатация разрыва во времени и традиции. Процедура работы археолога от раскопок до культурных и социально-исторических обобщений. Виды археологических источников – обзор. Особенности извлечения из них информации.
  • Тема 3. Основные понятия археологической науки.
    Артефакт. Признак. Тип. Археологический комплекс. Культурный слой. Культура. Эпоха. Традиция. Замкнутый комплекс и комплекс длительного накопления. Археологическая культура: Содержание понятия в археологии. Хронологические рамки применения понятия. Способы выделения археологических культур. Пространственные и хронологические границы. Направленность в изучении материальной культуры в пространстве (картографический метод). Дискуссия о содержании и интерпретации понятия «археологическая культура». Актуальные проблемы интерпретации: археологическая культура и этнос, хозяйственно-культурный тип, историко-культурная общность. Понятие культурогенеза в археологии и в других гуманитарных дисциплинах Понятие культурного слоя. Понятие стратиграфии. Сходство и различие понятия стратиграфии в геологии и археологии. Периодизация в археологии.
  • Тема 4. Виды археологических памятников, их классификация.
    Поселения, погребения, клады, следы деятельности – их виды, распознавание в полевых условиях
  • Тема 5. Методы полевой археологии.
    Методы поисков, раскопок и фиксации объектов. Применение методов естественных наук в полевой археологии. Процедура разведок и раскопок. Реставрация и реконструкция артефактов. Полевая документация, её виды. Требования к полевому дневнику и отчету.
  • Тема 6. Методы кабинетной археологии.
    Археологическое вещеведение. Подходы и методы археологической типологии: сериация, кластерный метод. Дескриптивная археология. Типологический метод в археологии. Стилистический метод анализа и археология. Рождение типологического метода. Направленность в изучении материальной культуры во времени, на подступах к понятию тип. Распространение типов в пространстве. Основные направления интерпретации. Миграции, торговля, диффузия. Археологическое вещеведение: изделия из камня, керамики, металла, органических материалов, как археологические источники. Особенности изучения, классификации, применения естественно-научных методов и реставрации.
  • Тема 7. Синхронизация и датирование в археологии.
    Первая археологическая периодизация истории человечества. К. Томпсен – рождение системы трех веков, метод анализа вещей по комплексам, новые принципы экспозиции археологического материала; деятельность Е. Я. А. Ворсо – подтверждение системы трех веков, стратиграфический метод, метод исторических привязок. Традиционные методы датирования: Становление хронологии Древнего Египта и Месопотамии. Роль археологии в верификации данных письменных источников. Перенос исторических дат на другие территории – метод перекрестных датировок. Естественнонаучные методы датирования: Методы датирования геологических слоев. Дендрохронология. Радиоуглеродное датирование.
  • Тема 8. Основные вехи истории археологии
    Тема 8. Основные вехи истории археологии. Древности и их функции в культуре от первобытности до Нового времени. Зарождение классической археологии. Винкельман. Начало первобытной «музейной археологии» . Выдающиеся археологические открытия 19 века. Эволюционизм, диффузионизм, миграционизм. – основные направления археологической науки 19 и начала 20 вв. Географическая школа, германская археологическая школа Г. Косины, «новая археология» в США и Европе, процессуальная и постпроцессуальная археология – основные течения археологической науки 20 века. Основные вехи истории Российской археологии. Указы Петра I, академические экспедиции, начало изучения первобытных и классических древностей в 18 веке. Деятели российской археологии: З. Доленга-Ходаковский, А.С. Уваров, И.Е. Забелин. От археологических обществ к императорской Комиссии. А.А. Спицын и В.А. Городцов. Создание ГАИМК, её задачи, структура и деятельность. Н.Я. Марр, В.И. Равдоникас. Марксистская теория и позитивизм в советской археологии. Успехи полевой советской археологии, основные парадигмы интерпретации источников.
  • Тема 9. Основные археологические эпохи и культуры.
    1. Археологические данные и проблема происхождения человека. Формирование современных представлений о ранних этапах антропогенеза. Памятники эпохи палеолита. Периодизация палеолита. 2. Памятники эпохи неолита. Региональные особенности лесных неолитических культур и культур южных регионов. Археологические данные о неолитической революции. 3. Эпоха бронзы. Археологические данные по реконструкции металлургии бронзы. Основные культурные провинции и очаги металлургии и металлообработки. Периодизация эпохи бронзы. 4. Эпоха железа. Периодизация эпохи железа. Металлургия железа, как фактор исторического развития. Культуры эпохи железа Евразии. Скифские археологические памятники. «Скифская триада». Памятники античной археологии. Гальштатт и Латен – эпохи и памятники. Древности финно-угорских народов. 5.Археологические культуры исторической эпохи: памятники римского времени, эпохи Великого переселения народов, раннего средневековья. Соотнесение археологических и исторических данных, его возможности и ограничения. 6. Археология Средневековья и Нового времени. Древнерусскоий город. Археологические памятники на территории Санкт-Петербурга.
  • Тема 10. Археология в музеях.
    Принципы экспонирования археологических памятников и находок. Музеи под открытым небом, археологические заповедники. Археологические экспозиции в музеях мира: естественно-научных, специализированных, исторических, региональных разного уровня. Археологические экспозиции в музеях России. Археология в музеях Петербурга: хранение и экспонирование. Археология в Государственном Эрмитаже: экспедиционная, исследовательская, хранительская деятельность; экспонирование. Принципы построения археологической экспозиции. Просветительская, учебная деятельность археологических музейных центров. Музей, как центр археологических исследований.
  • Тема 11. Археология и современное общество.
    Структура современных археологических служб в странах мира. Международные археологические организации. Современные археологические центры России: академические, образовательные и музейные. Целевые научные и охранные исследования, их регламентация. Законодательство о памятниках археологии. Феномен «черной археологии». Деятельность реконструкторских и волонтерских центров, как позитивная альтернатива кладоискательству.. Основные подразделения археологии настоящего (мусорная археология, этноархеология, экспериментальная археология). Связь с традиционной археологией. Археология и современная историческая наука. Археология в контексте современной культуры. Археология и популярная культура. Археология и политика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущий контроль-работа на семинарах
    Проводится аудиторно (либо в zoom, с представлением презентации). Контроль работы на семинарских занятиях, оценка содержания и представления на семинаре доклада-реферата с презентацией, блиц-тесты с визуальным рядом до 10 вопросов. При выполнении данных заданий-текущего контроля, студент получает оценку в соответствии с критериями оценивания.
  • неблокирующий Самостоятельная письменная работа (Эссе)
  • неблокирующий Письменный экзамеен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Письменный экзамеен + 0.3 * Самостоятельная письменная работа (Эссе) + 0.3 * Текущий контроль-работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ананьев Виталий Геннадьевич. (n.d.). История Зарубежной Музеологии Как Часть Истории Культуры: Основные Интеллектуальные Парадигмы Развития. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fistoriya-zarubezhnoy-muzeologii-kak-chast-istorii-kultury-osnovnye-intellektualnye-paradigmy-razvitiya
  • Археология изнутри : науч.-популярные очерки, Шер, Я. А., 2009
  • Археология СССР : учеб. для ист. фак. ун-тов и пед. ин-тов, Авдусин, Д. А., 1967
  • Археология СССР с древнейших времён до средневековья в 20 т., Рыбаков, Б. А.,
  • Археология. В начале, Фаган Б., ДеКорс К., 2007
  • ВИШНЯЦКИЙ ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ. (1999). ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЛУЧАЙНОСТИ, или ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.599E3675
  • История народов России в древности и раннем средневековье : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры, Петрухин, В.Я., Раевский, Д.С., 2019
  • КЛЕЙН ЛЕВ САМОЙЛОВИЧ. (1999). Миграция: Археологические Признаки. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C09767CF
  • Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье : Учебное пособие, Петрухин, В. Я., 1998
  • Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье, Петрухин, В. Я., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Академическая археология на берегах Невы (от РАИМК до ИИМК РАН. 1919-2014 гг.), , 2013
  • Человек в лабиринте эволюции, Вишняцкий Л.Б., 2004