• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

История литературы

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс строится как последовательное обсуждение наиболее дискуссионных проблем истории мировой литературы на протяжении всех периодов ее развития – от античности до конца XX в. На лекциях речь идет о «трендах» каждой из эпох, а на семинаре эти тренды иллюстрируются на примере ключевого текста, который входит в так называемый «западный канон» - исторически сложившийся список текстов, именуемый «классикой». Само это понятие нуждается в рефлексии, чему посвящена отдельная лекция, на которой студенты знакомятся с самыми последними теориями literary canon formation. В течение курса имеющиеся у аудитории базовые представления об устройстве и техниках интерпретации литературных текстов проверяются и уточняются. На семинарских занятиях в качестве иллюстративного материала выступают некоторые из важнейших текстов, образующих классический литературный канон.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов знаний о ключевых этапах истории мировой литературы в социокультурном контексте на материале канонических текстов европейских, американских, латиноамериканских и африканских литератур от античности до наших дней.
  • Знакомство студентов с ключевыми тенденциями и проблемами современной теории литературы.
  • Развитие у студентов навыков анализа художественных текстов разных жанров при помощи различных методов анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основы традиционной риторической и филологической терминологии и основные тексты мирового литературного канона
  • иметь общее представление о различных концепциях периодизации истории словесности и традиционно определяемых чертах т.н. «больших стилей»
  • уметь определять жанр произведения
  • уметь особенности стиля и поэтики произведения
  • овладеть базовыми навыками анализа художественного произведения
  • овладеть навыками критического чтения и реферирования филологических текстов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Понятие литературы как вида искусства. Понятие литературного канона.
    Тема 1. Введение. Понятие литературы как вида искусства. Чем художественный текст отличается от нехудожественного? Понятие «литературность» и ее типы. Формы потребления литературы.
  • Ключевые проблемы и тексты античной литературы. Литература и фольклор.
    Тема 1. «Рождение трагедии из духа музыки»: возникновение жанра в Древней Греции. Судьба жанра в европейской литературе (рецепция в классицизме, роль Ф. Ницше, Серебряный век, экзистенциалисты). «Царь Эдип» Софокла как ключевой текст античности. Варианты трактовки. Поэтика узнавания. Теория Фрейда и ее применимость к литературе. Тема 2. Гомеровский вопрос и судьба эпоса от Гильгамеша до Дерека Уолкотта. Oral theory Пэрри-Лорда и дебаты вокруг нее. Бытование эпоса на протяжении веков (VII в до н.э. - XX вв.). Национализация и переписывание эпосов в новое время («германская мифология», эстонский “Kalevipoeg”, советские «новины»). Эпос в 20 и 21 веках.
  • Литература т.н. «средних веков» на «Востоке» и «Западе». Литература Ренессанса.
    Тема 1. Рождение психологического романа в Японии. «Повесть о Гэндзи» Мурасаки Сикибу как прообраз психологического романа в европейской литературе. Поэтика и политический контекст, прагматика романа в японском придворном обществе 10-11 веков. Канонизация романа в Японии. Тема 2. Данте и становление современного автора. Биография Данте и его путь к написанию «Божественной комедии». Принципы композиции трех кантик. Статус и фигура «автора» (autore) в тексте «Комедии». Перераспределение auctoritas и potestas в текстах Данте. Фигура Данте-персонажа как фундамент современного авторства. Роль Вергилия в структуре «Комедии». Тема 3. Существовал ли Шекспир на самом деле? Шекспировский канон и шекспировский вопрос. (история «шекспировского вопроса. Основные версии. Причины их появления и хронология кандидатур. Институциональная природа проблемы авторства. Складывание шекспировского канона. Эволюция канонизации Шекспира. Основные вехи интерпретации фигуры барда).» Гамлет как ультра-канонический текст. Контекстуализация и поэтика. Неопределенность как основной структурный принцип пьесы.
  • Литература 17-18 веков: возникновение современного жанра романа
    Тема 1. «Дон-Кихот» Сервантеса и его роль в становлении жанра романа «нового времени». Почему современная форма социально-психологического романа возникла в 18 веке? (Дефо и его «Робинзон Крузо»). Теории подъема романа Иэна Уатта и Нэнси Армстронг. Историческая эволюция жанров romance and novel (сходства и различия). Тема 2. Новый статус вымысла в романе 18-19 века. Теория Кэтрин Галлахер (изменение статуса вымысла в прозаических повествованиях и становление современной формы fiction). Новые читательские конвенции восприятия. Можно ли говорить о когнитивной революции в конце 18 века? Тема 3. Что такое «классика» и «литературный канон»? Механизмы формирования национальных литературных канонов в Новое время. Социологическая теория Джона Гиллори. Эстетическая теория (Н. Фрай, Ф. Кермоуд, Г. Блум). Роль школьного образования в формировании национальных литературных канонов.
  • Литературные направления 19 века (романтизм, реализм, декаданс).
    Тема 1. «Фауст» Гете (часть 2) как ключевой текст, отражающий сознание эпохи «modernity». Детрагедизации трагедии и ее превращение в современный эпос. Тема 2. Как возник реализм, или Почему судили Флобера за роман «Мадам Бовари»? «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы» Флобера как антироман: система мотивов и интерпретация. Поэтика и функция несобственно-прямой речи («стилистическая революция» Флобера и ее значение для истории жанра романа). Тема 3. Русский реализм 19 века: поэтика Достоевского и Толстого (на примере «Записок из подполья» и «Крейцеровой сонаты»)
  • Литература эпохи модернизма и постмодернизма в Европе, Северной и Латинской Америках и Африке.
    Тема 1. Модернизм постмодернизм как ключевые феномены литературной эволюции 20 века (на примере романа В. Вулф «Миссис Дэллоуэй», «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда и У. Эко «Имя розы»). Тема 2. Экспрессионизм Франца Кафки и поэтика абсурда (на примере «Превращения»). Спектр социологических, философских и религиозных трактовок новеллы. Тема 3. Латиноамериканский постмодернизм Х. Кортасара и его преломление в европейском кино («Слюни дьявола» Кортасара и их интерпретация в «Фотоувеличении» М. Антониони). Тема 4. Постколониальная литература: на примере Африки (роман Д.М. Кутзее «Бесчестье»). Тема 5. Что такое литература постпамяти? (творчество В. Зебальда и М. Степановой)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа на семинарах
    За активное участие (не менее трех развернутых реплик в течение семинара, оцененных преподавателем как релевантные для дискуссии) преподаватель ставит в рабочую ведомость плюс. В конце 2 модуля число плюсов суммируется. Максимальное число плюсов равно числу семинаров (13). Шкала конвертации: 10-13 плюсов - 10 баллов; 8-9 плюсов - 9 баллов; 6-7 плюсов - 8 баллов; 4-5 плюсов - 7 баллов; 2-3 плюсов - 6 баллов; 1 плюсов - 5 баллов; 0 плюсов - 0 баллов.
  • неблокирующий домашнее эссе
    1) дедлайн сдачи - 10 декабря 2021 года до 23.59. Обратите внимание, что вордовский файл нужно подгрузить в ЛМС в раздел "проекты", назвав его своей фамилией. 2) минимальный объем - 6 тыс. знаков с пробелами. Максимальный - 8 тыс. знаков. 3) никакого спец. оформления не требуется. Пожалуйста, не делайте никаких титульных листов. Укажите только ФИО и формулировку темы. 4) файл должен быть назван вашей фамилией и названием анализируемого текста (тексты с нарушением этого требования не принимаются).
  • неблокирующий Тесты по материалам лекций
    Студенты выбирают 10 лекций из 13 (общее число лекций курса), по материалам которых они проходят тесты. Тесты представляют собой задания с множественным типом ответа или задания на установление соответствия, а также задания на альтернативный выбор "истинно или ложно следующее суждение". Тесты решаются в СмартЛМС в конце каждого модуля. В конце 1 модуля студенты выбирают 4 лекции из 6 для тестирования. В конце 2 модуля - 5 из 7. На выполнение тестов дается несколько часов (точная дата, когда будет проведено тестирование, будет объявлена ближе к концу каждого модуля). По каждой лекции задается 3 вопроса. Всего по всем - 30 вопросов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0,29*Работа на семинарах + 0,29* тесты + 0,42*эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bloom, H. (1994). An elegy for the canon. World & I, 9(10), 356. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=9411025233
  • Canon/archive : large-scale dynamics in the literary field. (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AFEA8C7F
  • Coase, H., & Woolf, V. (2018). Mrs Dalloway. London: Oberon Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2045983
  • Coetzee, J. M. (2017). Disgrace : A Novel. [N.p.]: Penguin Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1409082
  • Connolly, J. W. (2009). A Reader’s Guide to Nabokov’s “Lolita.” Boston: Academic Studies Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=500842
  • Connolly, J. W. (2009). A Reader’s Guide to Nabokov’s “Lolita.” Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): Academic Studies Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.80481EA9
  • Davenport, J. (2006). Dante : Poet, Author, and Proud Florentine. Philadelphia: Facts on File, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=223519
  • Gender issues as “abyss of delusion” of men and women in the “Kreutzer Sonata” by Leo Tolstoy ; Гендерные проблемы как “пучина заблуждения” мужчин и женщин в “Крейцеровой сонате” Л. Н. Толстого. (2013). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1D625C5F
  • Guillory, J. (1993). Cultural Capital : The Problem of Literary Canon Formation. Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=638238
  • Jones, R. J. (2016). In Quest of the Self: Masquerade and Travel in the Eighteenth-Century Novel: Fielding, Smollett, Sterne. Eighteenth Century Fiction, 28(3), 620–622. https://doi.org/10.3138/ecf.2016.28.3.620
  • Moretti, F. (2013). Distant Reading. London [England]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=729748
  • Nabokov, V. V. (2010). Lolita. New York: Vintage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=721938
  • Network theory, plot analysis. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.629DE0C9
  • Rosencrantz and Guildenstern are Dead. (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2C0B2EF8
  • Woolf, V., & Nemo, A. (2019). Essential Novelists - Virginia Woolf : Modernist Consciousness. [Indiana]: Tacet Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2123345
  • Гете И.В. - Фауст - Художественная классика - 2019 - 730с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933367
  • Гольдман А.А., Винокурова И.Ж. - Интерпретация британского романа. Understanding British Novels. A student’s activity book for advanced learners of English: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 256с. - ISBN: 978-5-9765-1756-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/125326
  • Гомер .. ; Пер. Гнедич Н. И. - ИЛИАДА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 388с. - ISBN: 978-5-534-05837-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/iliada-441723
  • Гомер .. ; Пер. Жуковский В. А. - ОДИССЕЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 293с. - ISBN: 978-5-534-05838-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/odisseya-441722
  • Данте А. ; Пер. Ливеровская М. И. - НОВАЯ ЖИЗНЬ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 111с. - ISBN: 978-5-534-10472-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/novaya-zhizn-430424
  • Данте, А. Божественная комедия : книга для чтения на итальянском языке : художественная литература / А. Данте. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. - 480 с. - (Lettura classica). - ISBN 978-5-9925-1285-4. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1047916
  • Достоевский, Ф.М. Записки из подполья [Электронный ресурс] / Ф.М. Достоевский. - М.: Инфра-М, 2015. - 100 с. - Режим доступа http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=508356 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508356
  • Ишимбаева Г.Г. - XX веков: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 261с. - ISBN: 978-5-89349-479-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/122616
  • Ишимбаева, Г.Г. Образ Фауста в немецкой литературе XVI—XX веков [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г. Г. Ишимбаева. - 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 261 с. – ISBN 978-5-89349-479-2. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1047951
  • Кафка Ф. - AUSGEWAHLTE GESCHICHTE. ИЗБРАННЫЕ РАССКАЗЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 189с. - ISBN: 978-5-534-05943-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ausgewahlte-geschichte-izbrannye-rasskazy-441800
  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
  • Софокл -., Еврипид -. ; Пер. Мережковский Д. С. - ТРАГЕДИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-07669-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tragedii-423536
  • Толстой, Л.Н. Крейцерова соната [Электронный ресурс] / Л.Н. Толстой. - М.: Инфра-М, 2015. - 75 с. - Режим доступа http://www.znanium.com - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/505178
  • Уайльд О. - THE PICTURE OF DORIAN GRAY. INTENTIONS. ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ. ЭССЕ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 313с. - ISBN: 978-5-534-04882-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/the-picture-of-dorian-gray-intentions-portret-doriana-greya-esse-441248
  • Уайльд, О. Портрет Дориана Грея : книга для чтения на английском языке : худож. литература / О. Уайльд. - Санкт-Петербург : КАРО, 2012. - 400 с. - ISBN 978-5-9925-0369-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1046750
  • Флобер, Г. Госпожа Бовари : книга для чтения на французском языке : художественная литература / Г. Флобер. — Санкт-Петербург : КАРО, 2010. — 256 с. — (Literature classique). - ISBN 978-5-9925-0497-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048594
  • Шекспир У. - THE COMEDIES. КОМЕДИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 308с. - ISBN: 978-5-534-05879-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/the-comedies-komedii-441792
  • Шекспир У. - THE TRAGEDIES. ТРАГЕДИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 497с. - ISBN: 978-5-534-05882-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/the-tragedies-tragedii-441793

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Armstrong, N. (2017). Novels in the Time of Democratic Writing : The American Example. [N.p.]: University of Pennsylvania Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1649091
  • Armstrong, N. (2019). The Contemporary Disposition of the Novel. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2767FD7A
  • Beasley, B. (2017). The Triptych of Dorian Gray (1890–91): Reading Wilde’s Novel as Three Print Objects. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.433A0D17
  • Ferrua, P. (1976). Blow——up from Cortázar to Antonioni. Literature Film Quarterly, 4(1), 68. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=6899128
  • Havely, N. R. (2007). Dante. Malden, MA: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231548
  • Kidd, C. E. (2018). The Uselessness of Art: Critique and Contradiction in The Picture of Dorian Gray. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9EDBC5AE
  • Mazzotta, G. (2014). Reading Dante. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=670002
  • Mir, A. (2016). The Different Faces of Narcissism : A Psychoanalytic Reading of The Great Gatsby and The Picture of Dorian Gray. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.UPSALLA1.oai.DiVA.org.kau-39762
  • Mostafaee, J. (2016). Investigating Identity, Ambivalence, Hybridity: A Bhabhaian Reading of J. M. Coetzee’s “Foe” and “Disgrace.” Advances in Language and Literary Studies, 7(6), 163–167. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1126896
  • Silverstein, S. (2011). The discourse of Jewish difference in J.M. Coetzee’s “Disgrace.” Jewish Social Studies, 17(2), 80–100. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000518122
  • Tantillo, A. O. (2004). The Cambridge Companion to Goethe. Monatshefte, 96(4), 613–614. https://doi.org/10.3368/m.XCVI.4.613
  • АСЕЕВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА. (2016). Музыка в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» как интермедиальный и философский компонент. Вестник Челябинского Государственного Педагогического Университета, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16533533
  • Сервантес М. - Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Часть 1 - Художественная классика - - 331с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/901693
  • Толстой Л. Н. - ВОЙНА И МИР В 4 Т. ТОМА 1 И 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 583с. - ISBN: 978-5-534-12155-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/voyna-i-mir-v-4-t-toma-1-i-2-446954
  • Толстой Л. Н. - ВОЙНА И МИР В 4 Т. ТОМА 3 И 4 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 593с. - ISBN: 978-5-534-12157-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/voyna-i-mir-v-4-t-toma-3-i-4-446955