• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

Европа IV-XV вв.

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование у студентов фундаментальных знаний о сходствах и отличиях, цивилизационных особенностях Запада и Востока IV-XV вв., основных понятиях и концептах западноевропейской истории (феод, община, гильдия, цех и т.п.) и процессе их формирования и осмысления в исторических сочинениях XVI-XXI вв. Дисциплина также направлена на ознакомление студентов с жанровыми особенностями средневековой литературы, основами специальных исторических дисциплин (палеография, кодикология, эпиграфика и т.д.) и анализа средневековых исторических источников, формирование представления об основных спорах в сфере профессиональных историков и медиасообщества в области исторических событий, фактов и процессов эпохи Средних веков. Полученные знания студенты смогут применить при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, исследовательских работ и публикации источников по истории Европы IV-XV вв. (в т.ч. в электронных медиа и СМИ).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о медиевистике как составляющей части исторического знания, обладающей специфическим предметом и объектом и комплексом специальных методов изучения и исследования
  • Выработка понимания эпохи Средневековья как одного из ключевых элементов самоидентификации европейской цивилизации и одного из важнейших объектов ее рефлексии.
  • Формирование комплекса знаний о европейском Средневековье, об этапах и конкретных формах развития латинской Европы и (частично) византийского «сообщества» как в их цивилизационном единстве, так и в многообразии конкретных проявлений
  • Обучение и закрепление у студентов базовых умений анализа средневековых исторических источников и академической литературы по истории Средних веков, а также навыков междисциплинарного анализа
  • Закрепление у студентов гуманистических ценностей на основе культурно-антропологического изучения Средневековья
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает этапы складывания и смены концептов «Средневековья», возникновения медиевистики и медиевализма
  • Знает особенности средневековых текстовых источников и археологических исследований
  • Имеет представление об основных концепциях и периодизациях Средних веков XV-XXI вв.
  • Знает основные тенденции политической и религиозно-идеологической трансформации поздней Римской империи
  • Знает основные тенденции и направления развития средиземноморской цивилизации от падения Западной Римской империи до конца VII в.
  • Имеет представление об основных отличиях Запада и Востока в раннее Средневековье
  • Понимает основные направления романо-германского синтеза в V-VII вв.
  • Имеет представление о путях и характере взаимодействия романо-германских королевств и Восточной Римской империи в VIII-IX вв.
  • Имеет представление о внутренней и внешней политике Каролингов в VIII-IX вв., основных исторических феноменах и представлениях о державе Карла Великого (в т.ч. "Каролингском Возрождении", "возрождении империи" на Западе и т.п.)
  • Знает основные причины падения династии Каролингов и образования "национальных" государств на Западе в IX-X вв.
  • Имеет представление о причинах и проявлениях религиозного конфликта Востока и Запада в XI в.
  • Имеет представление о политическом, социальном и культурном развитии Северной Европы в раннем Средневековье (Британия, Ирландия, Скандинавия)
  • Имеет представление о предпосылках и исторических особенностях Священной Римской империи в XI в.
  • Имеет представление о противостоянии римской церкви и светской власти на Западе в XI-XII вв. ("борьбе за инвеституру")
  • Имеет представление об основных социально-экономических трансформациях XI-XIII вв. на Западе (внутренняя колонизация и ослабление серважа, демографический бум, коммутация ренты и укрепление крестьянской общины)
  • Имеет представление об основных общественно-экономических понятиях и формах организации Средних веков (вотчина, община, гильдия, цех и т.п.)
  • Знает основные подходы к понятиям "феод" и "феодализм" в XVIII-XXI вв.
  • Знает основные теории возникновения средневекового города, его общественную структуру и экономическую организацию
  • Знает основные концепции папской власти, предпосылки военно-колонизационного движения крестоносцев на Ближнем Востоке и в Восточной Европе XI-XIII вв.
  • Знает основы средневековой придворной и народной культуры, направления философской мысли XII-XIII вв.
  • Имеет представление о зарождении средневековых университетских корпораций на Западе XI-XIII вв.
  • Знает основные причины социального, климатического и демографического кризисов XIII- XIV вв.
  • Имеет представление об основных формах политической организации и властных институтах в Западной и Центральной Европе XIV-XV вв.
  • Знает определения и трактовки понятий «сословие», «третье сословие», «сословное представительство», «сословная монархия» в общественном и научном дискурсе XVIII-XXI вв.
  • Имеет представление о попытках воссоединения римско-католической и восточной церквей в XV в.
  • Имеет представление о мистических и еретических течениях в рамках римско-католической церкви, предпосылках реформационного движения в Англии и Чехии XIV-XV вв.
  • Знает причины и предпосылки возникновения, основные направления и ключевых представителей гуманистического движения и Возрождения в Западной Европе XIV-XV вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. «Изобретение» Средневековья. Смысловые наполнения понятия «Средние века»
    Историческая память как социокультурное явление. Противопоставление modernitas и antiquitas. Древние и средневековые концепции смены времен. Итальянские гуманисты и «трехчастная» концепция исторического времени: «древность» – «средний век» – «Возрождение». Варианты использования понятия «Средневековье» на протяжении XVI-XIX вв. в истории искусства, литературы и собственно истории. «Средние века» гуманистов, просветителей и романтиков: основные различия. Причины интереса к Средневековью в европейской культуре XIX-XX в. Идеи «Нового Средневековья». Позитивистские и марксистские трактовки Средневековья. Концепции «феодальной общественно-экономической формации» и «средневековой цивилизации». «Средневековье» и «Возрождение» за пределами Западной Европы. «Человек Средневековья». Варианты периодизации Средних веков. Выделение периода Раннего Нового времени. Современная маркетизация образов Средневековья. Апелляция к «Средневековью» как способ культурной и политической самоидентификации на протяжении XIV-XXI вв.
  • Тема 2. Академическая медиевистика: ее возникновение и развитие, цели и методы
    Актуализация средневекового прошлого в эпоху Реформации и религиозных войн XVI-XVII вв. Мавристы, болландисты и другие эрудиты XVII-XVIII вв. Наполеоновские войны, романтизм и рождение академической медиевистики. Идеи национальной государственности и расцвет медиевистики в XIX-XX вв. Особенности отдельных национальных школ. Российская медиевистика и ее исследовательские предпочтения. Советская медиевистика и ее идеологическая направленность. Интернационализация современной медиевистики и ее основные направления. Разные типы и виды источников для медиевистических исследований. Особенности средневековых текстов. Соотношение слова устного и письменного, языка народного и официального в средневековой культуре. Специальные дисциплины (дипломатика, кодикология, палеография и др.) и историко-филологический анализ. Национальные проекты издания источников в XVIII-XIX вв. Академические учреждения: Школа Хартий, институт Monumenta Germaniae Historica, Сельденовское общество, издание Rolls Series и др. Инкунабулы и палеотипы, их каталогизация. Средневековая археология и ее методы. Аграрный пейзаж как исторический источник. Топография городов. Архитектурные памятники. Пластика и живопись. Смежные дисциплины: литературоведение, искусствознание, историческое богословие.
  • Тема 3. Трансформация Римской империи в IV-V вв.
    Кризис III в. н.э. и его преодоление. Диоклетиан и система тетрархии. Поиски новых оснований императорской власти. Религиозная составляющая власти. Константин Великий и его отношение к христианам и язычникам. Различные трактовки обращения Константина у современников и потомков. Имперское христианство Константина. Никейский символ веры и альтернативные формулировки. Борьба течений в христианстве. Сакральная топография, созданная Константином: Константинополь, Рим, Иерусалим. Ранние базилики. Реликвии и сакрализация власти. «Новый Рим» – образец христианского города. Место императора в христианском мироустроении. Христианизация образа императора: от Константина к Феодосию. Концепции взаимоотношений между церковью и империей, епископами и императорами (Константин, Амвросий, Геласий). Иконография императорской власти. Византия IV-VII вв. как мастерская по разработке политических, религиозных и культурных образцов.
  • Тема 4. Большое Средиземноморье: центр и периферии в V-VII вв.
    Император и Константинополь как институционально-символический и пространственно-символический центры ойкумены. Юстиниан I: «Корпус гражданского права» и константинопольский храм св. Софии. Войны Юстиниана. Прокопий Кесарийский. Восстание «Ника», «Юстинианова чума». Западная часть империи в V-VII вв.: деградация имперских учреждений. Церковь как остаток римской государственности. Епископат и местная знать. Раннее западное монашество. Бенедикт Нурсийский и его устав. Альтернативные формы новых сообществ. Германцы: дикие или романизированные, могильщики империи или ее опора? «Общественные порядки древних германцев»: политизированные трактовки академической проблемы (консервативные, националистические, марксистские). Советский взгляд на древних германцев и их строй. Варварские правды: памятники германского или провинциального римского права? Готы: Ульфила и арианство как «германское христианство». Готы: италийский и иберийский варианты интеграции германской элиты и римской государственности. Сальвиан, Теодорих Остготский, Боэций, Симмах, Кассиодор, Иордан как представители различных концепций взаимодействия римлян и германцев. Отрицание империи вандалами и лангобардами, его результаты. Франки как союзники империи и никейские христиане. Франкская модель интеграции германцев и романизированного населения. Епископат Галлии, галло-римская аристократия и Меровинги. Григорий Турский. Северо-западная периферия империи в V-VII вв.: англы, саксы, юты и альтернативная средиземноморской модель взаимодействия германцев и романизированного населения. Северо-восточная периферия империи в VI-IX вв.: сведения о славянах у византийских авторов. Националистические интерпретации этих сообщений историками XIX-XX вв. Распространение славянских племен в Центральную Европу, на Балканы и в Малую Азию в VI-VII вв. «Великая Моравия». Византийское миссионерство: Константин (Кирилл) и Мефодий. Кочевые сообщества: гунны и авары. Протоболгары и «Первое Болгарское царство». Хазарский каганат. Южная периферия империи в VII-VIII вв.: распространение иудаизма и христианства к югу от Византии. Арабские кочевые племена и торговые города. Проповедь единобожия Мухаммадом. Завоевание арабами Иерусалима, Ближнего Востока и Северной Африки. Складывание халифата. Омейяды. Арабы на Пиренейском полуострове: разгром готов и сопротивление франков. Положение христиан и иудеев в халифате. Военные успехи халифата и пределы его расширения.
  • Тема 5. Обособление западной периферии в VII-IX вв.: Рим, лангобарды и Франкская держава
    Соперничество Константинополя, лангобардов и папства в постготской Италии. Борьба епископов города Рима за подчинение итальянского епископата. Папа Григорий I Великий и укрепление римской церкви. Римское миссионерство. Дистанцирование римских епископов от имперского правительства. Поиски папством союза с франками. Соглашение с Пипином и свержение Меровингов. Итальянские походы Пипина. «Дар Пипина» и «Константинов дар». Папская хроника Liber pontificalis. Роль светской знати и церкви в державе Каролингов. Организация военного дела. Завоевательные походы Пипина и Карла Великого. Миссионерство как политическая экспансия. Поддержка франкского миссионерства Римом. «Апостол Германии» Винфрид – Бонифаций. Завоевание Саксонии. Легитимация Каролингов через воспроизведение римской модели образованности. Т.н. каролингское возрождение и историографическая проблема «средневековых возрождений». Провозглашение папой Карла Великого императором. Франкско-римский Союз между римскими епископами и франкскими государями как основа будущей «Западной Европы». Ахен как Новый Рим. Каролингское искусство. Карл Великий в средневековой традиции и в идеологических построениях Нового времени.
  • Тема 6. Стабилизация православного Востока и распад франкского Запада на рубеже тысячелетий
    Византия после арабских завоеваний VII в. Борьба между иконоборцами и иконопочитателями. Стабилизация при Македонской династии. Василий II и победа над болгарами. Натиск турок-сельджуков и битва при Манцикерте 1071 г. Трудности управления франкской империей. «Каролингская вотчина» в историографии. Людовик Благочестивый и аристократическая оппозиция. Верденский договор 843 г. и последующие разделы империи. Распад каролингских социальных структур, дисперсность власти и владений. Кризис церковной организации, «приватизация» церкви. Прекращение династии Каролингов. Внешние угрозы: норманны, мусульмане и мадьяры. Гибель архивов и библиотек, ослабление письменной и усиление устной культуры. Конец «постримского» общества.
  • Тема 7. Северная Европа: от Ирландии до Биармии
    Географическое и историческое своеобразие северо-европейского региона. Британия после германского завоевания. Феномен ирландской церкви. Ирландские святые и монастыри, ирландское миссионерство. Скандинавия к началу «эпохи викингов». Плавания скандинавов до Винланда и Биармии. Торговые стоянки и поселения скандинавов. Бирка. Конунги и викинги. Набеги скандинавов на Западную Европу и организация сопротивления им. Варяги на службе византийских императоров. Роль скандинавов на Востоке Европы. Территории под властью норманнов. Руническое письмо. Верования скандинавов. «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», саги, поэзия скальдов. Христианизация Скандинавии.
  • Тема 8. Становление новых политических сообществ
    Дробление ядра каролингской державы и устойчивость ее периферии. «Римская империя» саксов. Легитимация Оттонов и Салиев как продолжателей традиции Каролингов. Оттоны и Византия. Различные концепции императорской власти при Оттонах. Роль церковной организации в империи Оттонов и Салиев. Императоры и папы. «Путь из варяг в греки» и появление Киевской Руси. Крещение Руси. Церковная организация и княжеская власть в Польше, Чехии и Венгрии. Роль святых, культов и реликвий в становлении новых политических образований. Различная роль норманнов на Востоке Европы, на Британских островах, в Нормандии, на юге Италии. Нормандское завоевание Англии в 1066 г. Христианизация Скандинавии. Складывание скандинавских королевств.
  • Тема 9. Отделение церкви от светской власти на Западе Европы в XI в.
    Папство, епископат и клир в X в. Концепции реформирования клира и христианского общества. Клюнийское движение и др. сходные течения в монашестве. Императорская власть и немецкие папы-реформаторы. Собор в Сутри 1046 г. Критика симонии и женатого духовенства, требование целибата. Новая роль папства. Схизма 1054 г. между римской и константинопольской церквами. Григорий VII и его соратники. Проблема соотношения полномочий светской власти и церковной. Т.н. «борьба за инвеституру» между папами и императорами. Встреча в Каноссе в 1077 г. Вормсский конкордат 1122 г. Политическая «публицистика» и развитие канонического права. Новая модель организации отношений церкви и светских властей как одна из важнейших особенностей латинского Запада.
  • Тема 10. «Расширение Европы» в XI-XIII вв.
    Демографический подъем XI-XIII вв. Регионы с особенно интенсивным ростом населения. Расчистки и новые поселения. Цистерцианцы и внутренняя колонизация. Миграционные потоки из Западной Европы в Центральную и Восточную. Влияние демографического подъема и колонизации на изменение социальных структур. Ослабление и исчезновение серважа. Крестьянская община как форма самоорганизации. Увеличение количества поселений и их концентрации. Крестовые походы на Ближний Восток, против язычников и еретиков в Европе. Массовые паломничества. Реконкиста. Военно-рыцарские ордены и их роль во «внешней» колонизации. Европейское рыцарство на трех границах христианского мира. Модели колонизации: Иерусалимское королевство и другие христианские княжества на Ближнем Востоке, экспансия на Пиренеях, Пруссия и Ливония. «Бюргерская» колонизация в Центральной и Восточной Европе.
  • Тема 11. Основные варианты средневекового хозяйства до XIV в.
    Происхождение слова «феод». История понятия «феодализм», его различные трактовки. Варианты политического использования понятия «феодализм» на протяжении XVIII-XX вв. Натурализация хозяйства после распада Каролингской державы. «Феодальная революция» XI-XII вв. Иерархическая организация земельной собственности. Церковь как земельный собственник. Крупное поместье, свободное владение землей, зависимые держания. Градации свободы и несвободы. Неполнота отделенности имущества от личности ее обладателя. «Феодализм» и многоукладность средневекового хозяйства. Рабство. Наемный труд. Земледельцы, скотоводы, купцы. Клятвенные сообщества, гильдии, общины, коммуны, «заговоры». Средневековая крестьянская община в историографии, политике и идеологии XVIII-XX вв. Церковная вотчина, светская вотчина: основные дискуссии. Проблема соотношения города и «феодализма» («феодального строя») в историографии.
  • Тема 12. Разнообразие городской жизни
    Судьбы римских городов в Средние века. Средневековая урбанизация на римской основе. Протогородские поселения на Севере Европы. Теории происхождения средневековых городов. Средневековая урбанизация без римской основы. Городская экономика и коммуникации. Город и аграрная округа. Различные функции средневекового города. Сеньоры и горожане. Городские коммуны и коммунальное движение. Городская община как правовой союз. Права, свободы и привилегии. Городские статуты. Внутригородская регламентация. Законы о роскоши. Дифференциация внутри городской общины. Городской патрициат. Купцы и ремесленники. Гильдии и цехи. «Цеховые революции». Городская благотворительность. Положение евреев как иноверческой общины. Город как коллективный сеньор. Городские союзы. Города и рыцарство, города и князья, города и королевская власть. Историографические и политические интерпретации истории средневековых городов. Горожане как носители идей свободы и равенства. Города как рассадники свободомыслия. Города как нефеодальные или антифеодальные образования. Города как опора политической централизации. Города как партикуляристская сила. Города как главный двигатель средневековой экономики.
  • Тема 13. Политические силы и структуры XIII века
    Концепция папской власти при Иннокентии III. Церковь и образование. Поиск новых форм благочестия и ереси. Борьба с ересями. IV Латеранский собор. Инквизиция. Альбигойские войны. Францисканцы и доминиканцы. Ослабление державы Плантагенетов. Великая хартия вольностей и возникновение Парламента. Расширение французского королевства. Людовик IX и присоединение Юга. Начало французской экспансии в Средиземноморье. Священная Римская империя и Сицилийское королевство. Противостояние Фридриха II Штауфена и папского престола. Средиземноморская экспансия Арагона. Последние крестовые походы. Святая Земля, Пиренеи и Восточная Прибалтика как три зоны противостояния латинской Европы с внешним миром. Латинская империя и Латинская Романия. Балканы при Палеологах.
  • Тема 14. Интеллектуальная жизнь в XII-XIII вв.
    Концепции «ренессанса XII в.» и XIII в. как «вершины средневековой культуры». Рецепция римского права. Болонская школа. Глоссаторы и декретисты. Знания о природе и богословие. Рационализм и озарение: Абеляр и Бернар Клервосский. От монастырских, соборных и городских школ - к университетам. «Семь свободных искусств». Университетские корпорации. Аристотелизм и аверроизм. Фома Аквинский. Суммы и компендиумы. Возведение соборов. Рыцарский этос и связанные с ним формы культуры. Трубадуры, труверы, миннезингеры. Придворная культура. Различные трактовки понятия «народная культура» в историографии.
  • Тема 15. Кризис XIV в.
    Климатический сдвиг рубежа XIII и XIV вв. Голод и эпидемии. Демографическая катастрофа середины века. Преследование евреев. «Черная смерть» в культуре и исторической памяти. Аграрный кризис, сокращение обрабатываемых земель, смена аграрной специализации. Сокращение числа городов, стагнация городской жизни, смена состава городского населения. Социальное напряжение в деревне. Крестьянские восстания XIV в. Концентрация городских капиталов. Интенсификация товарного хозяйства и банковского дела. Каталанские, итальянские, южнофранцузские купцы, банкиры и предприниматели. Распространение новой бухгалтерии и сложных систем кредитования. Товарная биржа в Брюгге. Ганзейский союз городов и патрицианских семейств как предпринимательская организация и политическая сила. Сопоставление кризисов X и XIV вв.
  • Тема 16. Политические силы и структуры XIV-XV вв.: «сгущение» Запада
    Новая роль финансов в осуществлении власти. Создание и развитие фискальных учреждений, интенсификация налоговых сборов. Новаторский характер организации власти авиньонским папством. Феномен «жадных королей». Шаги по «фискализации» управления во Французском королевстве при Карле VII и Людовике XI. Бюрократизация власти – увеличение и усложнение управленческого аппарата. Усиление роли римского права и «ученых советников». Конкуренция светских властей и церкви из-за ресурсов управления. Новые формы патриотизма и движение в сторону «новоевропейского национального государства». (Французское королевство) Альтернативные формы политической организации: отдельные светские и церковные княжества (Центральная Европа), династические комплексы (бургундские Валуа, Габсбурги, Ягеллоны), итальянские сеньории, городские республики, свободные крестьянские общины, городские союзы (Ганза), Венецианская колониальная империя. Различные варианты политических уний (Польша и Литва, Скандинавские страны, Испанское королевство). «То, что касается всех, должно быть одобрено всеми»: перенос церковной максимы в область светского управления. Средневековый «парламентаризм» и его проявления в различных странах. Средневековая «социология»: рефлексия по поводу устройства общества. Рассуждения о «сословиях» или иных компонентах общественного устройства. «Французская» идея «трех сословий». Политическая и идеологическая инструментализация понятий «сословие», «третье сословие», «сословное представительство», «сословная монархия» в публицистике, идеологии и историографии XVIII-XX вв. Столетняя война как общеевропейский конфликт. Ее воздействие на внутреннее развитие Англии и Франции. Перемены в военном деле и попытки создания постоянной армии. Пехота против рыцарской кавалерии. Два разных «продолжения» Столетней войны: «Война Алой и Белой розы» и Итальянские войны. Начало складывания общеевропейской системы политических отношений. Технологические новшества. Огнестрельное оружие. Усовершенствование компаса и успехи кораблестроения. Информационная революция Иоганна Гуттенберга: ее политические, социальные и культурные последствия.
  • Тема 17. Политические силы и структуры XIV-XV вв.: перелицовка Востока
    Торгово-колониальная экспансия итальянских городов в Восточном Средиземноморье. Усиление турок-османов. Ослабление и распад Византии в XIV в. Исихазм. Османы в Европе. Венецианская терраферма. Сербия при Стефане Душане. Вопрос о воссоединении католической и православной церквей. Флорентийская уния. Виссарион Никейский. Падение Константинополя и эсхатологическое восприятие этого события. Православное население Северо-Восточной Европы. Великое княжество Литовское и Польское королевство. Распад Золотой Орды. Возвышение Московского княжества. Претензии Москвы на наследование Киевской Руси и Константинополю.
  • Тема 18. Трудности церкви в XIV-XV вв.
    Кризисные явления в католической церкви: столкновение Бонифация VIII с королем Франции, инцидент в Ананьи, «дело тамплиеров». «Авиньонское пленение». Борьба со спиритуалами. «Великая схизма». Еретические и неортодоксальные течения, флагелланты, формы «нового благочестия». Мистики. Попытки внутреннего реформирования «во главе и в членах»: Джон Уиклиф и Ян Гус. Гусизм. Гуситские войны и Базельские компактаты. Соборное движение. Констанцский, Базельский и Ферраро-Флорентийский соборы. Евгений IV и церковная уния. «Нации» университетов и церковных соборов против «наций» королей. Победа «папской монархии» и нерешенность церковных проблем.
  • Тема 19. Парадоксы Итальянского Возрождения
    Концепции Возрождения в европейской исторической мысли: Ж. Мишле и К. Бурхард, «бунт медиевистов», прославление и критика в XX в. Успешные «профессиональные интеллектуалы» Средневековья: врачи, юристы, канцеляристы. Их корпоративизм, групповые интересы и системы ценностей. Итальянский гуманизм как самоопределение «новой интеллигенции». Новаторство эстетическое, этическое и политическое. Петрарка и Кола ди Риенцо. «Патриотические» корни гуманизма. «Гражданский гуманизм». Христианство и гуманизм. Неоплатонизм. Гуманизм и религия. Отход гуманистов от старых канонов и создание новых. Была ли у ренессансного «индивидуализма» оборотная сторона? Отражение новых идей в искусстве. Поиски правильной перспективы. Гуманисты и политическое развитие Италии. Итальянская «пентархия». Заказчики произведений искусства. Специфические варианты: Флоренция, Венеция, Милан, Неаполь. Историографическая проблема связи Возрождения с ранним капитализмом. Примеры политического использования концепции Возрождения. Возрождение как средневековое явление?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Контрольные работы
  • блокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса) на корпоративной платформе Zoom. Необходимые технические требования состоят в наличии у студента устойчиво работающих компьютера, камеры, микрофона и динамиков, достаточного качества интернет связи. Студент обязан явиться на экзамен согласно предварительно объявленному расписанию. В помещении, помимо студента, не должно находиться иных лиц. Для выбора вопроса может использоваться генератор случайных чисел. Подготовка к ответу на выбранный экзаменационный вопрос осуществляется в режиме open book при выключенных камере и микрофоне. При ответе на вопрос студент обязан включить не только микрофон, но и камеру. Качество камеры и связи должно позволять экзаменатору хорошо видеть студента. При ответе на вопрос и в ходе последующей беседы студентам запрещено выключать камеру, пользоваться литературой, конспектами и любыми иными подсказками. Кратковременным считается нарушение связи, если оно длилось менее трех минут. Долговременным считается нарушение длительностью три минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает подготовку ответа на другой экзаменационный вопрос.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * Контрольные работы + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всеобщая история. Т.2: Восток и Запад в Средние века, Васильев, Л. С., 2007
  • История государства и права зарубежных стран. Т.1: Древний мир и Средние века, Жидков, О. А., Крашенинникова, Н. А., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Всеобщая история. Т.2: Восток и Запад в Средние века, Васильев, Л. С., 2012
  • История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение : учебник для вузов, Алексеев, М. П., Жирмунский, В. М., 2000
  • История средних веков. Т.1: ., Хачатурян, Н. А., Карпов, С. П., 2003
  • История средних веков. Т.2: Раннее Новое время, Дмитриева, О. В., Брагина, Л. М., 2003
  • Философия в средние века : от истоков патристики до конца ХIV века, Жильсон, Э., Бакулова, А. Д., 2004