• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Древний Восток и Античность

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Освещение материала в рамках учебной дисциплины "Древний Восток и Античность" строится по двум блокам: первый из них посвящен цивилизациям древнего Востока, второй – античному миру (цивилизациям древней Греции и древнего Рима). Дисциплина призвана сформировать у обучающихся представление о различиях между обществами древнего Востока, сложившихся непосредственно на основе первобытности и в дальнейшем удержавших ряд характерных для нее черт, и античным миром с фундаментальным для него институтом гражданской общины (полис, civitas), а также о преемственности по отношению к античному миру европейской цивилизации Средних веков и Нового времени.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Сформировать у студентов представление об истории древнего мира, о её основных событиях, о закономерностях возникновения первых государств и цивилизаций, об особенностях исторического этапа ранней древности (IV-II тыс. до н.э.), об изменениях в развитии древних обществ в I тыс. до н.э., включая формирование этических религий («осевое время»)
  • 2. Дать представление о различиях между обществами древнего Востока и Античности, их наследии в современном мире
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и может объяснить основные особенности общественно-политического развития крито-микенской цивилизации в III-II тыс. до н.э., основные тенденции развития Древней Греции в "тёмные века" (XI-VIII вв. до н.э.)
  • Знает основные тенденции общественно-политического развития Аттики в классический период (V-IV вв. до н.э.), имеет представление об афинской демократии как особом политическом устройстве древнегреческого полиса, умеет сравнивать, находить общие черты и различия в современной и античной демократии.
  • Знает основные тенденции общественно-политического развития Греции в архаическую эпоху (VII-VI вв. до н.э.), особенности формирования полисного строя в Афинах и Спарте, основных направлениях Великой греческой колонизации, может показать на карте основные греческие колонии VIII-VI вв. до н.э.
  • Знает основные этапы истории Рима Ранней республики, особенности его социально-политической структуры, этапы формирования и черты организации Римско-италийского союза.
  • Знает особенности эволюции общества и государства, культуры, религии держав Передней Азии (Вавилонии, Ассирии, Мидии и Персии, Израиля) в I тыс. до н.э.
  • Знает предпосылки и основные проявления кризиса III в. н.э. в Римской империи, особенности политического строя Домината, предпосылки, основные этапы и значение распространения христианства, причины гибели Римской империи
  • Знает предпосылки ход и последствия Восточного похода Александра Великого, значение его времени, основные подходы к определению понятия эллинизма, основные этапы истории эллинистических государств и особенности их культуры.
  • Знает причины, основные проявления и последствия кризиса Римской республики, предпосылки оформления в Риме системы единоличного правления, основные события гражданских войн.
  • Знает ход и последствия Пунических войн, экспансии Рима в Средиземноморье, предпосылки становления в Италии системы классического рабства и ее особенности
  • Имеет представление о политическом и общественном устройстве Древней Индии и Древнего Китая в конце III тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э.
  • Имеет представление о предпосылках и ходе Пелопоннесской войны и других внутригреческих конфликтов IV-III вв. до н.э., о явлении кризиса полиса в IV в. до н.э., о предпосылках и значении возвышения Македонского царства
  • Имеет представление о природно-географических особенностях Италии, о населении во II - начале I тыс. до н.э., об основных этапах истории и общественном устройстве царского Рима.
  • Имеет представление о соотношении в политическом режиме Принципата черт монархии и общинного устройства, знает основные этапы истории Римской империи в конце I в. до н.э. - II в. н.э., основные черты ее культуры.
  • Имеет представление об общих проблемах и тенденциях развития древневосточных обществ, о предпосылках и ходе возникновения древнейших государств в IV-III тыс. до н.э.
  • Имеет представление об особенностях эволюции общества и государства, культуры, религии Древнего Египта и Месопотамии конца IV - конца II тыс. до н.э.
  • Имеет представление об отличиях античного общества от древневосточного, о всемирно-историческом значении античной цивилизации, знает специфику природно-географических и климатических условий древнегреческой цивилизации, основные особенности крито-микенской цивилизации в III-II тыс. до н.э., основные тенденции развития Древней Греции в "тёмные века" (XI-VIII вв. до н.э.)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие проблемы истории древнего мира. Возникновение древнейших государств в IV – III тыс. до н.э.
  • Общество и государство на древнем Ближнем Востоке в эпоху ранней древности (III-II тыс. до н.э.): Египет, Месопотамия, периферийные государства Ближнего и Среднего Востока.
  • Общество и государство на древнем Ближнем Востоке в I тыс. до н.э.
  • Общество и государство древней Индии и древнего Китая.
  • Античность как явление древней истории и всемирно-историческое явление. Греция: природно-географические условия и население.
  • Крито-микенская цивилизация. Гомеровский период в истории Греции
  • Древняя Греция в эпоху архаики. Великая греческая колонизация.
  • Древняя Греция в эпоху классики (V-IV вв. до н.э.). Греко-персидские войны. Расцвет афинской демократии.
  • Пелопоннесская война 431-404 гг. до н.э. Кризис древнегреческого полиса в IV в. до н.э. Возвышение Македонского царства. Греческая культура классической эпохи.
  • Завоевания Александра Македонского. Эпоха эллинизма в истории греческого мира и Ближнего и Среднего Востока.
  • Италия: природно-географические условия и население. Рим царской эпохи (753-509 гг. до н.э.)
  • Рим времени Ранней республики (конец VI-начало III вв. до н.э.). Социальное и политическое устройство римской общины. Формирование Римско-италийского союза.
  • Рим эпохи Средней республики (III-II вв. до н.э.). Пунические войны и установление римской гегемонии в Средиземноморье
  • Рим эпохи Поздней республики (конец II - I вв. до н.э.). Гражданские войны и трансформация римской общины. Культура республиканского Рима.
  • Римская империя в эпоху Принципата (до конца II в. н.э.).
  • Кризис III в. до н.э. Римская империя в эпоху Домината (конец III - V вв. до н.э.). Возникновение христианства и его превращение в государственную религию.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Контрольные работы
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.2 * Контрольные работы + 0.5 * Экзамен + 0.3 * Активность на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Античная литература : учебник для высшей школы, Лосев, А. Ф., 2001
  • Всемирная история : учебник, Поляк, Г. Б., 2003
  • Всемирная история. Т.1: Древний мир, , 2011
  • Всеобщая история. Т.1: Древний Восток и Античность, Васильев, Л. С., 2015
  • Искусство Древней Греции : словарь, Таруашвили, Л. И., 2004
  • История Востока. Т. 1: ., Васильев, Л. С., 2013
  • История Древнего Востока : учеб. пособие для вузов, Бухарин, М. Д., 2009
  • История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин, В. И., 2002
  • История Древнего Рима, Машкин, Н. А., 2006
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев, Ю. В., 2003