• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

Социальная антропология

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает знакомство с основными разделами социальной антропологии, современными направлениями изучения человека. Социальная антропология - это комплексная наука о человеке и обществе в их культурном многообразии. Она ищет решения как фундаментальных проблем развития человека, эволюции и функционирования социальных систем, так и всевозможных прикладных задач. Это наука о том, как люди придают значение миру с помощью различных социальных норм, ценностей, практик и средств организации. Антропологи и этнологи исследуют многообразие форм социальной жизни и культурного опыта человека с учетом его биологической природы. Роль социального антрополога состоит в том, чтобы исследовать и понимать другие культуры и общества, при этом углубляя и понимание своего собственного мировоззрения. В течение курса студенты будут изучать широкий круг тем, охватывающих многие ключевые темы исследований в области социальной антропологии, такие как введение в антропологическое мышление, этнокультурный состав мира, системы родства, религии, колдовство, ритуалы и обряды перехода, гендер и идентичность, личность и общество, городская антропология, политическая организация обществ и влияние глобализации на этническую принадлежность, и многие другие.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с современным пониманием социальной антропологии, и теми методами, которыми можно исследовать общества и человека как часть общего мирового пространства, выявление универсальных и культурно-специфических черт, которыми обладают человеческие общества.
  • Освоение студентами комплексного подхода к изучению человека, заключающегося в понимании единства биологической и социальной составляющей человека и общества, и умение применить этот подход в будущей профессиональной деятельности.
  • Формирование целостного антропологического гуманистического мировоззрения на базе полученных знаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знакомство с антропологической наукой в историческом и современном контексте, знание базовых терминов и понятийного аппарата социальной антропологии
  • знание основных этапов эволюции человека, происхождения рас, повышение уровня знаний о концепциях культурного развития человека и общества, формирование ценностных гуманистических установок, основанных на признании многообразия и равенства народов и культур
  • Знакомство с этнокультурным составом народов мира, проблемах взаимодействия культур, организации мультикультурных сообществ
  • знание основных концепций изучения ритуалов и обрядов перехода
  • знание основных систем и терминологии родства, локальности брачных поселений, понимание феномена репродуктивных отношений как фактора, определяющего структуру социальной системы.
  • знание основных понятий и теорий экономической антропологии
  • знание основных понятий и теорий политической антропологии
  • 1) повышение уровня знаний о концепциях культурного развития человека и общества, традиционной и современной культурах, жизнедеятельности человека в разных регионах мира. 2) Выделение универсальных и культурно-специфических черт в разных обществах мира. 3) формирование ценностных гуманистических установок, основанных на признании многообразия и равенства народов и культур
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Предмет и история социальной антропологии
    1.1. Возникновение и история социальной антропологии. Картина мира в античности и Средневековье. На пороге антропологии (XVIII-XIX в.). Возникновение естествознания и дарвинизм. Основатели современной антропологии (Ф. Боас, Б. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун, М. Мосс). Место антропологии в системе научного знания. Социальная антропология в России. Основные антропологические теории (Эволюционизм, структурный функционализм, культурный релятивизм, структурализм, интерпретативный подход). 1.2. Уникальность антропологии. Человек как биосоциальное существо. Антропология сегодня.
  • 3. Происхождение человека
    3.1. Человек как социальное и биологическое существо. Эволюционная антропология. Происхождение социальности и феномен детей-маугли. Происхождение речи. Проблема биосоциальной эволюции. 3.2. Раса как биологическая и социальная категория. Расизм и его социальные корни. Несовпадение границ распространения расы и этноса. Кейс-стади: геноцид в Руанде.
  • 2. Методы и ключевые понятия социальной антропологии.
    2.1. Ключевые понятия (личность, культура, общество, межкультурная коммуникация, традиционные культуры, этнос и этничность, племя и народность, нация и национальность, идентичность). 2.2. Традиционные и современные методы исследования социальной антропологии (полевая работа, сравнительный анализ, перевод, холизм, контекст). 2.3. Проблемы этики в исследованиях социальных антропологов. Культурный шок.
  • 4. Этнокультурный состав мира
    4.1. Классификации народов. Лингвистическая карта народов мира. 4.2. Системы жизнеобеспечения в социально-антропологических исследованиях. Хозяйственно-культурные типы. Триада пища-жилище-одежда. 4.3. Религии мира. Кейс-стади: Африка и Чукотка.
  • 5. Миф. Символ. Ритуал.
    5.1. Ритуалы. Этологическая концепция ритуала. К. Лоренц. Социальная функция ритуала в обществе. Э. Дюркгейм. 5.2. Обряды перехода и инициации в традиционных культурах. Половозрастные объединения в традиционных обществах. 5.3. Табу и запреты. Колдовство и демонология. 5.4. Современные ритуалы.
  • 6. Семья. Родство. Гендер.
    6.1. Системы терминов родства. Кровное и социальное родство. Типы брачных поселений. 6.2. Репродуктивные стратегии. Антропология пола и культура сексуального поведения. Репродуктивные отношения как фактор, определяющий структуру социальной системы. 6.3. Брачные связи как культурный феномен. Эволюция брачных связей. Моногамия и полигамия. 6.4. Половые роли и гендерные стереотипы. Маскулинность и фемининность. 6.5. Родительское поведение.
  • 7. Экономическая антропология
    7.1. Реципрокность. Дарообмен. Дележ и кооперация. Концепция М. Мосса. Потлач. 7.2. Экономическая антропология М. Салинза. Недопроизводство и перепроизводство и ХКТ. 7.3. Моральная экономика. Социальная иерархия и стратификация обществ. 7.4. Кейс-стади: хадза и датога.
  • 8. Политическая антропология
    8.1. Представления о власти, неравенстве, насилии. 8.2. Деление обществ по политическому устройству: бигменство, вождество, сложное вождество. 8.3. Символизм власти. Профанное и сакральное. 8.4. Иерархические и неиерархические общества. Легитимация власти на насилие. Культ лидера в тоталитарных обществах. 8.5. Кейс-стади: проблемы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
  • 9. Кросс-культурная антропология
    9.1. Школа кросс-культурных исследований. Дж. Мердок. Базы данных “Human Relations Area Files”. Другие количественные методы и проблемы выборки и репрезентативности в социальной антропологии. 9.2. Кросс-культурная коммуникация. Универсальные стереотипы общения (жестовые, позовые и мимические). Мимика в разных культурах – универсальный способ проявления эмоций. Улыбка и смех. 9.3. Кросс-культурные исследования. Кейс-стади: кросс-культурные исследования пространственного поведения, счастья и пандемии COVID-19.
  • 10. Городская антропология как часть социальной антропологии
    10.1 Классические подходы к изучению города. Чикагская и манчестерская научные школы. Исследования “западных” городских сообществ второй половины ХХ в. 10.2. Социальные движения в городе. 10.3. Современные исследования общественного пространства: подходы городских антропологов. Прикладная городская антропология.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Проект (полевое исследование)
    проект реализуется в течение всего курса
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка по дисциплине рассчитывается по следующей формуле: Ои = k1хОн + k2хОэ Ои – итоговая оценка за дисциплину Он – накопленная оценка за дисциплину Оэ – оценка за экзамен. к1= 0,5 к2 =0,5 Способ округления – арифметический. Он, накопленная оценка за дисциплину, по 10-балльной шкале, фиксируется перед итоговым контролем и рассчитывается по следующей формуле: Он = к1хОаудит. + к2хОк.р. + к3хОпр. Оаудит. – оценка за работу на семинарах, по 10-балльной шкале. Ок.р. – оценка за контрольную работу, по 10-балльной шкале. Опр. – оценка за проект-презентацию, по 10-ти балльной шкале. к1 = 0,4 к2 = 0,3 к3 = 0,3 Способ округления – арифметический. Все оценки выставляются в рабочую ведомость. Оаудит. – преподаватель оценивает участие и активность студентов в дискуссиях на семинарах, правильность решения задач, поставленных не семинарах, ответы на заданные к семинарам вопросы, знание литературы и т.д.; Ок.р. – преподаватель оценивает правильность ответов на вопросы, предложенных на контрольной работе, по темам прошедших лекций и семинаров Опр. – преподаватель оценивает уровень понимания курса студентами на основе собранных собственных полевых материалов (проект), умение самостоятельно работать с источниками, умение работать в коллективе и способность презентовать материал аудитории.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Антропология : учебник для вузов, Хрисанфова, Е. Н., 2002
  • Происхождение неравенства, цивилизации и государства, Крадин, Н. Н., 2021
  • Социальная антропология : учеб.- метод. пособие, Ашкеров, А. Ю., 2005
  • Социальная антропология : учебник для вузов, Добреньков, В. И., 2010
  • Что такое антропология?, Эриксен, Т. Х., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cross-cultural psychology : research and applications, Berry, J. W., 2013
  • Cross-cultural research methods in psychology, , 2011
  • Culture`s consequences : comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations, Hofstede, G., 2001
  • Cultures and Organizations: software of the mind: intercultural cooperation and Its importance fo..., Hofstede, G., 2010
  • Золотая ветвь : исследование магии и религии, Фрэзер, Дж. Дж., 2003
  • Межкультурная коммуникация и корпоративная культура : учеб. пособие для вузов, Персикова, Т. Н., 2002
  • Политическая антропология : учебник для вузов, Крадин, Н. Н., 2010
  • Политическая антропология : Учебник, Крадин, Н.Н., 2010
  • Сны и видения в народной культуре, , 2002
  • Социальная антропология : Учеб. пособие для вузов, Минюшев, Ф.И., 2004
  • Что такое антропология ? : Учебное пособие, Эриксен, Т.Х., 2014
  • Экономика каменного века, Салинз, М., 2000
  • Этнология (Этнография) : учебник для бакалавров, Белков, П. Л., 2014
  • Этнология и социальная антропология : учеб. пособие для вузов, Чешко, С. В., 2014