• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар «Вторая мировая война на территории СССР: история и память»

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Вторая мировая война считается одним из ключевых событий ХХ столетия. Одной из стран, сильнее всех затронутых войной, стал СССР, а ряд последствий ощущаются до сегодняшнего дня. Война стала своеобразным тестом на прочность для советского государства, существовавшего к началу войны чуть более двух десятков лет. Одновременно в период с 1939 по 1945 гг. в стране произошли изменения в идеологии, политике, государственном управлении. Нельзя пройти мимо социальных последствий войны. Наряду с мобилизацией десятков миллионов человек в Красную армию и колоссальными перемещениями людей и ресурсов на восток в ходе эвакуации, около 70 миллионов советских граждан остались на территориях, оккупированных немецкими войсками. Целью предлагаемого научно-учебного семинара является знакомство с основными группами исторических источников, отдельными уникальными свидетельствами, с работами современной историографии о социальной и политической истории Советского Союза в период Второй мировой войны, а также памяти о войне в последующие годы. Основная работа на семинарах будет строиться вокруг анализа источников: различных документов, стенограмм бесед, взятых по обе стороны железного занавеса интервью, фронтовых писем и дневников, написанных в разные годы мемуаров, агитационных материалов. Работа на семинарах также включает самостоятельный поиск информации для решения маленькой исследовательской задачи в рамках темы семинара. Особое внимание планируется сосредоточить на следующих проблемах. Какие трансформации претерпели идеология и система управления Советского Союза в годы войны? Как изменилась повседневная жизнь в советском тылу? Что значило быть фронтовиком, каков мог быть советский военный опыт солдата, командира, политрука, работника госбезопасности? Какие особенности имела оккупация советских территорий (по сравнению со странами Западной Европы)? Кто сотрудничал с оккупантами и почему, что было после войны с коллаборационистами и нацистскими преступниками? Каковы масштабы Холокоста, как он был организован на советских территориях и в Европе? Как появилось, выживало и боролось партизанское движение? Почему советских военнопленных называют «забытой жертвой национал-социализма», сколько их было и как сложилась их судьба? Кто такие остарбайтеры, как они жили и работали в Европе, подвергались ли дискриминации после возвращения домой? Как государство конструировало память о войне в разные периоды, какие цели ставило и какие итоги получило? Кто, зачем и как создавал мемуары о войне в СССР? Как новые источники, ставшие доступными после «архивной революции», изменили наши представления об истории войны? Студентам будет предложено написать научно-исследовательскую работу, которая будет основываться в том числе на неопубликованных или ранее лишь частично вводившихся в научный оборот источниках из архивов, онлайн-банков и баз данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные группы источников по социальной и политической истории СССР военного времени, понимать их специфику и уметь анализировать
  • Иметь представление об основных направлениях изучения СССР в период войны, достижениях современной историографии и дискуссионных проблемах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент может назвать этапы преследования коллаборационистов в СССР в период и после Второй мировой войны, а также рассматривать эти этапы в общеевропейском контексте преследования нацистских преступников.
  • знать (1) способы инструментализации памяти о Второй мировой войне в современной российской политике памяти; (2) место Сталина в памяти о войне и памяти о победе; (3) отличия между государственной политикой памяти и семейной памятью о войне; (4) способы изучения памяти о войне в научной литературе;
  • Понимать суть изменений в идеологии и практиках управления, знать их причины.
  • Понимать реалии фронтового быта для разных групп военных
  • Понимать положение людей в советском тылу: уровень жизни, настроения, стратегии выживания
  • Иметь представление о характере оккупационного режима в разных частях СССР
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • И.В. Сталин как лидер военного времени
  • Массовые настроения в армии
  • Фронтовые дневники и письма: социальная функция и особенности как исторических источников
  • Материальная история войны: фронт
  • Социальная история советского тыла
  • Органы государственной безопасности в годы войны
  • Повседневность оккупации
  • Преследование нацистских преступников и коллаборационистов в послевоенный период (1940-е – 2000-е гг.)
  • Советские военнопленные и остарбайтеры
  • Память о войне в СССР и России
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа, основанная на анализе комплексов исторических источников, из которых нужно отобрать часть данных и самостоятельно поставить к ним исследовательские задачи. Ориентировочный объем: 1,5-2 тыс. слов. В анализе, в зависимости от темы, необходимо задействовать не менее 5 дневников (суммарным объемом релевантных теме отрывков не менее 100 страниц текста), 10 интервью, 30 архивных документов (суммарным объемом не менее 50 листов), 30 опубликованных документов (суммарным объемом не менее 70 страниц).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.5 * Письменная работа + 0.5 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cadiot, J., & Penter, T. (2013). Law and justice in wartime and postwar Stalinism. https://doi.org/10.11588/heidok.00018041
  • Edele, M. (2008). Soviet Veterans of the Second World War : A Popular Movement in an Authoritarian Society, 1941-1991. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=259857
  • Edele, M. (2017). Stalin’s Defectors : How Red Army Soldiers Became Hitler’s Collaborators, 1941-1945. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1535698
  • Hirsch, F. (2008). The Soviets at Nuremberg: International Law, Propaganda, and the Making of the Postwar Order. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6B201385
  • Kirschenbaum, L. A. (2006). The Legacy of the Siege of Leningrad, 1941–1995 : Myth, Memories, and Monuments. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=174478
  • Making sense of war : the Second World War and the fate of the Bolshevik Revolution, Weiner, A., 2001
  • The Living & the Dead: The Rise and Fall of the Cult of World War II in Russia, Tumarkin, N., 1994
  • Блокадная этика : представления о морали в Ленинграде в 1941 - 1942 гг., Яров, С. В., 2013
  • Гарвардский проект: рассекреченные свидетельства о Великой Отечественной войне, , 2019
  • Иконография Сталина : репрезентация власти в советском искусстве 1930-1950-х годов, Руцинская, И. И., 2021
  • Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа : сборник, , 2005
  • Психология войны в XX веке : исторический опыт России, Сенявская, Е. С., 1999
  • Смерш. Исторические очерки и архивные документы, Христофоров, В. С., 2003
  • Советские военнопленные в системе концлагерей Германии, Отто, Р., 2020
  • Сталин. Жизнь одного вождя : биография, Хлевнюк, О. В., 2016
  • Фронтовой дневник 1941 - 1945, Славгородский, Г. В., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Войны памяти" на постсоветском пространстве, Бордюгов, Г. А., 2011
  • "Свершилось. Пришли немцы!" : идейный коллаборационизм в СССР в период Великой Отечественной войны, , 2014
  • Brants, C. H. (2000). Dealing with the Holocaust and collaboration : the Dutch experience of criminal justice and accountability after World War II. Crime, Law and Social Change, 34(3), 211–236. https://doi.org/10.1023/A:1008358428102
  • Kaiser, C. P. (2014). Betraying their Motherland. Soviet & Post-Soviet Review, 41(1), 57–83. https://doi.org/10.1163/18763324-04101004
  • Вместе с флотом. Советская морская контрразведка в Великой Отечественной войне : исторические очерки и архивные документы, Христофоров, В. С., 2010
  • Лубянка. Из истории отечественной контрразведки, Христофоров, В. С., 2007
  • Одесса: жизнь в оккупации, 1941 - 1944, , 2013
  • Октябрь. Сталин. Победа : культ юбилеев в пространстве памяти, Бордюгов, Г. А., 2010
  • Помнить по-нашему: соцреалистический историзм и блокада Ленинграда, Воронина, Т., 2018
  • Сталинград: органы НКВД накануне и в дни сражения, Христофоров, В. С., 2008