• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Педагогическая практика студентов

Студенты 5-го курса ОП "История" проходят педагогическую практику, которую можно совместить с их реальной работой в образовательном учреждении. Об опыте преподавания и своих впечатлениях, доступности профессии учителя студентам непедагогических вузов нам рассказал студент программы Михаил Денисов.

Педагогическая практика студентов

© Михаил Денисов

Где вы преподаете и к чему именно готовите своих учеников? 

Сейчас я преподаю у 11-классников в лицее Финансового университета при правительстве РФ. В декабре мне предложили взять курс по отечественной культуре ХХ века. Это, конечно, преимущественно олимпиадная история, то есть акцент делается не столько на освоение фактического материала, сколько на работу с источниками разных типов и видов: тексты, статистические данные, произведения визуального искусства, визуальные статистика и т.д. Помимо моего курса, лицеисты осваивают и другие предметы, связанные с отечественной историей.

Сложно ли преподавать после почти пятилетнего обучения на историка в бакалавриате НИУ ВШЭ?  

Не так сложно, как ожидалось. После бакалаврской программы это ощущается спуском с неба на землю, так как школьный курс истории в меньшей степени ориентирован на обобщения и понимание культуры как ценностного мира человека. Школьный курс сфокусирован на конкретных произведениях и больше похож на формирование культурного багажа, необходимого образованному человеку. Однако в этом есть и свои плюсы — без знания базовых вещей к обобщениям переходить вообще не стоит. Поэтому преподавание в школе, по моим ощущениям, скорее непривычно, чем сложно. Среди курсов бакалавриата, которые мне сильно помогают в преподавательской деятельности, могу выделить «Введение в историю искусства» и «Проблемы изучения народной культуры», которые вела Елена Борисовна Смилянская. Много ценного и полезного дала «Методика преподавания истории в школе», которая настраивает на более осознанный подход к построению занятий.

Профессиональный успех преподавателя во многом обеспечивается soft skills, формирование которых также является частью образовательного процесса в вузе. Расскажите, какие именно soft skills вы считаете самыми ценными и получилось ли сформировать и закрепить их за годы обучения в бакалавриате.   

Прежде всего, конечно, я бы отметил коммуникативные навыки, работу в команде и умение быстро искать информацию (навык, близкий к профессиональным, но может рассматриваться и как soft skill). Многие формы работы в НИУ ВШЭ предполагают, что студенты должны сами искать, перерабатывать и презентовать информацию, и это как раз то, что нужно уметь любому практикующему учителю, особенно начинающему. В бакалавриате много внимания уделялось проектной деятельности, что научило работать в команде. Этот опыт помогает мне, например, выстраивать более диалогические форматы взаимодействия на занятиях, со временем предполагаю перейти и к групповым формам работы.