• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

"Нужно учиться жить в разных ситуациях и развивать в себе умение адаптироваться к любым условиям"

Вторая часть репортажа Екатерины Малыгиной о её поездке в академическую мобильность в Йену. На этот раз — о том, как устроен учебный процесс в немецком университете и как живут студенты за рубежом.

Первая часть статьи

Йена — небольшой университетский город, очень зелёный. Он находится между холмов, на которые можно взбираться, чтобы насладиться панорамой города или встретить рассвет. Благодаря транспортной сети трудностей с поездками внутри и вне города не возникает. Так, кроме городов Тюрингии мне уже удалось побывать в Берлине, Нюрнберге, Дрездене, Праге, Вене.

Университет прекрасно организован, начиная от хорошо оборудованных зданий до парков и спортивных залов. В коридорах много широких столов и стульев, так что студенты могут без труда заниматься в любое время. Вообще университет абсолютно открытый. Так, вечером в лекционных залах могут показывать фильмы, проходить выставки, есть цикл мероприятий «Университет для детей». Вечером на Ernst-Abbe-Platz, площади около Мензы, можно встретить студентов, играющих, например, во Flunkyball.

Аудитории, по мнению немцев, устроены старомодно, но работать в них одно удовольствие. Во-первых, в классах есть несколько меловых досок. Если их сдвинуть, освобождается место для проекции презентаций. Непривычный атрибут — тоненькие прозрачные пластиковые листки, на которых студенты пишут решение групповых задач на семинарах. С помощью специального аппарата пластинка проецируется и все видят конспект выступления или ответа. Это очень удобно, практично, элементарно просто, даже банально, но, уверена, такое бы точно нашло широкое применение и у нас в университете.

Процесс обучения устроен совсем иначе. Например, я была в некотором замешательстве, когда преподаватель дал нам задание прямо на паре и выделил на него около 20 минут. Причём, задание было не групповым. Для чего тратить время в аудитории, когда можно подготовиться дома, а в классе представить результаты и обеспечить их живое обсуждение?! Однако дальше началось самое интересное: никого даже не спрашивали о результатах, но попросили рассказать, КАК задание выполнялось и с какими трудностями студенты столкнулись. Такой способ работы заставляет быть ответственным перед самим собой, активнее анализировать методы, которыми ты пользуешься, и помогает увидеть, как их можно развить. На выходе мы получаем человека способного критически оценивать результат своей деятельности и умеющего всё делать без каких-либо предварительных, уж простите, пинков.

Тоже самое обстоит с чтением домашней литературы. Не знаю, насколько это применимо в исторических науках, но с изучением политики порядок работы следующий. Вы получаете текст как домашнее задание и его прочтение к следующему занятию принимается как аксиома. Во время самого семинара идёт обсуждение презентаций студентов и других близких к теме вопросов, но ни в коем случае не текста, если только он сам не вызывает вопросов.

Студенты сами строят своё расписание: они могут выбирать время семинаров и практических занятий из предложенных. Например, можно уложить расписание в 2-3 дня очень интенсивной работы или же напротив оставить по 2-3 занятия в день в течение всей недели. Некоторые пары начинаются/заканчиваются совсем не по графику, и это приходится учитывать при составлении расписания. В любом случае, это очень удобно и даёт свободное время, которые многие тратят на работу, спорт или путешествия.

Экзамены тоже отличаются от наших. Например, 25% оценки за курс составляет презентация во время курса, 25% — активность на семинаре, 50% — итоговая работа (Thesis/Hausarbeit), в таком случае как такового экзамена не предусмотрено. Но есть и практические курсы (Übungen), на которых, к примеру, может быть экзамен по материалу, изученному самостоятельно, независимо от курса, а также эссе (Hausarbeit) на проверку полученных навыков.

Доступ к литературе обеспечивается достаточно интересно. Все библиотеки Йены объединены в одну сеть ThULB. В студенческое удостоверение сразу включена регистрация в этой сети и не нужно иметь кучу карт, достаточно лишь одной, чтобы получить доступ ко всем книгам. Все книги представлены в свободном доступе. Нужно только через сайт ThULB определить, в какой из библиотек эта книга находится, узнать её код и найти её на стеллаже. Никакие дополнительные регистрации не требуются. У меня сложилось впечатление, что студенты Германии очень любят библиотеки, они здесь находятся постоянно: занимаются, общаются, смотрят что-нибудь или просто отдыхают.

Так же легко обеспечивается доступ в интернет. При регистрации в системе Friedolin (вроде Вышкинской LMS), выдаётся логин-пароль, ввод которого требуется один раз на устройстве. После этого подключение происходит автоматически. То есть и студенты довольны, что не тратят время на регистрацию, и начальство довольно, потому что посторонние люди не потребляют университетский трафик. Примечательно то что, когда я была в Венском университете и Высшей школе прикладного искусства в Праге мне без проблем удавалось подключиться к университетской интернет-сети, так что, это очень хорошо продумано.

Но больше всего мне нравится сам студенческий билет.

Карта называется THOSKA (Thüringer Hochschul- und Studentenwerkskarte) и её владелец имеет множество преимуществ. На эту карту можно класть деньги и расплачиваться ей в Мензе (студенческая столовая) и кафетериях, печатать материалы и делать фотокопии, пользоваться стиральными машинами в общежитии, получать доступ в библиотеку. Кстати, первое обстоятельство позволяет даже успеть поесть в перерыве. Менза предлагает несколько блюд, как правило, около трех-четырех за раз, меняются в разное время дня. То есть достаточно просто подойти к нужной раздаче, без лишних слов получить блюдо и продвинуться к кассам. При использовании THOSKA, на обслуживание одного человека выходит не больше 5 секунд — невероятно быстро. В целом, 2-3€ достаточно, чтобы полноценно пообедать. К слову, меню вегетарианское представлено в таком же объёме, как и обыкновенное. Предусмотрено даже детское меню, потому что в университете очень много студентов-родителей с детьми. Для них оборудованы специальные места в Мензе и, насколько я знаю, даже функционирует свой небольшой детский сад, в котором можно оставить детей на время важных занятий.

Обслуживанием студентов занимается отдельная организация, помогающая студентам всей Тюрингии, сам университет этим почти не занимается. Как мне кажется, это очень здорово, поскольку на университет не ложится бремя устройства материальной жизни студентов, но их непосредственное обучение и развитие. 

Подводя итог, отмечу, что навыки, полученные в Вышке, помогают не только во время учёбы, но в жизни вообще. Девиз «Не для школы, а для жизни мы учимся» — это не пустые слова. На занятиях я нахожу себя вполне уверенно на фоне студентов из Германии даже при том, что здесь я, к сожалению, занимаюсь историей только в рамках политики, а в основном занимаюсь анализом и критикой текстов.

Мне в память очень врезались слова из интервью одного из моих преподавателей о том, что нужно учиться жить в разных ситуациях и развивать в себе умение адаптироваться к любым условиям. Я уверена, что буду учиться этому, ведь оно того стоит. Да и студенческие годы — самое подходящее время для таких поездок. Эразмус — это действительно возможность посмотреть на мир, пожить другой жизнью, совмещая учёбу и путешествия.

В заключении хочу поблагодарить Учебный офис ОП «История» за оказанную поддержку и помощь в подготовке к мобильности (была проведена действительно очень большая работа), а также воодушевить тебя, студент, на то, чтобы воспользоваться такой возможностью :-)


Студентка 3 курса 

Екатерина Малыгина