• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
25
Июнь

Студенты и преподаватели ОП “История” - о научно-исследовательских семинарах 2023/2024 учебного года

Научно-исследовательские семинары являются одним из обязательных элементов учебного плана каждого студента образовательной программы “История”. Темы, которые охватывают НИСы отличаются разнообразием и оригинальностью подходов к традиционным на первый взгляд областям исторического знания. Студент 5 курса Максим Сивков опросил отдельных преподавателей и студентов ОП “История” и выяснил, какие преимущества и характерные черты научно-исследовательских семинаров выделяют историки.

 

Никита Першин, 3 курс

Я посещал в этом модуле Научно-исследовательский семинар Елены Сергеевны Марей "Древний мир в свидетельствах письменных источников”. Прежде всего этот курс направлен на изучение античных литературных источников через призму определенной, своеобразной методологии. НИС полезен для общего понимания работы с источником, его направленность позволяет студенту-историку, изучающему Античный мир, взглянуть на весь период от начала до конца через его отражение в письменных источниках. Это, в свою очередь, даст возможность разобраться во взаимосвязи каждого отдельного периода (Греция — Рим — Поздняя Античность) со своей источниковедческой базой, — а это крайне полезно для дальнейшего понимания, с каким периодом студент-историк хотел бы работать исходя не только из личной заинтересованности, но и из специфики источниковой базы.

Программа курса несколько схожа с дисциплиной "Древний Восток и Античность", которую студенты проходят на первом году обучения. Тем не менее, НИС нацелен на изучение более узкого временного периода и акцент семинаров в рамках него смещен в сторону изучения источников. Я бы посоветовал данный НИС всем студентам-историкам, заинтересованным в работе с периодом Античности, которые уже занимались периодом на предыдущих курсах, но хотят углубить свои методы и знания или хотели бы “переключиться” на изучение Античности.

 

Валерия Валеева, 4 курс

В этом модуле я посещала Научно-исследовательский семинар Антонины Владимировны Шаровой “Новая биографическая история:  методология, методика, практика” . На мой взгляд, наиболее интересным в данной дисциплине было изучение и анализ именно сложившегося вокруг исторической персоналии образа отдельно от личности, т.е изучение метода деконструкции определенного «образа».  Данный метод отлично подходит для исследований, посвященных персоналиям, фактического материала о которых немного, в то время, как стереотипов, легенд и мифов, соответственно, много. Этот НИС будет особенно полезен для студента-историка, поскольку изучение методологии биографических исследований препятствует «плоскому» восприятию нарратива, воспроизведению штампов и стереотипов. Думаю, он будет интересен всем, кто заинтересован в истории персоналий. В рамках этой дисциплины мне показалось примечательным, что у нас было довольно много практических заданий и “интерактивов”: на семинарах нам всем давали высказаться и на них совсем отсутствовали “шаблонные дискуссии”.

 

Андрей Гуренко, 3 курс

На втором курсе я посещал Научно-исследовательский семинар "Русский средневековый город" Петра Сергеевича Стефановича, на третьем посещаю "(Не)официальное университетское наследие" Киры Андреевны Ильиной. Мне кажется, что формат занятий научно-исследовательских семинаров сам по себе предполагает, что студенты погружаются в лабораторию историка. В рамках занятий мне понравилось больше всего то, что на них мы работаем над предельно узкой проблематикой с привлечением широкого круга теоретических инструментов (оптик, концептов, подходов) под пристальным наблюдением уже признанных учёных. Если говорить про нис Петра Сергеевича, то в нем наиболее увлекательным показался крайне подробный разбор "Русской правды". Это и многое другое в рамках данного НИСа давало нам возможность практиковаться во внимательном чтении текстов и осторожной, но глубокой работе с ними по критическим изданиям.

Для меня Научно-исследовательский семинар представляет собой дисциплину с возможностью свободного, глубокого, самостоятельного изучения источников. На мой взгляд, Средневековый город подошёл бы медиевистам. Университетское наследие, кстати говоря, я выбрал по чужой рекомендации и остался доволен!

Вадим Суренович Парсамов, доктор исторических наук, преподаватель НИСа "История общественной мысли в России 19 века"

В рамках научно-исследовательского семинара студенты учатся соотносить текст, содержащий конкретные идеи и философские концепции с социально-политическим контекстом, видеть не обособленную текстовую единицу, но элемент общественной дискуссии.

Практическая важность курса подчеркивается работой с текстами в области истории идей, студенты усваивают необходимые для современного исследователя принципы анализа и понимания текста, знакомятся с основами метода интеллектуальной истории.

Это часть широкой программы по истории России, в которой более углубленно изучается история идей, основные пути развития русского общества, религии, политических институтов и отражение всего перечисленного в пространстве обмена идеями и противостояния мировоззрений, другими словами – всё, что интересовало русское общество в течение XIX века.

 

Елена Сергеевна Марей, кандидат исторических наук, преподаватель НИСа “Древний мир в свидетельствах письменных источников

НИС “Древний мир в свидетельствах письменных источников” прежде всего был посвящён источниковедческому анализу, особенностям работы с древневосточными, римскими, позднеантичными источниками. Источники древности, как правило, довольно специфичны, в них крайне важны не только содержание, но и форма, жанровые особенности, поэтому мы учили студентов работать с различными типами источников: литературой, юридическими документами, житиями. Наш курс, его поделили между собой три преподавателя: Иван Сергеевич Ладынин, Наталья Сергеевна Алмазова и я, мы задумывали как своеобразную мастерскую по передаче знаний, умений, навыков, НИС был очень камерный, на 12 студентов, так что у каждого была возможность высказаться, выразить свою позицию, дать комментарий. Я бы не стала советовать этот курс каждому студенту, его тематика довольно узкая, однако тем кто занимается Средневековьем и смежными эпохами, культурами это также может быть интересным, у нас были студенты которые занимаются рецепцией античной культуры в Средние века и так же многие проблемы, вопросы типологии источников оказались им интересны.

 

Екатерина Михайловна Болтунова, кандидат исторических наук, преподаватель НИСа “Современные методы в изучении истории культуры”

У нас был НИС, который касался современных методов. Соответственно, задача моя в рамках этого НИСа была студентам показать разные новые методологические рамки и оптики, которые существуют за пределами классики, за пределами источниковедческой работы. Мы изучали самые разные вещи, начиная от ментальной географии, заканчивая историей памяти, от trauma studies до Кембриджской школы. Мы смотрели разные варианты возможностей работы с источником и разные формы источников. Наша задача в рамках НИСа заключалась в том чтобы показать новые методы в истории культуры и их апробировать вместе со студентами.

Автор публикации – Максим Сивков БИС 192