• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

VIII Осенняя выездная школа "Историко-культурное наследие Северо-Восточной Руси"

С 19 по 23 сентября в рамках общеуниверситетского проекта "Открываем Россию заново" прошла традиционная выездная осенняя школа под руководством доцентов школы исторических наук Л.К. Масиеля Санчеса и А.Ю. Виноградова.

В этом году поехало равное число историков и искусствоведов, и это уже вторая школа, в которой участвуют историки искусства. Кроме того, было принято решение открыть конкурс и для магистров. Это позволило привлечь разных людей и подтолкнуть студентов к постоянному обмену знаниями между студентами разных программ и специальностей, которые, между тем, все равно обладали неким общим словарем и общими интересами.
В качестве локации для VIII выездной школы были выбраны Костромская и, в меньшей степени, Ивановская области. Как всегда, участники экспедиции посетили не только города (Кострома, Кинешма, Плес, Нерехта), но и близлежащие села. В целом, поездка получилось богатой больше на живописные виды, чем на живописные руины, а полюбившиеся всем в том году колокольни и провинциальные музее, в этом году были вытеснены, порой, неожиданными, советскими мозаиками. 

Участвовавшие в экспедиции бакалавры делятся своими впечатлениями:

День 1

«Рассветная Кострома встретила нас пустынными улочками, большой водой и екатерининскими торговыми рядами, но главной героиней первого дня, как, впрочем, и всей экспедиции, была церковная архитектура. Реставрируемый храм Вознесения на Дебре, церковь Иоанна Златоуста, всем полюбившаяся церковь Воскресения на Дебре с удивительным иконостасом и внешним декором, храмы Ипатьевской слободы составили большой комплекс каменного зодчества одного из региональных центров и исполнили роль камертона для восприятия памятников более удаленных от города и в физическом, и временном пространстве. 
Другой сюжет, протянувшийся через этот день и откликнувшийся в Плёсе — деревянные церкви: совершенно другие, непохожие на каменные и одновременно пытающиеся имитировать их детали, перенесенные из разных сел и вписанные в ландшафтный парк музея. Их особое изящество стало большим личным открытием, а одно из самых сильных лирических впечатлений за всю экспедицию — ощущение дерева под рукой. 
Завершением долгого дня для нас были церкви в двух селах: Самети и Шунге. За время школы мы встретили многих самых разных людей, настроенных доброжелательно и желавших нам помочь, рассказать что-то о приходе, но батюшка  Никольской церкви в Самети оказался настолько радушным, что уходить не хотелось совсем. 
И приятным дополнением для любителей оказался разрушающийся монументальный ДК в той же Самети, который встретился нам по пути в церковь».

София Шевчук (История, 3 курс)

День 2

«Весь день нас сопровождала чудесная погода, поэтому долгие прогулки по Костроме и Нерехте приносили особенное удовольствие.
В Костроме мы посмотрели церковь Ильи Пророка на городище и старообрядческую церковь Преображения Господня.
Съездили в село Борщино и изучили Никольскую церковь, а в селе Тетеринское посетили церковь пресвятой Богородицы с особенно меня впечатлявшей колокольней, выполненной по проекту итальянского архитектора Гауденцио Маричелли.
В Нерехте мы посмотрели примеры барочной архитектуры, выраженные в церкви Воздвижения Креста Господня, Варваринской церкви и в церкви Преображения, архитектором которых выступил С.А. Воротилов. В Варваринской церкви мое внимание особенно привлекли росписи, иронично названные местным настоятелем «ярославской школой 90-ых». Написанные с иконографическими ошибками и невниманием к канону, они, тем не менее, представляют собой аутентичный пример современного осмысления православной культуры.
В Нерехте мы также посетили церковь Сретения Владимирской Иконы Божьей Матери, где получили уникальную возможность изучить роспись храма, находящуюся на реставрации. Заставленное лесами, в полумраке, пространство храма произвело на меня невероятное впечатление. Также посетили церковь Богоявления Господня (ныне музей) с сохранившимися фресками в закомарах.
Мое внимание привлек не вошедший в программу, но впечатлявший большинство участников экспедиции памятник, названный А. Ю. Виноградовым «одичавшим модерном» – здание аптеки (ныне краеведческий музей)».

Арина Сайгина (История искусств, 3 курс)

День 3

«Третий день в Плёсе начался по-разному. Кто-то проснулся рано и отправился наблюдать туманы на Волге, но большинство всё-таки не стали вставать раньше, начали свой день с каши и отправились на общую прогулку по городу. Мы взбирались на окрашенные уже осенними цветами холмы, искали места, где Левитан писал свои пейзажи. Солнце светило ярко, было тепло, несмотря на близость реки. У жителей города в этом году яблок уродилось так много, что ящики с ними просто стояли возле домов — угощайся, кто хочет. Поэтому улицы Плёса в тот день оглашал наш дружный историко-искусствоведческий хруст.
К обеду мы выехали из города, чтобы обсудить современное церковное зодчество (ц. Тихона Луховского в Волгореченске) и найти сегодняшнюю дату на росписях, сделанных в виде линейного календаря (Церковь Николая Чудотворца, с. Сидоровское). Самым запоминающимся опытом дня стал путь к церкви годуновского времени в селе Красное-на-Волге. Сначала — переправа через Волгу на пароме, церковь виднеется на холме сквозь деревья. Потом — два километра пешком, на закатном солнце. И, наконец, сама встреча с архитектурой — доклад, обсуждение, подбор аналогий».

Александра Люлина (История искусств, 3 курс)

День 4

«Предпоследний день нашей экспедиции начался с прогулки по Судиславлю — небольшому городку с богатой историей, непременной статуей Ленина на главной улице, дореволюционными памятниками гражданской архитектуры и, естественно, парой церквей, одна из которых сейчас лежит в руинах. 
Следующим пунктом нашего маршрута была рокайльная церковь Николы-Бережка (1792 г.), расположенная неподалеку от музея-заповедника Щелыково. Там находится дом-музей А.Н. Островского, в который мы - к счастью или к сожалению - не попали. Дождь, сопровождавший нашу группу с утра, превратился в снег, но это нас не остановило: по мокрой траве, грунтовке, деревянному настилу и снова траве мы вышли к скромному снаружи и роскошному внутри храму. Главным украшением церкви является резной иконостас золотого цвета, фасад которого декорирован миловидными ангелочками и серафимчиками. Пройденная до храма via dolorosa сделала это путешествие незабываемым: приложенные к достижению цели усилия полностью оправдались. Мне навсегда запомнится вид осеннего, поддавшегося процессу умирания леса и уходящей в глубь него тропинки.
В течение дня мы также посетили несколько усадебных ансамблей (Бурнаевых-Курочкиных, дачу Севрюгова), из которых больше всего мне запомнилось поместье Студеные Ключи. Больше километра мы шли по грязи и лужам до усадьбы, новый хозяин которой (выкупивший землю и начавший реставрировать здание) по счастливой случайности оказался дома. Он пригласил нас внутрь и устроил экскурсию: провел по комнатам, разрешил прогуляться по саду, угостил чаем, яблоками и даже настойками, хранящимися в масонском (!) подвале.  Конец четвертого дня завершился осмотром храмов Кинешмы, в одном из которых всех очень заинтересовал стенд местной волонтерской организации «православный фронт». После пережитых за день приключений мы благополучно причалили к отелю «Мирная пристань».

Люся Ерамова (История, 4 курс)

День 5

«В последний день экспедиции природа испытывала нас на выносливость: стоило приехать к следующему памятнику, как начинал идти дождь со шквалистым ветром, что, однако, не умаляло нашего желания выйти из автобуса и посмотреть очередную церковь. Первым пунктом маршрута стала усадьба Татищевых проекта уже знакомого нам Гауденцио Маричелли, который, вероятно, и был приглашен в Россию заказчиком дома дипломатом Дмитриевым Павловичем. Нынешнее состояние памятника не могло не вызвать нашего сожаления, что заметил и работник дома культуры, который сейчас располагается во флигеле усадьбы. Следующим памятником в программе было здание бывшей школы в стиле модерн в Малом Ясеневе, которое недавно приобрел фермер для своего хозяйства. Приятным сюрпризом стала доброжелательность нынешнего владельца, разрешившего нам осмотреть свой дом. Затем мы вновь, спустя два года посетили храм Воскресения Христова (Красную церковь) в Тезине, построенной архитектором И. С. Кузнецовым по заказу фабриканта И. Кокорева в память о погибшей дочери(имеется в виду VI выездная школа в Ивановской области в 2017 г. — прим. ред). Храм украшен майоликовыми панно, а колокольня высотой 96 метров, оснащенная автоматическим звоном, напомнила колокольню Ивана Великого в Кремле. Покинув знакомые места, мы приехали в город Родники, где познакомились с гражданской застройкой XIX-XX вв., связанной с семьей фабрикантов Красильщиковых. Кроме зданий «фабричного стиля», мы осмотрели прекрасный образец неоклассицизма — дом собрания служащих, а также более поздние памятники — здание тубдиспансера 1926-28 гг. проекта Г. Г. Павина, конструктивистские дома и школы с модернистскими мозаиками. Благодаря разнообразию и хорошей сохранности памятников, Родники запомнились всем участникам экспедиции. По дороге в Москву мы отправились в село Парское, где находится прекрасный ансамбль церквей Усекновения и Вознесения Господня. Наконец, мы посетили церковь Иконы Владимирской Божьей Матери в с. Богородское-Чечкино, а в с. Васильевское не менее внушительный ансамбль церквей Николая Чудотворца, Грузинской иконы Божьей Матери и Троицы – в последней сохранились росписи артели Медведевых, известной нам по церкви Воскресения в с. Левашово Ярославской области. На обратном пути в Москву нас провожало закатное солнце, осветившее увиденную нами из окон церковь Успения, которую мы, к общему сожалению, не успели посетить».

Анна Агапова (История, 4 курс)