• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Социология

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Программа направлена на подготовку специалистов, обладающих необходимыми навыками для анализа и выработки рекомендаций в экономической, политической или социальной сферах. Отличительной чертой образовательного процесса является тесная связь обучения и исследований, а также практическая ориентация подготовки студентов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является ознакомление студентов с актуальными проблемами общей социологии и экономической социологии, а также социологии культуры и социологии искусства, формирование представления о предмете, методах и задачах социологии, ее основных категориях, месте социологии среди других наук о хозяйстве, культуре и обществе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализировать события и факты с позиций социологии
  • знать основные принципы и понятия общей социологии, специфику и особенности социологического знания об обществе, сложность его строения
  • Умеет осмысливать различные явления социальной жизни, опираясь на научные принципы
  • Знание теорий социализации в социальных науках
  • Применяет освоенный теоретический аппарат для описания и анализа конкретных социальных ситуаций и сюжетов, связанных, в частности, с современной ситуацией в России и мире
  • Знание теоретического смысла социальной стратификации, исторических типов стратификации. Понимание процессов социальной мобильности.
  • Знание подходов к определению социального института, особенностей функционирования базовых институтов в современном и традиционном обществе
  • Уметь применять базовые принципы проведения социологических исследований и интерпрета-ции данных в учебной и профессиональной деятельности
  • Способен различать утилитаристский и социологический подход к потреблению. Понимает истоки и функции престижного потребления. Понимает смысл сообществ потребления и общества потребления.
  • Знает основные виды социальных групп и их свойства. Умеет типологизировать группы на основании их признаков, предсказывать и объяснять происходящие в них процессы. Может объяснить роль групп различных типов в жизни человека. Владеет навыка-ми работы с социологичес-кой литературой
  • Имеет представление о главных подходах к пониманию социальной природы человека и процесса социализации, знает основные дискуссии. Умеет интерпретировать возрастные процессы человека в категориях теории социализации.
  • Знает основные понятия социологии культуры, умеет сопоставлять преиму-щества плюралистической и эволюционной парадигмы, владеет навыками интер-претации культурных раз-личий в категориях данных парадигм.
  • знать основные принципы и понятия общей социологии, ключевые теоретические подходы к изучению общества и его подсистем
  • знать основные подходы к изучению хозяйства и общества, выработанные в экономической социологии
  • уметь применять разнообразные аналитические инструменты, используемые в современных экономико-социологических исследованиях
  • уметь анализировать события и факты с позиций социологии
  • уметь анализировать экономические явления с позиций социологии
  • владеть навыками рефлексии профессиональной деятельности
  • усовершенствовать навыки публичных выступлений и работы в группе.
  • знать возможности применения основных современных социологических теорий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Культура и общество. Многообразие культур
    Понятие культуры, многозначность термина. Культурное наследование как атрибут человеческого общества. Проблема происхождения культуры. Культура материальная и духовная, относительность этих понятий, их взаимосвязанность. Понятия доминирующей культуры, субкультуры и контркультуры. Молодежные субкультуры в современном обществе, роль контркультур в социальном мире. Культура и группа. Проблема многообразия культур, дилемма эволюционного и плюралистического подходов, основные представители этих направлений. Современные концепции классификации культур, (типологии Клакхона-Стродтбека, Хофштеда). Взаимодействие культур. Эволюционизм и плюрализм. Постиндустриальное общество и его культурные характеристики.
  • Социальные институты
    Понятие социального института. Институты и социальные функции. Явные и латентные функции институтов. Т.Парсонс и его теория общества как системы. Социальные потребности как основа появления институтов. Семья как социальный институт. Функции семьи в обществе. Семья в традиционном и современном обществе. Гендер как социологическая категория. Религия и церковь. Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ. Образование как социальный институт, воспроизводство общества. Политика, экономика, право как социальные институты.
  • Семья и гендер: социальное в личном
    Социология гендера. Различие понятий «пол» и «гендер». Социальная и культурная обусловленность гендера. Гендерное неравенство. Социология и феминизм. Семья как предмет социологического анализа. Роль семьи в процессе социализации. Семейные роли и отношения. Трансформации институтов семьи и брака в современном обществе.
  • Экономика как социальный институт. Обзор социального института экономики
    Экономическое действие как форма социального действия. Почему экономика – это социальная институт? Социальные ограничения экономической рациональности. Множественность мотивов поведения людей в экономике. Доверие и социальные сети. Сети в разных сферах экономики (на примере рынка труда). Сети в организациях. Социальный капитал и его роль в развитии экономики и поддержании социального порядка. Исследования социального капитала за рубежом и в России.
  • Социализация человека
    Социализация как процесс усвоения культуры. Понятия первичной и вторичной социализации, их основные особенности. Проблема вторичной социализации в современном мире. Основные концепции социализации: психоаналитическая теория, теории «зеркального Я», «Обобщенного другого», «Значимого другого». Концепция первичной социализации Выготского, социализация как творческий процесс. Социализация и девиантное поведение. Особенности социализации в традиционном и современном обществах.
  • Социальные процессы и социальные изменения
    Социальный порядок и социальные изменения. От теорий социального прогресса – к теориям социальных изменений. Распад традиционного порядка при становлении индустриального общества и капитализма. Теория аномии Р.Мертона. Теория институциональной аномии. Конкуренция, конфликт, солидарность как социальные процессы. Сущность и факторы социальных изменений.
  • Социология потребления
    Специфика экономико-социологического подхода к анализу потребления. Становление сообществ потребления.
  • Социология искусства
    Социология искусства: объект исследования (искусство) и предмет (взаимосвязь общества и искусства). Теоретические подходы к исследованию искусства через призму социологии. Взаимосвязь наук об искусстве. Связь культуры и искусства, а также хозяйственной жизни и искусства. Функционирование искусства в системе социальных институтов. Социально обусловленные тенденции исторического развития искусства.
  • Девиантное поведение и социальный контроль
    Задачи и функции социального контроля. Основные механизмы социального контроля, его относительность. Формальный и неформальный социальный контроль. Механизм внешнего социального контроля, понятие социальных санкции, их классификации. Особенности социального контроля в различных обществах (традиционное и индустриальное). Понятие девиации и ее роль в функционировании и развитии общества. Типология отклоняющегося поведения, разработанная Р. Мертоном. Основные подходы к объяснению отклоняющегося поведения: физиологическая концепция, психологическая, функционализм, марксизм, радикальная криминология.
  • Религия как социальный институт. Обзор социального института религии
    Религия как фактор социальной интеграции: Э. Дюркгейм. Функционалистский подход. Религия как коллективное представление (верование, миф), коллективное действие (ритуал, культ) и объединение людей в "моральную общность" (церковь). Связь религии с социальной структурой общества. Религия как "отчужденное сознание", ее социальные корни и функции в качестве идеологической надстройки над экономическим базисом (К. Маркс). Основные положения социологии религии Вебера, метод исследования религиозных феноменов. Религия как способ рационализации человеческой деятельности. Секуляризация, модернизация, экуменизм – основные понятия, описывающие тенденции современного развития религии. Проявление и противоречивые последствия секуляризации Изменение традиционного облика и функций религии. Дилемма модернизации-традиционализма, решение данной дилеммы в основных религиях современности.
  • Социология как наука, социологическое знание.
    Специфика социологического знания. Место социологии в современной системе социальных и гуманитарных наук. Соотношение субъективного и объективного в социальном познании. Социальные и социологические проблемы. Макро- и микро- социология, теоретическая и эмпирическая социология. Зачем нужна социология, функции социологии. Социологическое воображение.
  • Модели капитализма и рыночные трансформации
    Вариативность форм капитализма и критерии классификации. Либеральный и регулируемый капитализм. Социальная укорененность различных моделей капитализма. Социальная политика и различные модели капитализма. Различия в генезисе разных форм капитализма. Распад советской системы и формирование пост-советского капитализма. Множественность моделей пост-советского капитализма и многообразие трансформационных траекторий: Россия, Восточная/Центральная Европа и Китай. Роль права в трансформациях.
  • Социология моды: дизайн и общество
    Мода как объект социологического анализа. Социальные функции моды. Мода и социальные движения. Модные циклы. Социология и дизайн. Коммуникативные коды и исследования целевой аудитории дизайнерских проектов.
  • Социальные группы и социальные отношения
    Понятие социальных отношений. Группа как носитель социальных отношений. Многообразие социальных групп. Основные признаки социальной группы. Группа, квазигруппа, социальная категория. Типология социальных групп. Малые, средние, большие группы, локальные - дислокальные, первичные – вторичные, целевые и нецелевые, критерии их выделения. Референтные группы. Роль первичных групп в современном обществе: хоторнский эксперимент, исследования К. Левина. Первичные и сплоченные группы в социологии самоубийств (Дюркгейм) Ролевая структура социальной группы, современные концепции лидерства. Типы взаимодействия внутри группы. Устойчивость социальной группы. Социальные организации как специфический тип социальных групп.
  • Социальная стратификация и мобильность
    Понятие стратификации. Теоретический смысл социальной стратификации (М.Вебер, функционалистский подход, теория конфликта, П.Бурдье). Исторические типы стратификационных систем: рабовладельческая, кастовая, сословная, классовая системы. Социоэкономический статус (доход, социальный престиж, образование, богатство). Социальная мобильность: вертикальная и горизонтальная мобильность. «Предписанный» и «достигаемый» статус. Групповая и индивидуальная мобильность. Скорость мобильности. Каналы вертикальной циркуляции.
  • Массовое поведение, массовые сообщества и социальные движения
    Обзор ключевых концепций и подходов к анализу массового поведения: различие психологического и социологического взглядов. Проблема формирования солидарности. Понимание социальных движений и социального активизма в контексте теории «расширенного действия» Дж.Мейера. Трансформация массового поведения и массовых сообществ в контексте развития современных технологий.
  • Социализация и социальный контроль.
    Человек и личность. Теории социализации в социальных науках. Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид: структура Я. Социализация личности: стадии, формы, агенты. Инструменты социализации (семья, группа, школа, средства массовой информации). Соотношение воспитания и социализации. Социальные роли личности. Ролевая напряженность и ролевой конфликт. Особенности социализации в традиционном и современном обществе. Социальные нормы и ценности. «Нормальное» и девиантное (отклоняющееся) поведение. Конформность. Понятие аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон). Механизмы социального контроля. Формальный и неформальный социальный контроль. Социальные санкции. Роль девиации в развитии общества. Концепция стигматизации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа №1
  • неблокирующий контрольная работа №2
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий оценка по итогам онлайн курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Алгоритм формирования текущей оценки: • вес работы на семинарах (среднее арифметическое оценок за семинары по шкале от 0 до 10, без округления) – Wсем. = 0,4 • вес оценки за контрольную работу № 1 (целое число от 1 до 10 баллов) – W к/р1 = 0,1 • вес оценки за контрольную работу № 2 (целое число от 1 до 10 баллов) – Wк/р2 = 0,1 • вес оценки за эссе (целое число от 1 до 10 баллов) – Wэссе = 0,2 • вес оценки по итогам онлайн курса (целое число от 1 до 100 баллов, при подсчете накопленной оценки полученный балл определяется по шкале от 1 до 10, без округ-ления) – Wлек. = 0,2 Формула накопленной оценки: Онакоп. = Wсем.* 0,4 + W к/р1 * 0,1 + Wк/р2 * 0,1 + Wэссе * 0,2 + Wлек. * 0,2 Получившееся значение округляется до целого по правилам арифметического округления (0,5 округляется в большую сторону - до 1).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 7 лекций по истории социологии : учеб. пособие для вузов, Гофман, А. Б., 1997
  • Дюркгейм Э. ; Пер. Гофман А. Б. - СОЦИОЛОГИЯ. ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 4-е изд. - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-06587-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-ee-predmet-metod-prednaznachenie-412077
  • Общая социология, учебное пособие, под общ. ред. А. Г. Эфендиева, 654 с., , 2000
  • Под ред. Ростокинского А.В. - ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 275с. - ISBN: 978-5-534-11457-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prestupnost-nesovershennoletnih-445319
  • Семь лекций по истории социологии : учеб. пособие для вузов, Гофман, А. Б., 2008
  • Социология : учеб. пособие для вузов, Смелзер, Н., 1998
  • Социология, Гидденс, Э., 2005
  • Человек в обществе : система социологических понятий в кратком изложении: в помощь школьникам старших классов для подготовки к олимпиаде и ЕГЭ и студентам младших курсов, Сорвин, К. В., 2013
  • Экономическая социология : автопортреты, , 2006
  • Экономическая социология, учебно-методическое пособие, 23 с., Шпилев, Д. А., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • Громов И. А., Семенов В. А. - ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 303с. - ISBN: 978-5-534-06850-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zapadnaya-sociologiya-v-2-ch-chast-2-444008
  • Ионин Л. Г. - СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 333с. - ISBN: 978-5-534-07382-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-kultury-434573
  • Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф., д.ф.н. А.Г.Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 654 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-000176-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/391318
  • Психология, Выготский, Л. С., 2002
  • Социология : учебник для вузов, Фролов, С. С., 2000