• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусство первой половины XIX века

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели


Проказина Надежда Владимировна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается на 3 году обучения бакалавров. Курс посвящен основным этапам и проблемам истории европейского искусства первой половины XIX в. В ходе курса проводится анализ развития архитектуры, скульптуры и живописи. В курс включен материал, раскрывающий специфику как общеевропейских процессов в развитии пространственных искусств, так и материал, иллюстрирующий внутри национальные движения. На фоне доминирующей Франции и ее художественной жизни, проявляются особенности искусства Испании, Германии, Англии, России. Ведущая тема в искусстве этого времени - поиски стиля - именно динамике стилевых трансформаций от неоклассицизма, романтизма в сторону реализма уделено особое внимание. Анализ и периодизация искусства включает материал от творчества Ф.Гойи и Ж.-Л.Давида, французских, английских и немецких романтиков до революционных решений Г.Курбе и Э.Мане. В результате обучения у студента формируется целостная картина развития искусства данного периода в контексте исторических, культурных и художественных обстоятельств. Освоение материала предполагает точно знание терминологии, истории стилей, биографии главных художников и основных памятников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента представлений о месте и роли искусства первой половины XIX века в мировой истории искусства
  • формирование у студента представлений о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным этапам искусства данного периода
  • знакомство студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства первой половины XIX века
  • выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культуре XIX века
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть понятийным аппаратом истории искусства
  • владеть основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства
  • владеть основами научных подходов современного искусствоведения
  • знать основы периодизации данного периода развития искусства
  • знать стилистические и программные признаки памятников искусства первой половины XIX века
  • знать технико-технологические особенности основных памятников искусства этого периода
  • знать основные произведения искусства первой половины XIX века
  • знать основные идеи и круг ключевых исследовательских проблем изучения главных трудов по истории искусства первой половины XIX века
  • знать основные термины, применяемые при изучении искусства данного периода
  • знать музейные собрания и коллекции памятников искусства первой половины XIX века
  • уметь давать характеристику принципиальных художественных феноменов искусства первой половины XIX столетия
  • уметь всесторонне анализировать произведение искусства, определять его место в художественном контексте рассматриваемого времени с точки зрения проблем создавшей его культуры
  • уметь атрибутировать произведения искусства первой половины XIX века
  • уметь работать с основными трудами по истории искусства половины XIX века
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение западноевропейского искусства первой половины XIX века.
    Проблема хронологии, периодизация по хронологии, проблемный подход к изучению искусства XIX века, периодизация «по мастерам» и поколениям. Источники и литература по теме
  • Творчество Франсиско Гойи (1746-1828).
    Ученичество и сложение стиля. Гойя официальный живописец короля Карла IV. Место графики в его собственном творчестве и в развитии этого вида изобразительного искусства. Гойя как монументалист.Творчество во время наполеоновских войн и оккупации Испании и при Фердинанде VIII. Отъезд во Францию.Проблема определения стиля Гойи в целом и в контексте романтизма, влияние Гойи на искусство XIX и XX веков.
  • Искусство Франции первой половины XIX века.
    1) Архитектура во Франции п.п. XIX века. Французская архитектура наполеоновской эпохи. Идея столицы мира – ампир. Неоготика. 2) Неоклассицизм и романтизм в живописи.Социокультурные причины, способствовавшие возрождению классицистических идеалов в искусстве во второй половине 18 века-начала XIX столетия. Роль Рима, ностальгия по Италии.Творчество Жака-Луи Давида (1748-1825). Характеристика его стиля «революционного классицизма». Участие в проектах монументов, оформления церемоний. Давид в Конвенте. Давид и его отношение к Академии и Музею. Термидорианский переворот и судьба художника. Портретное творчество Давида. Судьба и творчество художника после Великой Французской Революции. Давид и Наполеон. Давид и поздний Брюссельский период.Школа Давида.Творчество Ж.-О.Д.Энгра(1780-1867).Академическая основа стиля Энгра, темы и жанры. Творчество Теодора Жерико (1791-1824). Эжен Делакруа (1798-1863). Смысл оппозиции Энгр – Делакруа и определение главного направления творческого поиска французского романтизма в изобразительном искусстве. Творчество Теодора Шассерио (1819-1856). 3)Академия и Салон. Проблема академизма. Парижские Салоны – арена столкновений официального искусства и новых направлений (романтизм, реализм) в художественной жизни Франции.Судьбы исторической картины в первой половине XIX века.Эклектика и салонный вкус. Салонное искусство в «Салонах Марсова поля» и «Салонах Елисейских полей». 4)Реализм.«Революция» реализма. Художественный реализм в контексте позитивистских идей, связи между натурализмом в литературе и реализмом в изобразительном искусстве. Значение пейзажного жанра. К. Коро. Место натурных наблюдений в искусстве художников барбизонской школы.Крестьянская тема в творчестве Ж.Ф. Милле (1814-1875). Г. Курбе (1819-1877) – этапы формирования стиля. Жанровая картина в творчестве Курбе и ее место в развитии реализма и в контексте эволюции станковизма в XIX веке. Феномен О. Домье (1808-1879). 5) Особенности развития французской и европейской скульптуры первой половины XIX века. Роль академического образца, влияние идей И.Винкельмана, роль Италии. Образцы неоклассицизма – А.Канова, Б.Торвальдсен, Дж. Флаксмен Завершение неоклассической традиции в творчестве А.Гильдебранда. Романтические тенденции в скульптуре Франции, поиск новых образов и тем в стремлении преодолеть отвлеченность и нормативность академизма.
  • Искусство Англии первой половины XIX века.
    1) Архитектура Англии. Особенности английского неоклассицизма XIX века в работах Дж. Соуна. Градостроительные проекты Дж. Нэша. Музейное строительство. Английская неоготика XIX века. Неоготическая теория Дж.Рескина и У.Морриса. Дж. Уайетт и О. Пьюджин. Неоготика в частных поместьях. Неоготика в сочетании с неороманикой и восточными мотивами («индийская готика» и др.) Викторианский стиль в архитектуре Англии. 2). Живопись романтизма. Предромантические явления в английской культуре конца 18 века. Неоклассицизм и «готическое возрождение». Влияние идей «Бури и натиска» в Германии. Ранний романтизм. Иоганн Генрих Фюсли (1741-1825). Роль цвета и специфика техники гравюры. Творчества С.Палмера. Романтизм.Параллельное развитие романтизма в английской литературе и изобразительном искусстве. Значение творчества Байрона для всех национальных школ, отражение в живописи и графике его тем и образов. Английская романтическая поэзия и ее вклад в формирование культуры романтической эпохи: творчество Шелли, Китса, «Озерной школы».Пейзаж – ведущий жанр английского романтизма. Два направления развития пейзажной живописи: а) в искусстве Джона Констебля (1776-1837). Тип английского национального пейзажа. Образ «естественной природы» и его корни в английской культуре 18 столетия. Возникновение проблемы пленерной живописи как творческого метода. б) в искусстве Уильяма Тернера (1775-1851). Эволюция творчества и живописной техники. Проблема света и цвета, передача смыслообразующих функций этим важнейшим категориям. Дж.Рескин о творчестве мастера. Развенчание культа художника у Р.Фрая. Английская портретная живопись первой половины XIX века (Т. Лоуренс).
  • Искусство Германии первой половины XIX века.
    1). Архитектура Германии первой половины XIX столетия. От неоклассицизма и ампира к историзму. Неоклассицизм, неоренессанс, в немецкой архитектуре XIX века: Г. Земпер. Полистилизм в немецкой архитектуре 1850-1860-х годов. 2). Романтизм в немецком и австрийском искусстве. Истоки романтизма. Происхождение термина «романтический». Творчество Отто Рунге (1777-1810). Последовательное обращение романтиков к национальной («северной») средневековой и более древней культуре в противовес классической античной и итальянской – общая черта романтических направлений в Германии. Каспар Давид Фридрих (1774-1840) и символическое направление в романтической пейзажной живописи. Влияние художника на современное ему искусство и на развитие пейзажного жанра. Назарейцы – «романтический бунт» против академизма. «Братство св. Луки» - вариант христианского романтизма. Два направления в их искусстве: «средневековое, немецкое» и «классическое, итальянское». Монументальное искусство назарейцев. Традиции назарейства. Дюссельдорсфкая академия. Школа Бейронского монастыря.
  • Русская архитектура XIX в.
    Специфика архитектуры неоклассицизма в России нач. XIX в. Ключевые произведения раннего петербургского ампира — Казанский собор (1801–1811, А. Н. Воронихин), Биржа (1805–1810, Ж-Ф.Тома де Томон) и Адмиралтейство (1806–1811, А. Д. Захаров).Градостроительные проекты К. И. России — Михайловский дворец (18XIX—1825), Дворцовая пл. со зданием Главного штаба (1819—1829), Сенатская пл. со зданиями Сената и Синода (1829—1834), Александринский театр (1827—1832) и Театральная ул. Поздний петербургский классицизм — Александровская колонна (1828–1834) и Исаакиевский собор (1818–1858) О. Монферрана, Преображенский (1827—1829) и Измайловский (1828—1835) соборы, Нарвские (1827—1834) и Московские (1834—1838) ворота В. П. Стасова. Архитектура московского ампира — творчество О. И. Бове и Д. И. Жилярди. Произведения классицизма в русской провинции — градостроительные ансамбли, выдающиеся здания и типовая застройка. Архитектура романтизма и неоготика в России, творчество М. Д. Быковского. Стиль неогрек: Новый Эрмитаж Л. фон Кленце (1842–1852). Неоклассика и необарокко в товрчестве А. И. Штакеншнейдера: Мариинский дворец (1839–1844) и дворец Белосельских-Белозерских (1846–1848) в Петербурге. «Русско-византийский» стиль К. А. Тона. Храм Христа Спасителя в Москве (1838–1883) и влияние образцовых проектов Тона на церковное зодчество. Поиски национального стиля: от построек А. М. Горностаева и экспериментов в дереве И. П. Ропета к «московско-ярославскому» стилю Исторического музея (1875–1881, В. О. Шервуд) и Верхних торговых рядов (1889–1893, А. Н. Померанцев) в Москве. Византийский стиль в церковной архитектуре, его вариации: Вознесенский собор в Алагире (1851–1853, Г. Г. Гагарин), Владимирский собор в Херсонесе (1861–1891, Д. И. Гримм) и др.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-25 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Доклад + 0.25 * Реферат + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Европейское искусство XIX века : классицизм, романтизм, Раздольская, В. И., 2009
  • История русской архитектуры : учебник для вузов, Пилявский, В. И., 2003