• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Немецкий язык

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Кто читает:
Кафедра немецкого языка (Школа иностранных языков)
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль

Преподаватель


Дунайчик Полина Николаевна

Программа дисциплины

Аннотация

Программа «Немецкий язык» призвана обеспечить прозрачность требований к формированию коммуникативных умений на иностранном языке в НИУ-ВШЭ в рамках первой ступени высшего профессионального образования (уровень бакалавриата). Успешное освоение курса должно обеспечить возможность получения международного сертификата А2, подтверждающего готовность к продолжению обучения на международных программах следующего уровня. Образовательная программа 50.03.03. История искусств (бакалавриат). Формат изучения дисциплины: практические занятия без использования онлайн-курса. Студенты начинают изучать немецкий язык без начальных знаний. Курс состоит из: трех базовых тематических разделов/модулей для второго года обучения. Освоение курса предполагает развитие немецкоязычной коммуникативной компетентности, необходимой для использования немецкого языка для межличностного общения в широком спектре социокультурных ситуаций, а также как инструмента профессиональной коммуникации, в научно-исследовательской, познавательной деятельности, развитие и совершенствование навыков устной речи по специальной тематике, формирование навыков чтения и понимания специальной немецкой оригинальной литературы в области живописи, графики, скульптуры и архитектуры, а также устного и письменного перевода текстов в указанных сферах. В процессе изучения дисциплины студент обогащает свой словарный запас немецкого языка терминами и понятиями, которые отражают знания по средневековой, гуманистической, ренессансной и современной культуре, истории и теории искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура и прикладное искусство), его выразительные формы, школы, техники и материалы по возможности всех стилей и эпох. Определенную часть лексического запаса составят наименования реалий, связанных с художественной жизнью страны изучаемого языка – произведения искусства, архитектурные памятники, музеи, коллекции и т.п. Кроме специальных искусствоведческих терминов предусмотрено знакомство с той лексикой, которая поможет специалистам-искусствоведам описать картину на немецком языке; а также освоение лексики, которая отражает, например, техники живописи, графики и т.п., цвета и краски. Владение иностранным языком (немецким) расширяет возможности профессиональной деятельности будущего специалиста и способствует развитию его культурного, образовательного уровня, умения интегрировать приобретенные знания в широкий круг смежных дисциплин. В данную программу могут вноситься дополнительные материалы для обучения студентов на более высоком уровне.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции следующих уровней владения немецким языком как вторым иностранным: на базовом этапе в пределах: А1 ; на продвинутом этапе с элементами профессионализации А2 – А2+ по шкале требований «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка» (Common European Framework of Reference — CEFR) , достаточного для понимания общего содержания сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, для быстрого и спонтанного общения с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон, подробного высказывания по широкому кругу тем общественно-бытового и профессионально-ориентированного содержания, изложения своей точки зрения по актуальным вопросам с анализом различных мнений, в том числе с учетом специализации, для аргументированного и обоснованного решения конкретных проблем. Обучение иностранному языку на базе сочетания ряда лингвистических и экстралингвистических дисциплин должно сформировать в итоге широкий спектр академических знаний для использования немецкого языка в научно-исследовательской деятельности, в самообразовании, повышении квалификации. Успешное освоение курса дает возможность сдать экзамен для международного сертификата, подтверждающего готовность к продолжению обучения на международных программах следующего уровня
  • Основной целью освоения дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции следующих уровней владения немецким языком как вторым иностранным: на базовом этапе в пределах: А2 ; на продвинутом этапе с элементами профессионализации А2+ –В1 по шкале требований «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка» (Common European Framework of Reference — CEFR) , достаточного для понимания общего содержания сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, для быстрого и спонтанного общения с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон, подробного высказывания по широкому кругу тем общественно-бытового и профессионально-ориентированного содержания, изложения своей точки зрения по актуальным вопросам с анализом различных мнений, в том числе с учетом специализации, для аргументированного и обоснованного решения конкретных проблем. Обучение иностранному языку на базе сочетания ряда лингвистических и экстралингвистических дисциплин должно сформировать в итоге широкий спектр академических знаний для использования немецкого языка в научно-исследовательской деятельности, в самообразовании, повышении квалификации. Успешное освоение курса дает возможность сдать экзамен для международного сертификата, подтверждающего готовность к продолжению обучения на международных программах следующего уровня
  • Задачи дисциплины: • комплексное формирование и развитие речевой (прагматической) компетенции, направленной на развитие и совершенствование коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умение планировать свое речевое поведение адекватно различным коммуникативным ситуациям; • формирование и развитие языковой (лингвистической) компетенции, направленной на систематизацию изученного материала; овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) на основе аутентичного материала; освоение лингвистических особенностей немецкого языка; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях; • развитие социокультурной (социолингвистической) компетенции, направленной на увеличение объема знаний и совершенствование умений, необходимых для использования языка в ситуациях общения с представителями другой культуры, умений искать способы выхода из ситуаций коммуникативного сбоя из-за социокультурных помех при общении; • развитие компенсаторной компетенции, предполагающей умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
  • • развитие когнитивных и исследовательских умений с использованием ресурсов на иностранном языке в ходе аудиторной и самостоятельной работы; • развитие информационной культуры: поиск и систематизация необходимой информации, определение степени ее достоверность, реферирование и использование для создания собственных текстов; • развитие учебно-познавательной компетенции, подразумевающей формирование навыков и умений самостоятельной работы, в том числе с использованием информационных технологий; • воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов; • повышение уровня учебной автономии: выбор индивидуальных траекторий в рамках курса, формирование эффективных стратегий выполнения образовательных задач, готовности соблюдать установленные сроки отчета по курсу, развитие способности к самообразованию; • формирование готовности представлять результаты аналитической работы с текстом по пройденной тематике в устной и письменной форме с учетом принятых в стране изучаемого языка академических норм и требований к оформлению соответствующих текстов; • развитие умений работать в команде, выполнять коллективные проекты; • расширение кругозора и повышение общей гуманитарной культуры и информационного запаса у студентов;
  • • формирование умения ориентироваться в основных искусствоведческих терминах на немецком языке, а также в наиболее значимых именах и базовых стилях, представляющих историю мирового искусства от древности до наших дней; • выработка понимания своеобразия искусства народов немецкоговорящих стран, знакомство с именами художников, архитекторов, скульпторов, основными датами их жизни и творчества, названиями произведений изобразительного искусства, архитектуры и скульптур; • развитие умения работать с текстами на иностранном языке по теории и истории искусства в плане чтения, понимания содержания прочитанного материала, перевода с немецкого и на немецкий язык, а также грамотно излагать и аргументировать свою точку зрения как письменно, так и в устной форме.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - описывает детские воспоминания - рассказывает о самом прекрасном времени в своей жизни - знает уменьшительно-ласкательные имена - пишет сочинение на тему «Жизненные периоды» - использует прошедшие времена Perfekt, Präteritum - использует в речи сослагательное наклонение II (просьба, пожелание, совет)
  • - рассказывает о своей семье - составляет письменное сообщение по теме - считает до 20 - умеет задать вопросы с вопросительным словом и без - использует притяжательные местоимения - умеет отрицать разные части речи
  • - рассказывает о своем завтраке и отношении к фастфуду - умеет участвовать в диалоге в ресторане, может заказать еду и заплатить за нее, высказать претензии - сравнение правила этикета за столом в Германии и России - составляет краткие советы для гостей: правила поведения за столом - использует неопределенные местоимения
  • - рассказывает о своих умениях, намерениях и увлечениях - участвует в диалоге о событиях в прошлом - формулирует советы для изучающих иностранный язык - спрягает модальные глаголы können и wollen - употребляет сложное прошедшее время Perfekt
  • - рассказывает о средствах коммуникации в разные времена, рассуждает о плюсах и минусах общения по почте, интернету, стационарному и сотовому телефону, через смс - анализирует проблемы в коммуникации мужчин и женщин (особенности в подаче и восприятии информации) - склоняет прилагательные после определенного артикля - использует вопрос Was für ein…? - умеет образовать и использовать пассивный залог в настоящем времени
  • - умеет делать покупки одежды в магазине - рассуждает о моде, рассказывает о своих предпочтениях в одежде - склоняет личные местоимения (Dativ) - использует указательное местоимение dies- и вопросительное слово welch- - образует степени сравнения прилагательных и наречий gut, gern, viel
  • - умеет называть даты различных событий - рассказывает о праздниках - умеет поздравлять - знает порядковые числительные - склоняет личные местоимения (Akkusativ) - использует сложносочинительный союз denn
  • - умеет писать приглашения на праздник и поздравления - рассуждает о подарках, которые любит дарить и получать - рассказывает о свадебных традициях - составляет проект праздника - склоняет имена существительные и личные местоимения (Nominativ, Genitiv, Dativ, Akkusativ)
  • - умеет рассказать о местонахождении разных учреждений в городе и описать путь к ним - использует локальные предлогиaus, von, an … vorbei, bis zu, durch, entlang, gegenüber, über, um … herum
  • - умеет рассказать о погоде и её влиянии на транспорт и дорожное движение - использует союз deshalb
  • - умеет рассказать о профессии, о рабочем дне - ведет диалог с потенциальным работодателем - склоняет имена существительные (Nominativ, Dativ, Akkusativ) - использует временные предлоги vor, seit, für - употребляет простое прошедшее время Präteritum глаголов sein и haben
  • - умеет рассказать о путешествиях - участвует в диалоге о путешествии - умеет высказать свою точку зрения о разных типах отелей - умеет участвовать в диалоге в гостинице: забронировать номер в гостинице, решить проблему с администрацией в своем номере -умеет заполнять формуляр - рассказывает о достопримечательностях города - спрягает модальные глаголы müssen и dürfen - знает неопределенно-личное местоимение man - использует императив
  • - умеет рассказать о своем бюджете и о своих расходах - умеет участвовать в дискуссии по поводу обращения с деньгами - может вести диалог в банке по поводу открытия счета и перевода денег - рассказывает о лотереях и их влиянии на жизнь разных людей - умеет формировать косвенные вопросы - использует глагол lassen в модальном значении
  • - умеет рассказать о себе как потребителе, о своих покупках - сравнивает товары, рассуждает о их достоинствах и недостатках - высказывает мнение по вопросу рекламы товаров - составляет письменное сообщение по теме «Моя любимая вещь» - склоняет прилагательные после неопределенного артикля - образует степени сравнения прилагательных и наречий
  • - умеет рассказать о транспортных средствах - может рассказать, как добраться из пункта А в пункт Б - использует локальные предлоги Модуль 4 - умеет понимать графики движения транспорта (автобусов, поездов, самолетов) - понимает информацию в голосовых сообщениях на вокзале, в аэропорту
  • - умеет рассказать об отпуске, путешествии - может сообщить о транспортных средствах, забронировать путевку - умеет рассказать о посещении другой страны и о пребывании там - участвует в диалоге о путешествии - умеет написать письмо о своем путешествии - склоняет прилагательные после нулевого артикля - использует временные и локальные предлоги
  • - умеет рассказывать о здоровом образе жизни, о разных видах спорта - высказывается на тему «Здоровый образ жизни. Профилактические меры» - умеет делать сообщение об известном человеке из мира спорта - знает рефлексивные глаголы - использует глаголы с управлением - умеет образовывать вопросительные и указательные местоименные наречия
  • - умеет рассказывать о разных типах семей и взаимоотношениях между членами семьи, представлять свое семейное древо - рассказывает о событиях в дороге - употребляет сложное прошедшее время Perfekt для глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками - использует генитив имен собственных - употребляет предлоги von и bei - использует сложноподчинительный союз weil
  • - умеет рассказывать о своей квартире, о своем доме - может рассказать о доме своей мечты - умеет написать объявлении об аренде жилья - использует трехзначные и четырехзначные числительные - знает локальные наречия hier, dort
  • - умеет рассказывать о своем досуге и хобби - анализирует список мероприятий и составляет план их посещения - участвует в диалоге-приглашении на мероприятие - использует союз trotzdem - использует в речи сослагательное наклонение II (пожелание)
  • - умеет рассказывать о своем здоровье - умеет написать письмо, записаться на прием к врачу по телефону - умеет участвовать в диалоге на приеме у врача, описывает свое самочувствие - умеет участвовать в диалоге по поводу деловой встречи - спрягает модальный глагол sollen - использует притяжательные местоимения
  • - умеет рассказывать о своем рабочем месте и участвовать в диалоге-представлении в офисе - участвует в диалоге с коллегами по работе - пишет письма делового и личного характера - умеет вести телефонные переговоры - умеет назначать, отменять и переносить деловые встречи - использует сложноподчинительный союз wenn - использует в речи сослагательное наклонение II (совет)
  • - умеет рассказывать о своих привычках в еде - умеет вести диалог в магазине при покупке - рассказывает рецепт - считает до 100 - спрягает модальные глаголы möchten и mögen - знает определенный и неопределенный артикли - склоняет имена существительные (Nominativ, Akkusativ) - умеет использовать отрицание с „nicht“, „kein“.
  • - умеет рассказывать о своих хобби - умеет рассказывать о погоде, о своем любимом времени года - использует сильные глаголы - употребляет ответы ja/nein/doch на вопрос без вопросительного слова
  • - умеет рассказывать о себе и участвовать в диалоге-представлении, знакомстве - может обменяться личными данными по телефону и расшифровать визитную карточку - использует личные местоимения - спрягает слабые и сильные глаголы и глагол sein - знает названия стран и языков
  • - умеет рассказывать о себе о своем образовании - рассказывает об особенностях образования в Германии - умеет вести дискуссию на тему «Образование в России и Германии» - может принять участи е в круглом столе - использует разные сложноподчинительный союз dass - спрягает модальные глаголы в настоящем и прошедшем времени
  • - умеет спрашивать и отвечать на вопрос о времени - знает дни недели, части суток - умеет рассказывать о своем распорядке дня, о своих встречах - умеет участвовать в диалоге о свободном времени - спрягает глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками - использует временные предлоги um, am, von, bis
  • - умеет участвовать в диалоге о своем жилье, о своем жилом районе - описывает различные типы проживания, существующие в современное время - излагает собственные рекомендации по правилам проживания в многоквартирном доме Германии и важности разделения мусора - использует предлоги с двойным управлением - употребляет наречия для указания направления
  • -умеет сообщить о личном опыте пользования различными услугами - умеет сформулировать просьбы и требования - использует временные предлоги - умеет образовать и использовать сослагательное наклонение (вежливая просьба) - использует глаголы с отделяемыми приставками
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1
  • Тема 15
  • Тема 30
  • Тема 2
  • Тема 16
  • Тема 3
  • Тема 17
  • Тема 4
  • Тема 18
  • Тема 32
  • Тема 5
  • Тема 19
  • Тема 33
  • тема 6
  • Тема 20
  • Тема 7
  • Тема 21
  • Тема 8
  • Тема 22
  • Тема 31
  • Тема 9
  • Тема 23
  • Тема 36
  • Тема 10
  • Тема 35
  • Тема 11
  • Тема 24
  • Тема 38
  • Тема 12
  • тема 25
  • Тема 37
  • Тема 13
  • Тема 26
  • Тема 14
  • Тема 27
  • Тема 28
  • Тема 29
  • Тема 34
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговая письменная контрольная работа по теме (ИПКР)
  • неблокирующий Проверочная работа (ПР)
  • неблокирующий Итоговый устный контроль (ИУК)
  • неблокирующий Экзамен (Э)
    Правила проведения экзамена по немецкому языку в 2019-2020 уч.году: Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, пользоваться подсказками. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственным письменным планом ответа, составленным в тетради в ходе экзамена во время подготовки к ответу. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более трех минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи три минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена.
  • неблокирующий Итоговая письменная контрольная работа по теме (ИПКР)
  • неблокирующий Итоговый устный контроль (ИУК)
  • неблокирующий Проверочная работа (ПР)
  • неблокирующий Экзамен (Э)
    Правила проведения экзамена по немецкому языку в 2019-2020 уч.году: Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, пользоваться подсказками. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственным письменным планом ответа, составленным в тетради в ходе экзамена во время подготовки к ответу. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более трех минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи три минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена.
  • неблокирующий ПКРТ – письменная контрольная работа в конце каждой темы
  • неблокирующий Итоговый письменный контроль (ИПК)
  • неблокирующий Проверочная работа (ПР)
    Нарушение сроков сдачи проверочных работ 1) Если работа сдана в течение 7 учебных дней со дня выхода на учебу, максимальная оценка, которую может получить студент – 10 баллов. 2) Если работа сдана по истечении 10 учебных дней со дня выхода на учебу, максимальная оценка, которую, может получить студент – 6 баллов. 3) Если работа сдана по прошествии 11 учебных дней и более, студент получает 0 баллов, независимо от качества выполнения задания.
  • неблокирующий Экзамен (Э)
    Выставление экзаменационной оценки автоматом предусматривается. Согласно п. 42 Положения об организации промежуточной аттестации и текущему контролю знаний «…преподаватель вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им во время сессии оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Преподаватель объявляет свое решение не позднее, чем на последнем занятии до экзамена. Для объявления оценок могут быть использованы официальные каналы передачи информации, используемые в процессе обучения. По желанию студентов, они могут отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать его, о чем сообщают преподавателю не позднее последнего занятия». Оценка автоматом выставляется при следующих условиях: 1) Сдано не менее 80% ПР; 2) Написаны все контрольные по по темам (ПКРТ); 3) ИПК должен быть написан не менее, чем на 4 балла; 4) Автоматом может выставляться оценка 6 и выше баллов.
  • неблокирующий Итоговая письменная контрольная работа по теме (ИПКР)
  • неблокирующий Итоговый устный контроль (ИУК)
  • неблокирующий Проверочная работа (ПР)
  • неблокирующий Экзамен (Э)
    Выставление экзаменационной оценки автоматом предусматривается. Согласно п. 42 Положения об организации промежуточной аттестации и текущему контролю знаний «…преподаватель вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им во время сессии оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Преподаватель объявляет свое решение не позднее, чем на последнем занятии до экзамена. Для объявления оценок могут быть использованы официальные каналы передачи информации, используемые в процессе обучения. По желанию студентов, они могут отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать его, о чем сообщают преподавателю не позднее последнего занятия». Оценка автоматом выставляется при следующих условиях: 1) Сдано не менее 80% ПР; 2) Написаны все контрольные по по темам (ПКРТ); 3) ИПК должен быть написан не менее, чем на 4 балла; 4) Автоматом может выставляться оценка 6 и выше баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2019/2020 учебный год 4 модуль
    : ПА = 0,2 (ПР общая оценка) + 0,2 (ИПКР общая оценка) + 0,2 (ИУК общая оценка) + 0,4 (Э)
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    : ПА = 0,2 (ПР общая оценка) + 0,2 (ИПКР общая оценка) + 0,2 (ИУК общая оценка) + 0,4 (Э) По прохождении каждой темы студенту выставляется три оценки
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.2 * Итоговый письменный контроль (ИПК) + 0.2 * Проверочная работа (ПР) + 0.2 * ПКРТ – письменная контрольная работа в конце каждой темы + 0.4 * Экзамен (Э)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Schritte international 1 : Kursbuch + Arbeitsbuch, Niebisch, D., 2006
  • Schritte international 2 : Kursbuch + Arbeitsbuch, Niebisch, D., 2006
  • Schritte international 3 : Kursbuch + Arbeitsbuch, Hilpert, S., 2006
  • Schritte international 4 : Kursbuch + Arbeitsbuch, Hilpert, S., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Themen neu 1 : Arbeitsbuch, Bock, H., 1999
  • Themen neu 1 : Kursbuch, Aufderstrasse, H., 2001
  • Themen neu 2 : Kursbuch, Aufderstrasse, H., 1997
  • Themen neu 2: Arbeitsbuch, Aufderstrasse, H., 2000
  • Themen neu 2: Kursbuch, Aufderstrasse, H., 2002
  • Themen neu 3 : Kursbuch, Aufderstrasse, H., 1998