• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Искусство Возрождения

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по истории европейского искусства эпохи Возрождения (XIII–XVI вв.) в рамках современной научной парадигмы демонстрирует логику и основные этапы развития ренессансного искусства, освещает основные проблемы и достижения, творчество ведущих мастеров и ключевые памятники периода. Лекции знакомят студентов с современными научными представлениями об искусстве этого времени, с основными трудами по истории искусства эпохи Возрождения, со специфической терминологией, применяемой при изучении искусства этой эпохи, с видовой, жанровой, технико-технологической спецификой ренессансных памятников. В результате освоения дисциплины студенты получают целостное и структурированное представление об искусстве этого времени, осваивают большой объем исторических сведений и визуальной информации. На семинарских занятий тренируются навыки самостоятельного анализа отдельных памятников, работы с научной литературой, разбора и представления научных проблем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студента представление о месте и роли искусства Возрождения в мировой истории
  • дать представление об основных этапах развития искусства ведущих школ Италии и Северной Европы изучаемого периода
  • выработать у студентов умение раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в искусстве ведущих школ Италии и Северной Европы в период Возрождения
  • охарактеризовать индивидуальности крупнейших мастеров в процессе их творческой эволюции
  • познакомить с общепризнанными шедеврами в разных видах искусств, предложив варианты их углубленного анализа
  • выработать у студентов умение определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
  • освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития
  • владеть основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства
  • знать логику развития ренессансного искусства, основные проблемы и достижения периода
  • знать музейные собрания памятников искусства эпохи Возрождения
  • знать основные памятники и ведущих мастеров искусства и архитектуры эпохи Возрождения
  • знать основные термины, применяемые при изучении искусства эпохи Возрождения
  • знать основные труды по истории искусства эпохи Возрождения
  • знать стилистические признаки памятников каждого из изучаемых этапов искусства эпохи Возрождения
  • знать технико-технологические особенности основных памятников искусства периода
  • уметь атрибутировать произведения искусства эпохи Возрождения
  • уметь ориентироваться и работать с основными трудами по искусству Возрождения
  • уметь понимать специфику художественно-образной структуры искусства эпохи Возрождения
  • уметь представлять круг ключевых исследовательских проблем, связанных с изучением искусства Возрождения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение искусства Ренессанса.
  • Искусство Италии 2-й пол. XIII –XIV. вв. Между готикой и проторенессансом.
  • Искусство раннего Возрождения во Флоренции.
  • Другие центры раннего Возрождения в Италии (Сиена, Урбино, Римини).
  • Раннее Возрождение в Северной Италии (Падуя, Венеция, Феррара).
  • Другие центры Раннего Возрождения в Италии: Милан, Неаполь, Рим.
  • Высокое Возрождение в Риме.
  • Высокое Возрождение во Флоренции.
  • Высокое Возрождение в Венеции.
  • Позднее Возрождение в Италии.
  • Искусство Рима 1530-х гг. Позднее Возрождение в Эмилии-Романье.
  • Позднее Возрождение во Флоренции. Флорентийский Маньеризм.
  • Позднее Возрождение в Венеции и Венето.
  • Тридентский собор и его последствия. итальянское искусство после Тридентского собора.
  • Введение в изучение Северного Возрождения. Религиозные, социальные и культурные предпосылки его формирования.
  • Рождение новой живописной системы: школа Брюгге и школа Турне.
  • Искусство XV в. в немецких землях: новая живописная культура. Рождение гравюры. Скульптура.
  • Французское искусство XV В.
  • Искусство Северного Возрождения в Нидерландах в XVI в.
  • Искусство Северного Возрождения в немецких землях.
  • Искусство Возрождения во Франции.
  • Другие очаги Ренессансного искусства в Европе. Европейское искусство 1-й половины XVI в. Наследие Ренессанса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    проводится в письменном виде в форме теста-угадайки с вопросами
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой биографическую презентацию (презентация PowerPoint или другие средства), посвященную одному из мастеров из списка, предложенного преподавателем. . Биографическая презентация создаётся с помощью релевантной научной литературы (как из списка, рекомендованного преподавателем, так им найденной самостоятельно), а также с помощью иллюстративного материала с онлайн-ресурсов. Рекомендуется в первую очередь обращаться к сайтам музеев.
  • неблокирующий Семинарский доклад
    При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-25 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменном виде в форме эссе. Темы эссе (10) предлагаются преподавателем заранее для самостоятельной предварительной подготовки. В день экзамена из них будет выбрано преподавателем 3. Из этих трех студент по своему усмотрению выбирает 1, которую доделывает и высылает преподавателю к моменту окончания экзамена. При подготовке эссе студенты могут и должны использовать материалы лекций, семинарских докладов, биографических презентаций, адекватную и актуальную научную литературу. Использование научно-популярных и популярных изданий не предусмотрено.
  • неблокирующий Контрольная работа
    проводится в письменном виде в форме теста-угадайки с вопросами
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой биографическую презентацию (презентация PowerPoint или другие средства), посвященную одному из мастеров из списка, предложенного преподавателем. . Биографическая презентация создаётся с помощью релевантной научной литературы (как из списка, рекомендованного преподавателем, так им найденной самостоятельно), а также с помощью иллюстративного материала с онлайн-ресурсов.
  • неблокирующий Семинарский доклад
    При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-25 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменном виде в форме эссе. Темы эссе (10) предлагаются преподавателем заранее для самостоятельной предварительной подготовки. В день экзамена из них будет выбрано преподавателем 3. Из этих трех студент по своему усмотрению выбирает 1, которую доделывает и высылает преподавателю к моменту окончания экзамена. При подготовке эссе студенты могут и должны использовать материалы лекций, семинарских докладов, биографических презентаций, адекватную и актуальную научную литературу. Использование научно-популярных и популярных изданий не предусмотрено.
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * Экзамен + 0.15 * Семинарский доклад + 0.3 * Контрольная работа + 0.1 * Активность на семинарах + 0.15 * Домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002
  • История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2000
  • Итальянское возрождение, Яйленко, Е. В., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Возрождение. XV век: Кватроченто, Дзуффи, С., 2008
  • Искусство видеть : о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя, Даниэль, С., 2006
  • История западной культуры : Античность, Средние века, Возрождение: учебное пособие, Мигранян, З. А., 2008