• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Цифровая грамотность

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель


Максимова Дарья Максимовна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” для студентов образовательной программы “История искусств”. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться инструменты для проведения научных исследований, оформления работ, представления результатов. Кроме того, будут рассмотрены специализированные вопросы, связанные с использованием цифровых технологий, в частности, корпусного анализа и цифрового сохранения культурного наследия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Цифровая грамотность» является овладение студентами принципами и методами использования цифровых инструментов, применимых и полезных в специальности «История искусств».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных
  • Выбрать подходящий формат для файлов изображений и звука
  • Знает и умеет использовать современные технологии для цифрового сохранения культурного наследия
  • Знает историю возникновения интернета и всемирной паутины
  • Знает особенности типов данных и принципы работы современных технологий в гуманитарных дисциплинах
  • Знает понятие машинного обучения, виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
  • Знает, что такое домен, какая у него структура, как завести себе домен
  • Использовать переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств. Стирать накопители без возможности восстановления информации.
  • Конвертировать файл из одного формата в другой
  • Набирать на клавиатуре символы, которые на ней не изображены
  • Определить версию операционной системы, установленную на компьютере.
  • Понимает смысл протокола TCP/IP, что такое IP адреса и какими они бывают
  • Понимает, как работают поисковые системы
  • Понимает, как устроен Интернет
  • Разбираются в корпусной лингвистике
  • Различать ярлыки и символические ссылки на файлы и директории
  • Умеет вставлять изображения, таблицы, гиперсылки, нумерацию страниц
  • Умеет вызывать простейшие действия типа "копировать", "вставить", "найти", "отмена" и т.п.
  • Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
  • Умеет ориентироваться на панели Google.Документы
  • Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
  • Умеет отличать различные виды данных
  • Умеет получать библиографическую ссылку из Google Scolar
  • Умеет правильно оформлять источники литературы
  • Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вбивать формулы, растягивать формулы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
  • Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
  • Умеет работать с таблицами и графиками
  • Умеет работать с текстом и изображениями
  • Умеет распознавать угрозы цифрового пространства
  • Умеет создавать агрегированные таблицы
  • Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов
  • Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
  • Умеет создавать релевантные поисковые запросы для поиска информации в сети Интернет
  • Умеет создавать слайды, копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
  • Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы
  • Умеет хранить, загружать, находить и скачивать файлы на Google.Диске, предоставлять доступ к документу другим пользователям, комментировать документ и отвечать на комментарии других пользователей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Компьютерная грамотность
  • Компьютерная безопасность
  • Интернет и поиск
  • Корпусные технологии
  • Медиаграмотность
  • Базовые текстовые технологии
  • Использование информационных технологий при написании исследовательских работ
  • Работа с табличными данными
  • Основы работы с данными
  • Основы создания презентации в Power Point
  • Введение в Digital Humanities
  • Визуализация и инфографика
  • Цифровое сохранение культурного наследия
  • Сайты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Онлайн курс
    Курс "Цифровая грамотность" размещен на внутренней платформе НИУ ВШЭ [URL: online.hse.ru].
  • неблокирующий Проект 1
    Образец требований: https://docs.google.com/document/d/1rHa4QYF0vglpMQiykRkNAm40RzrnyqEOq7zLOJQ7-Zk/edit?usp=sharing
  • неблокирующий Проект 2
    Образец требований: https://docs.google.com/document/d/1rHa4QYF0vglpMQiykRkNAm40RzrnyqEOq7zLOJQ7-Zk/edit?usp=sharing
  • неблокирующий Защита 1
    Образец требований: https://docs.google.com/document/d/13aQJ8p2AtZWLtMnPuNUGE0HKaY88ilMHc-2_5lKMUu8/edit?usp=sharing
  • неблокирующий Защита 2
    Образец требований: https://docs.google.com/document/d/13aQJ8p2AtZWLtMnPuNUGE0HKaY88ilMHc-2_5lKMUu8/edit?usp=sharing
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен (письменный) проводится с использованием прокторинга.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.25 * Экзамен + 0.1 * Защита 1 + 0.25 * Онлайн курс + 0.15 * Проект 2 + 0.1 * Защита 2 + 0.15 * Проект 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kristofer Layon. (2011). Mobilizing Web Sites : Strategies for Mobile Web Implementation. [N.p.]: Peachpit Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1545969
  • Под ред. Кедровой Г. Е. - ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 439с. - ISBN: 978-5-534-01031-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informatika-dlya-gumanitariev-450494

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827
  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
  • Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761