• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Русское искусство XVI – XVIII вв.

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается на третьем курсе. Она посвящена архитектуре и живописи России позднего средневековья и раннего Нового времени. В разделе архитектура излагаются основные факты и подходы к их осмыслению следующих периодов: — архитектура XVI в. (от Московского кремля до Бориса Годунова) — архитектура XVII в. (формирование и развитие узорочья) — архитектура раннего петровского времени (нарышкинский стиль) — архитектура петровского и елизаветинского барокко — архитектура раннего и высокого классицизма посл. трети XVIII в. Круг рассматриваемых проблем включает социально-политический контекст создания памятников, их типологию, иконографию и стиль. Для XVI–XVII в. актуальны вопросы степени европейского влияния, для XVIII в. — формирование русского варианта европейской архитектуры в столицах и выживание и развитие традиционной архитектуры на периферии. Основная цель раздела живопись — выявление характерных особенностей, формирование жанров, выявление взаимосвязей европейской и русской живописи XVIII. Основные разделы курса построены по хронологии: живопись XVI и XVII вв., живопись петровской и елизаветинской эпохи; Санкт-Петербургская Академия художеств и русская живопись второй половины XVIII в. В курсе рассматривается следующий круг проблем: — развитие традиции древнерусского искусства на позднем этапе; — формирование основных жанров русской живописи, пути проникновения информации западноевропейском искусстве в Россию и особенности ее усвоения и переосмысления; — западноевропейские художники, работавшие в России, и русские художники, выезжавшие на Запад — выставки и коллекционирование западноевропейской живописи в России.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Изучить основные этапы, мастеров и важнейшие произведения русского искусства позднего средневековья и раннего Нового времени 2. Сформировать у студентов представление о месте и роли искусства и архитектуры XVI–XVIII вв. в истории русского и мирового искусств 3. Развить представление об основных методах анализа и исследования памятников и явлений, связанных с изучением русского искусства 4. Развить представление об основных методах анализа и исследования памятников и явлений, связанных с изучением русского искусства
  • Изучить основные этапы, мастеров и важнейшие произведения русского искусства позднего средневековья и раннего Нового времени
  • Сформировать у студентов представление о месте и роли искусства и архитектуры XVI–XVIII вв. в истории русского и мирового искусств
  • Развить представление об основных методах анализа и исследования памятников и явлений, связанных с изучением русского искусства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • выработка умения чётко формулировать вопросы по теме
  • выработка у студентов навыка чтения научной литературы и критически-аргументированного анализа прочитанного материала
  • выработка умения чётко выявить специфику художественно-образной программы памятника и причины её сложения
  • развитие навыков исследовательской работы на базе сочетания самостоятельного анализа памятника искусства и прочитанной научной литературы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Русская живопись XVI–XVII вв.
  • Раздел 2. Русская живопись XVIII вв.
  • Раздел 3. Русская архитектура XVI–XVII вв.
  • Раздел 4. Русская архитектура XVIII в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Архитектурный или выставочный проект
    Контроль представляет собой выступление на семинаре с презентацией своего архитектурного или выставочного (на выбор обучающегося) проекта, с демонстрацией подобранного иллюстративного материала, с участием в последующей дискуссии-обсуждении темы проекта. Проект должен базироваться на изучении научно-исследовательской литературы и источников по теме проекта, содержать и раскрывать исследовательскую проблему в рамках курса.
  • неблокирующий Дискуссия-колоквиум
    Колоквиум проходит на семинаре и представляет собой дискуссию на одну из заданных тем по материалам курса, по вопросам, заранее высланных студентам. Частью дискуссии обязательно является обсуждение рекомендованной научной литературы и исторических источников по теме, с выявлением позиций авторов и оценкой их методологии.
  • неблокирующий Итоговый экзамен по вопросам
    Итоговый экзамен проводится в виде устного опроса по заранее данным контрольным вопросам по материалам курса. Обязательной частью контрольного испытания является "угадайка".
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.25 * Дискуссия-колоквиум + 0.5 * Итоговый экзамен по вопросам + 0.25 * Архитектурный или выставочный проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История русского искусства. Т.1: Русское искусство X-XVII веков, Алленов, М., 2007
  • История русского искусства. Т.2: Русское искусство XVIII - начала XX века, Алленов, М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История русской архитектуры : учебник для вузов, Пилявский, В. И., 2003