• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Операционный директор московского офиса Phillips Наталья Глянкина рассказала нашей студентке 4 курса Екатерине Фроловой о том, как устроен мир аукционов

Аукционный дом Phillips является одним из мировых лидеров по продажам современного искусства, объектов дизайна, фотографий, часов и ювелирных украшений. Он считается третьим аукционным домом по общему объему продаж после Sotheby’s и Christie's.

Наталья, здравствуйте! Насколько мне известно, Phillips проводит торги в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге и Женеве. А какие функции выполняет московское представительство?

Помимо того, что мы оказываем всестороннюю поддержку клиентам в России, мы ответственны за развитие бренда. Наше представительство поддерживает различные арт-выставки, является партнером московской ярмарки современного искусства Cosmoscow, проводит благотворительные аукционы, а также реализует образовательные спецпроекты в медиа. Вот уже несколько лет Phillips является партнером Института проблем современного искусства (ИПСИ) и выставляет работы его студентов и выпускников на аукционах.

А как построена ваша работа с коллекционерами, желающими выставить работу на зарубежные торги?

 Если клиент находится в России, он может связаться с нашим офисом и рассказать о работах, которые он хотел бы продать. Мы просим прислать фотографию и выясняем у него детали: авторство, год создания работы и т.д. На основе этой информации мы сразу понимаем, что может подойти для наших аукционов, а что нет. С помощью таких ресурсов, как Artprice и Artnet мы проверяем, продавалась ли когда-нибудь эта работа на аукционах, или, если нет, за какую цену уходили похожие работы того или иного художника. Также важно учитывать, как сейчас котируется на рынке данный художник, хороший ли спрос на его работы. Далее, мы связываемся с нашими специалистами в главных офисах, которые непосредственно занимаются профессиональной оценкой. По ее итогам они предлагают эстимейт (оценочную стоимость лота), который мы обсуждаем с клиентом. Иногда процесс переговоров может затягиваться. Когда все условия обговорены, клиент выставляет работу на аукцион. 

Только коллекционеры предлагают свои работы?

Аукционы - это вторичный рынок, работы могут быть предложены галереями, компаниями, коллекционерами, даже если у вас есть всего одна работа и вы хотите ее продать, это тоже возможно. 

Я смотрела запись круглого стола «Онлайн-продажи искусства и коллекционных предметов» в бизнес-школе RMA с Вашим участием. Вы говорите, что онлайн-продажи аукционного дома Phillips составляют всего 10% от общего объема продаж. Почему так мало? Ведь покупать онлайн удобно!

Если посмотреть статистику, то основной объем онлайн-покупок произведений искусства приходится на возрастную категорию от 20 до 40 лет, после 40 лет этот процент снижается. Онлайн-продажи произведений искусства — это все-таки достаточно молодая тенденция. Когда коллекционер планирует покупать дорогую работу, важно посмотреть эту работу вживую. Но я думаю, что этот вид продаж будет развиваться.

 Может, Вы как операционный директор аукционного дома, который в первую очередь специализируется на современном искусстве, подскажете ответ на этот вечный вопрос: что отвечать людям, которые считают современное искусство дегенеративным и упорно утверждают, что их ребенок смог бы сделать не хуже?

Раньше я пыталась детально объяснить людям, как необходимо воспринимать современное искусство, чтобы оно начало нравиться, но сейчас у меня другая политика. Когда я вижу, что человек настроен категорично и желает только поспорить, я даже не предпринимаю попытки разубедить его, потому что сознание человека закрыто. Но если присутствует искреннее желание разобраться, тогда я вступаю в диалог. Прежде всего, я советую заниматься самообразованием, и одна из самых доступных и прекрасных книг для этого «История Искусств» Э. Гомбриха.

A каковы Ваши личные вкусы в искусстве?

Я люблю абстрактное искусство и экспрессионизм, в частности, немецкий экспрессионизм. Когда-то мне очень нравилось ар-нуво, но со временем оно стало слишком легким для понимания и восприятия. Хочется новых вызовов для ума и для глаза. Если говорить про сегодняшнее, актуальное искусство, то очень важна хорошая идея. Но помимо хорошего концепта, для меня очень важно, чтобы в работе проявлялось техническое мастерство.

А кому отдают предпочтение коллекционеры: состоявшимся художникам или молодым дарованиям?

Это разные стратегии коллекционирования. Некоторые предпочитают покупать большие имена, другие - ставить на молодых художников. С молодыми художниками стратегия более рискованная, поскольку их карьера только строится и непонятно, что будет в будущем.
Очень интересное наблюдение мы получили, когда проводили спецпроект совместно c РБК Стиль. Читателям РБК Стиль предоставлялась возможность заполнить заявку и получить электронный каталог аукциона. Мы связывались с клиентами, оставившими свои контакты, и одним из их основных запросов как раз было молодое искусство. Если хорошо разбираться и сделать правильную ставку, то на молодых художниках можно отлично заработать.

Как же разглядеть того самого молодого художника, который через несколько лет станет звездой?

Нужно следить за тем, насколько активно художник участвует в выставках, как часто его приглашают на ярмарки и биеннале. Если его работы уже продавались на аукционах, с помощью специальных ресурсов можно проследить динамику цен. Если тенденция положительная, и интерес к художнику растет, велика вероятность, что и в дальнейшем вложения в его работы окажутся выгодными.

И последний вопрос, актуальный для студенческой аудитории. Если ты хочешь строить карьеру в аукционном бизнесе, на что следует обратить внимание еще на этапе обучения?

Нужно развивать насмотренность и расширять сеть контактов. Необходимо уверенно разбираться в художниках и в течениях искусства, а также интегрироваться в арт-тусовку, участвуя, пусть на волонтерских началах, в различных арт и культурных проектах.