• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студентка 3 курса ОП «История искусств» стала волонтёром фестиваля современного искусства ARTLIFE FEST

Озерова Екатерина, ставшая волонтёром фестиваля, поделилась своими впечатлениями.

Студентка 3 курса ОП «История искусств» стала волонтёром фестиваля современного искусства ARTLIFE FEST

© Академия живописи ARTLIFE

Добрый день, дорогие друзья и коллеги! Меня зовут Катя и я учусь на третьем курсе образовательной программы “История искусств”. Как мои сокурсники знают не понаслышке, не так легко найти варианты стажировок и волонтерств, тем более оплачиваемых. Сейчас большинство предложений, напрямую или косвенно относящихся к гуманитарному сектору, связаны преимущественно с копирайтингом или смм, а по-настоящему интересные позиции в государственных учреждениях культуры или частных музеях всегда предполагают наличие солидного опыта работы. В этой заметке я постараюсь рассказать вам о возможных путях поиска вакансий в выставочной сфере и остановлюсь на моем последнем опыте работы волонтером на фестивале современного искусства “ARTLIFE”.

В первый раз я столкнулась с проблемой недостаточной информированности о стажировках по специальности в начале второго курса. Мой “начальный капитал” знаний по истории искусства жадно требовал вложения. Благодаря локдауну у меня появился запас свободного времени, и я решила найти себе дистанционную работу или стажировку. Довольно быстро я обнаружила, что не знаю, с чего начать. Скорее всего, вы, как и я, столкнетесь с тем, что во всех анкетах для участия в выставках и фестивалях вас попросят описать уже имеющийся опыт подобной деятельности.  Первый шаг мне помогли сделать в фонде культурных проектов “Четверг”. В этой организации вам рассказывают об азах отношений “волонтер-работодатель”, проводят обучение и помогают найти ту работу, которой вам правда хочется заниматься. Деятельность фонда связана с мероприятиями в области культуры: выставками, книжными ярмарками, концертами. Раз в несколько месяцев команда проекта проводит новый набор волонтёров, так что шанс попасть в их число очень велик. Вместе со мной обучение в “Четверге” проходили четверо моих сокурсниц и еще примерно 10 человек из ВШЭ. Обучение включает в себя теорию и практику в виде серии волнтерств (для искусствоведов есть чудесные и разноформатные опции от медиации и экскурсий до монтажа произведений на выставках), а затем вам на выбор предлагается несколько вариантов двухмесячной стажировки. Я, например, занималась оцифровкой электронного каталога для галереи “Нагорная”. Если вы нуждаетесь в самых первых ступенях и хотите выяснить, чем вам комфортнее заниматься, коммуницировать с публикой или работать напрямую с памятниками, то, на мой взгляд, фонд – это то, что вам нужно. Это удачный вариант как для искусствоведов, так и для представителей всех гуманитарных специальностей в принципе.

Сделав первые шаги с помощью фонда, вы можете уже самостоятельно начать искать вакансии. Где? Я часто обращаюсь к телеграм-каналу “работа в сфере искусства”, там можно найти предложения без трудового стажа. Они, вероятнее, будут на проектной, а не постоянной основе. Но, как мне кажется, так гораздо удобнее, ведь не возникает сложностей совмещать это с учебой. В этом сентябре, допустим, были оплачиваемые вакансии волонтеров на ярмарке современного искусства “Cosmoscow” и ее сателлита “Blazar”. На той же платформе я обнаружила платную вакансию волонтера на фестивале “ARTLIFE”, о которой расскажу подробнее. Вообще, “ARTLIFE” – это международная онлайн школа живописи, но раз в год их команда устраивает мероприятие в Манеже – выставку с лекциями и воркшопами, таким образом представляя материалы как преподавателей академии, так и в принципе известных современных художников.

Начать стоит с отборочного тура для волонтеров: в этом году необходимо было отправить резюме координаторам фестиваля и подготовить небольшое видео, где вы рассказываете про себя, свой опыт работы на выставках и интенции относительно конкретного мероприятия. Сразу отмечу, что с самого первого этапа я обратила внимание на сверхорганизованность каждой из фаз подготовки к мероприятию и затем его проведению. Все всегда было четко расписано по дням или даже по часам, за счет этого никогда не возникало накладок со сменами или на брифах.

Следующий этап – это подготовка к фестивалю, на нем я подробно останавливаться не буду, в сухой выжимке он представляет собой несколько брифов с инструктажем. Что важно, на этом этапе происходит разделение обязанностей, то есть ты определяешь, чем конкретно тебе хотелось бы заниматься в рамках проекта. Возможность выбора здесь просто необходима, поскольку смены составляют от 6 до 12 часов, а проводить столько времени за нелюбимым делом как минимум контрпродуктивно. Итак, я вошла в команду зоны “Академии” – своеобразного отдела продаж, целью которого служит реклама академии “ARTLIFE” как организатора фестиваля. В мои задачи входило ознакомить посетителей с онлайн академий живописи и ее продуктами – видеокурсами по разным техникам и жанрам. Также мы с коллегами отвечали за регистрацию на некоторые активности, предлагаемые академией, и за проведение мастер-классов с одним из художников Артлайфа – Александром Волковым.

Прежде я никогда не принимала участия в столь масштабном событии, выставки, на которых я была волонтером до этого, имели скорее локальный характерный, а в этом фестивале участвовало по несколько тысяч посетителей почти каждый день. Такой наплыв и длительные смены способствовали нарастанию стрессового состояния в первые дни, но постепенно этот дискомфорт сходил на нет, и работать становилось все легче и легче.

Еще один принципиальный аспект – необходимо всегда быть, во-первых, готовым к беспрерывной коммуникации с гостями, и при этом оставаться дружелюбным и отзывчивым. Практически любая позиция на подобных мероприятиях предполагает активную социализацию, ведете вы экскурсию или направляете посетителя по экспозиции в качестве хэлпера.

Отдельно отмечу, что, когда вы становитесь частью такого глобального мероприятия, скорее всего, ваши фактические задачи будут выходить за пределы оговоренных на брифе обязанностей, и чаще всего это будет происходить по вашему собственному желанию, поскольку, как мне показалось, даже самый убежденный скептик попадает под влияние общего энергетического потока и хочет всем помочь и все успеть. Здесь, кстати, полезно знание иностранных языков, так как на фестивале довольно много иностранных художников и ребята из других зон могут обращаться за помощью с переводом. Возможность пообщаться с художниками – отдельное удовольствие, все авторы были открытыми и с удовольствием шли на контакт, некоторые даже могли присоединиться в ходе экскурсии и наконец ответить на главный вопрос: “Что же все-таки имел в виду художник?”.

Как я уже отмечала, сильная сторона фестиваля как работодателя для волонтера – высокий уровень организации. Вы можете выбрать подходящие вам смены, обратиться к координаторам с любой проблемой. Вся коммуникация между организаторами и участниками выстраивалась очень легко и доброжелательно. Второй плюс – это большая вариативность в выборе деятельности, вы можете развить навыки как в построении дискурса о современном искусстве, так и в области ивент-менеджмента. Если вам выдастся возможность принять участие в фестивалях будущих лет, то я рекомендую это сделать, поскольку такой опыт по меньшей мере сформирует у вас представление о функционировании крупных выставок.