• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

VIII ежегодная студенческая конференция Terra Hominis, секция «Искусство: память»

Участники конференции Terra Hominis, секция «Искусство: память»

Участники конференции Terra Hominis, секция «Искусство: память»
Фотография Ксения Ульянова, ФГН

10–11 апреля 2025 года на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ прошла восьмая студенческая конференция, посвященная памяти в искусстве. Организаторами выступили третьекурсники образовательной программы «История искусств»: Эльвира Галимова, Галина Зямалова, Ангелина Каширцева, Ксения Ульянова и Валентина Хробрых. За дизайн отвечала Александра Рябова.

В этом году участники исследовали, как память воплощается в визуальных искусствах и как само искусство становится ее носителем. Участники по-новому взглянули на память как явление, переосмыслив ее как процесс, и исследовали роль произведения искусства через призму последующих эпох.

Конференция объединила 25 студентов бакалавриата и магистратуры российских и зарубежных университетов. Доклады охватили огромный пласт явлений — от средневековых памятников до современных арт-практик. Исследователи обратились к российскому, европейскому, среднеазиатскому и дальневосточному искусству. Помимо традиционных искусствоведческих работ, на секции представили доклады о коллекционировании, новых медиа и пространственно-временных видах искусства.

С самого начала конференция задумывалась как площадка для диалога между специалистами из разных областей гуманитарного знания. Студенты-искусствоведы и культурологи, исследователи современного кинематографа и театра представили свои доклады и доказали, что даже в рамках одной темы возможны принципиально разные подходы. В ходе дискуссий участники находили неожиданные точки соприкосновения, что позволило взглянуть на обсуждаемые проблемы свежим взглядом.

Доклады участников были организованы вокруг трех ключевых тем, раскрывающих разные грани взаимосвязи искусства и памяти. Секция «Запоминание» объединила исследования, где произведения искусства рассматривались как инструменты фиксации информации — сознательные попытки запечатлеть явления, события или личностей для будущих поколений. В секции «Память» обсуждались работы, посвященные искусству как носителю коллективной и индивидуальной истории. Участники анализировали, как произведения становятся «местами памяти», отражают травматический опыт или участвуют в формировании национальной идентичности. Секция «Забвение» была посвящена обратному процессу — исчезновению произведений искусства из культурного поля. Докладчики рассматривали как физическую утрату памятников, так и случаи их символического вытеснения, а также практики возвращения забытых имен и явлений в культурное поле.

Организаторы и участники поделились своим опытом с конференции, ответив на некоторые вопросы.

Что особенно понравилось в процессе организации конференции?

«Сказать, что все прошло идеально, разумеется, было бы преувеличением. Мы сталкивались с самыми разными проблемами на каждом этапе, а со многими обязанностями, необходимыми для грамотной организации мероприятия, нам пришлось столкнуться впервые. Однако, я была уверена, что всегда могу обратиться за советом или поддержкой к товарищам по команде». «Несмотря на все трудности и недопонимания, непреложный «кодекс» нашей команды включал два главных принципа — взаимоуважение и поиск консенсуса. Уверена, именно благодаря этому конференция состоялась, и на мой взгляд, очень успешно. Думаю, именно опыт работы в коллективе оказался для меня наиболее ценным».

«Лучшим моментом конференции было ее проведение.  Конечно, подготовка была интересной, но она не сравнится с теми двумя днями, к которым мы столько готовились. Это и уникальный опыт решения сложных экстренных ситуаций, и взаимодействие с участниками вживую. Мы старались создать максимально комфортную атмосферу, в которой докладчики даже с небольшим опытом участия в конференциях смогли бы свободно делиться своими идеями и включаться в дискуссию. А еще было очень приятно получать обратную связь от участников после каждого дня. Только так можно почувствовать, что наши усилия были не напрасны». 

Конференция Terra Hominis, секция «Искусство: память»
Фотография Ксения Ульянова, ФГН

Что вы считаете самым большим успехом конференции?

«Просматривая заявки, мы поразились обширности интересов наших участников. На самой конференции было охвачено множество тем, нами были выслушаны доклады о средневековой книжной миниатюре, новых выставочных практиках, иммерсивных спектаклях. Разнообразие подходов позволило взглянуть на, казалось, знакомые темы с новых и совершенно неожиданных ракурсов. Мы же, как организаторы, со своей стороны постарались сделать атмосферу мероприятия дружественной, превратить конференцию в пространство, открытое к новым идеям, вопросам, сомнениям и даже сотворчеству».

Почему была выбрана такая тема конференции? Как вы к ней пришли?

«Определиться с темой было нелегко, мы долго не могли прийти к итоговому решению, потому что чувствовали ответственность: далее предстояло работать с нашей идеей на всех этапах организации, строить вокруг нее всё. При разработке темы перед нами стояла задача, с одной стороны, найти что-то неизбитое, а с другой — нечто доступное, способное привлечь большое количество исследователей. Memory studies и тема памяти в целом — уже расхожие явления в поле гуманитарных наук. А в рамках нашей конференции мы попытались предложить изучение визуального, затрагивающее тему памяти — это новое. Нас лично в этом варианте тематики привлекло то, что она живая, внутри нее сразу возникает много вопросов, направлений исследования, в общем, здесь есть, куда копать». 

Что показалось самым сложным? 

«Первое — это договориться на начальном этапе о теме нашей секции. У всех была масса идей и совершенно разные понимания, казалось бы, одних и тех же вопросов. Мы много спорили, доказывали свои точки зрения, в итоге получилось довольно интересная концепция. Особенно замечательно, что нам удалось сделать конференцию как бы на стыке разных гуманитарных дисциплин». 

«Вторая сложность — решение проблем с докладчиками прямо во время выступлений. Многие опаздывали, исчезали по непонятным причинам или сталкивались с техническими трудностями. И составленный нами регламент в моменте приходилось изменять, переставлять доклады и при этом делать вид, что все идет гладко. Но, в конечном счете, это отличный опыт менеджмента в стрессовых условиях». 

Особую благодарность организаторы выражают Ольге Алексеевне Назаровой, академическому руководителю ОП «История искусств», за помощь в проведении мероприятия. И конечно, спасибо всем участникам и гостям за яркие выступления, живые дискуссии и неподдельный интерес к искусству!