VIII ежегодная студенческая конференция Terra Hominis, секция «Искусство: память»

10–11 апреля 2025 года на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ прошла восьмая студенческая конференция, посвященная памяти в искусстве. Организаторами выступили третьекурсники образовательной программы «История искусств»: Эльвира Галимова, Галина Зямалова, Ангелина Каширцева, Ксения Ульянова и Валентина Хробрых. За дизайн отвечала Александра Рябова.
В этом году участники исследовали, как память воплощается в визуальных искусствах и как само искусство становится ее носителем. Участники по-новому взглянули на память как явление, переосмыслив ее как процесс, и исследовали роль произведения искусства через призму последующих эпох.
Конференция объединила 25 студентов бакалавриата и магистратуры российских и зарубежных университетов. Доклады охватили огромный пласт явлений — от средневековых памятников до современных арт-практик. Исследователи обратились к российскому, европейскому, среднеазиатскому и дальневосточному искусству. Помимо традиционных искусствоведческих работ, на секции представили доклады о коллекционировании, новых медиа и пространственно-временных видах искусства.
С самого начала конференция задумывалась как площадка для диалога между специалистами из разных областей гуманитарного знания. Студенты-искусствоведы и культурологи, исследователи современного кинематографа и театра представили свои доклады и доказали, что даже в рамках одной темы возможны принципиально разные подходы. В ходе дискуссий участники находили неожиданные точки соприкосновения, что позволило взглянуть на обсуждаемые проблемы свежим взглядом.
Доклады участников были организованы вокруг трех ключевых тем, раскрывающих разные грани взаимосвязи искусства и памяти. Секция «Запоминание» объединила исследования, где произведения искусства рассматривались как инструменты фиксации информации — сознательные попытки запечатлеть явления, события или личностей для будущих поколений. В секции «Память» обсуждались работы, посвященные искусству как носителю коллективной и индивидуальной истории. Участники анализировали, как произведения становятся «местами памяти», отражают травматический опыт или участвуют в формировании национальной идентичности. Секция «Забвение» была посвящена обратному процессу — исчезновению произведений искусства из культурного поля. Докладчики рассматривали как физическую утрату памятников, так и случаи их символического вытеснения, а также практики возвращения забытых имен и явлений в культурное поле.
Организаторы и участники поделились своим опытом с конференции, ответив на некоторые вопросы.
Что особенно понравилось в процессе организации конференции?
«Сказать, что все прошло идеально, разумеется, было бы преувеличением. Мы сталкивались с самыми разными проблемами на каждом этапе, а со многими обязанностями, необходимыми для грамотной организации мероприятия, нам пришлось столкнуться впервые. Однако, я была уверена, что всегда могу обратиться за советом или поддержкой к товарищам по команде». «Несмотря на все трудности и недопонимания, непреложный «кодекс» нашей команды включал два главных принципа — взаимоуважение и поиск консенсуса. Уверена, именно благодаря этому конференция состоялась, и на мой взгляд, очень успешно. Думаю, именно опыт работы в коллективе оказался для меня наиболее ценным».
«Лучшим моментом конференции было ее проведение. Конечно, подготовка была интересной, но она не сравнится с теми двумя днями, к которым мы столько готовились. Это и уникальный опыт решения сложных экстренных ситуаций, и взаимодействие с участниками вживую. Мы старались создать максимально комфортную атмосферу, в которой докладчики даже с небольшим опытом участия в конференциях смогли бы свободно делиться своими идеями и включаться в дискуссию. А еще было очень приятно получать обратную связь от участников после каждого дня. Только так можно почувствовать, что наши усилия были не напрасны».

Что вы считаете самым большим успехом конференции?
«Просматривая заявки, мы поразились обширности интересов наших участников. На самой конференции было охвачено множество тем, нами были выслушаны доклады о средневековой книжной миниатюре, новых выставочных практиках, иммерсивных спектаклях. Разнообразие подходов позволило взглянуть на, казалось, знакомые темы с новых и совершенно неожиданных ракурсов. Мы же, как организаторы, со своей стороны постарались сделать атмосферу мероприятия дружественной, превратить конференцию в пространство, открытое к новым идеям, вопросам, сомнениям и даже сотворчеству».
Почему была выбрана такая тема конференции? Как вы к ней пришли?
«Определиться с темой было нелегко, мы долго не могли прийти к итоговому решению, потому что чувствовали ответственность: далее предстояло работать с нашей идеей на всех этапах организации, строить вокруг нее всё. При разработке темы перед нами стояла задача, с одной стороны, найти что-то неизбитое, а с другой — нечто доступное, способное привлечь большое количество исследователей. Memory studies и тема памяти в целом — уже расхожие явления в поле гуманитарных наук. А в рамках нашей конференции мы попытались предложить изучение визуального, затрагивающее тему памяти — это новое. Нас лично в этом варианте тематики привлекло то, что она живая, внутри нее сразу возникает много вопросов, направлений исследования, в общем, здесь есть, куда копать».
Что показалось самым сложным?
«Первое — это договориться на начальном этапе о теме нашей секции. У всех была масса идей и совершенно разные понимания, казалось бы, одних и тех же вопросов. Мы много спорили, доказывали свои точки зрения, в итоге получилось довольно интересная концепция. Особенно замечательно, что нам удалось сделать конференцию как бы на стыке разных гуманитарных дисциплин».
«Вторая сложность — решение проблем с докладчиками прямо во время выступлений. Многие опаздывали, исчезали по непонятным причинам или сталкивались с техническими трудностями. И составленный нами регламент в моменте приходилось изменять, переставлять доклады и при этом делать вид, что все идет гладко. Но, в конечном счете, это отличный опыт менеджмента в стрессовых условиях».
Особую благодарность организаторы выражают Ольге Алексеевне Назаровой, академическому руководителю ОП «История искусств», за помощь в проведении мероприятия. И конечно, спасибо всем участникам и гостям за яркие выступления, живые дискуссии и неподдельный интерес к искусству!

