• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Новые поступления графики в ГМИИ им. А.С. ПУШКИНА. 2009-2014

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляют:
ГМИИ им. А.С. Пушкина
ОТДЕЛ ЛИЧНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
ВОЛХОНКА, 10
18.09.2015 – 22.11.2015
Для студентов-искусствоведов и историков посещение выставки, а также занятий с кураторами по четвергам БЕСПЛАТНО!

ГМИИ им А.С. Пушкина открывает выставку «Новые поступления графики в ГМИИ им. А.С. Пушкина. 2009–2014». Экспозиция новых поступлений проводитсяв Музее регулярно в качестве своеобразного отчета о проделанной работе. Она рассказывает о приобретениях 2009–2014 годов, сделанных Музеем для отделов графики и личных коллекций. На выставке будут показаны работы художников XV–XXI веков, принадлежащих к западноевропейской и русской школам, а также мастеров Японии и Китая. Зрители познакомятся с работами ВенцеляХоллара, Макса Либермана, ЛовисаКоринта, Анри де Тулуз-Лотрека, Андре Дерена, Фрэнка Брэнгвина.

В Отделе графики ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится около 380 тысяч  произведений различных школ: рисунки, гравюры, альбомы, книги. Музейный фонд формируется благодаря тесным контактам  научных сотрудников с владельцами, художниками, коллекционерами, галереями, библиотеками и издательствами. Собрание пополняется дарами владельцев и покупкой произведений. Экспозиция расположена на двух этажах Отдела личных коллекций, где будут продемонстрированы более 200 уникальных графических работ. Четыре зала первого этажа отведены произведениям западноевропейской школы, выставочное пространство делится по эпохам: XV–XVII века, XVIII–XIX века, XIX век и XIX–XX века. В пятом зале первого этажа выставлены работы японских и китайских мастеров. На втором этаже – рисунки и гравюры русских художников ХХ века, включая работы мастеров «Бубнового валета» (Петра Кончаловского и Ильи Машкова) и русских авангардистов (Наталии Гончаровой, Ольги Розановой, Александры Экстер, Александра Родченко, Варвары Степановой и др.), а также классиков нон-конформизмаЭрика Булатова, Ильи Кабакова, Лидии Мастерковой, Олега Кудряшова, Дмитрия Лиона.

Поступления последних лет позволили расширить коллекцию графических работ мастеров Германии, Голландии, Италии, Великобритании и Франции. В числе новых приобретений – голландские эстампы XVII века. К примеру, пейзажный офорт Х. ванСваневелта, две гравюры Й. ванХюхтенбюрха с композиций  А.Ф. ван дер Мейлена. Самыми ранними работами во французском разделе является лист мастера школы Фонтенбло, Жана Миньона, Битва за Трою, а также группа гравюр Этьена Делона. Делон – парижский гравер, автор миниатюрных композиций аллегорического и исторического содержания, работавший в середине – второй половине XVI века. Большая часть новых произведений  этого раздела поступила в Музей от известного московского коллекционера Ю.И. Палинова. Также в разделе французской графики стоит отметить рисунок, который был создан Тома Шарлем Ноде– учеником ГюбераРобера. Ноде известен своими работами гуашью, он также был автором живописных пейзажей и больших документальных работ. Он запечатлел ряд важных событий французской армии. Рисунки Ноде с изображениями разных эпизодов наполеоновских войн были гравированы Пьером-АдриеномЛебо. Кроме того, расширилась коллекция французской графики конца XIX–XX веков, она представлена именами признанных мастеров – Теофиля-Александра Стейнлена, Андре Дерена, Анри де Тулуз-Лотрека, Андре де Сегонзака, Жака Бло, Мориса Потена. Музей стал владельцем замечательного оттиска первого состояния афиши “TheChapBook” Тулуз-Лотрека.

Благодаря сотрудничеству с Ю.И. Палиновым пополнился и немецкий раздел. В 2009 году Музей приобрел у него несколько листов немецких художников конца XIX – первой половины XX века. В их числе литографии ЛовисаКоринта. В 2012 году от Палинова  были также приняты произведения Макса Либермана – 12 офортов и литографий. Работы этих ведущих живописцев и графиков встречаются на антикварном рынке крайне редко. Среди произведений итальянской графики важно выделить гравюру XVI века с изображением обелиска Цезаря перед Базиликой Святого Петра в Риме. Лист входил в серию из 50 гравюр, выполненных Джованни Баттиста де Кавалльери по рисункам Джованни Антонио Дозио. Эта серия была издана в 1569 году под названием Уцелевшие остатки знаменитых зданий города Рима. Книги и гравюры с видами Древнего Рима были популярными во второй половине XVI века.

Музейное собрание английской школы обогатили более 150 графических произведений. Основную часть новых поступлений составляют иллюстрации к британским периодическим изданиям “LondonSociety”, “Onceaweek”, “GoodWords” за 1862 год. Иллюстрации викторианской эпохи, выполненные в технике торцовой гравюры на дереве, и литографии, имеют не только историческую, но и художественную ценность. К другим важным приобретениям относятся трикьяроскуро английского ксилографа Дж.-Б. Джексона – Убиение святого ПетраИзбиение младенцев и Воскрешение Лазаря (приобретенные у коллекционера А.Н. Севастьянова). Они входят в серию из 24 оттисков, созданную мастером по композициям художников венецианской школы. Для улучшения качества печати Джексон изобрел специальный пресс, который позволил ему выполнить оттиски крупного формата с нескольких досок. Также у А.Н. Севастьянова была приобретена литография Рудник  другого британского новатора Ф.Брэнгвина, чьи работы в большой степени изменили понимание задач и возможностей гравюрной техники. На выставке также будут показаны десять офортов В.Холлара из коллекции Ю.И.Палинова.

В разделе русского рисунка одним из наиболее заметных приобретений стала серия из 12 листов и акварелей Н.Н. Купреянова 1920–1930-х годов. Творчество этого превосходного рисовальщика было широко представлено в музейном собрании, сейчас в Музее появились акварельные пост-кубистические работы Рояль, Интерьер с фигурами, Джаз; а также акварельная работа Тромбоны и барабан из серии «Балтфлот».  Среди отечественных мастеров также важно выделить произведения Д.Б. Лиона, в 2014 году вдова художника Е.В. Коронцевич преподнесла их в дар Музею. В настоящее время ГМИИ им. А.С. Пушкина стал обладателем одного из лучших собраний мастера, которое включает 44 листа и охватывает всю его творческую деятельность – со второй половины 1950-х до начала 1990-х годов. Особого внимания заслуживают ранние работы Лиона Холокост и До и после (1956), они были созданы художником в студенческие годы. Важное место в экспозиции занимают работы Олега Кудряшова. Лист Без названия исполнен в технике гуаши и гравюры сухой иглой. Цвет в соединении с насыщенным черным штрихом создают впечатление станкового живописного произведения. На выставке также будет представлена серия небольших гравюр мастера, которые он называет «Книга гравюр».

За последние пять лет новые произведения поступили и в раздел восточной графики. Одним из самых важных приобретений стал триптих ТоётомиХидэёси и пять его наложниц, любующихся цветением сакуры в Хигасияма. Эта работа признанного мастера японской гравюры укиё-э - КитагавыУтамаро. Сцена, запечатленная в гравюре, основана на реальном историческом событии, произошедшем в 1598 году во время приема известного политического деятеля Японии - ТоётомиХидэёси - в храме Годай-дзи в Киото. В 1804 году Утамаро был арестован и закован в колодки на 50 дней за выпуск этой гравюры. Тираж гравюры, а также печатные доски были уничтожены, сохранились лишь редкие оттиски. Коллекция оригинальной графики Японии значительно расширилась благодаря дарам современных японских авторов. Известный каллиграф РюсэкиМоримото в 2009 году передал в дар ГМИИ им. А.С. Пушкина свои произведения – 17 каллиграфий в виде вееров, картин, свитков и ширм для чайной церемонии.

Важная часть экспозиции отведена произведениям Отдела личных коллекций, который насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Среди недавних поступлений отдела стоит отметить коллекцию поэта, теоретика искусства и критика В.Н Некрасова. Его собрание нельзя назвать результатом целенаправленного собирательства, скорее это летопись встреч и увлечений творческой личности. Всеволод Николаевич и его супруга литературовед А.И. Журавлёва в последние годы жизни хотели передать свои произведения в Музей. Так, в 2012 году их желание было исполнено наследниками четы – Г. Зыковой и Е.Пенской. В дар Музею было передано 335 работ из собрания В.Н. Некрасова. Коллекцию можно условно разделить на два блока. К первому относятся произведения, созданные художниками «лианозовской группы» в 1960–1970 годах –  графика Дм. Краснопевцева, Е. Кропивницкого, акварели Н.Вечтомова, рисунки О. Рабина и композиции В.Немухина. Во втором блоке зрители увидят работы художников-концептуалистов Э. Булатова, О. Васильева, И. Кабакова, Ф. Инфанте.

Произведениям Л.А.Мастерковой посвящен отдельный зал. Лидия Мастеркова – одна из первых художниц послевоенного времени, для кого абстракция стала родным языком. В экспозицию вошли работы позднего периода творчества. Листы объединены в серии-посвящения русским поэтам Серебряного века – А. Блоку, А. Белому, Н. Гумилеву, С. Еcенину. Композиции выполнены в оригинальной авторской технике, где мастер совмещает свободное рисование тушью с геометрией вырезанных из ватмана кругов, квадратов и овалов.

Зрители также познакомятся с собранием графики русского авангарда 1910–1920-х годов известного литературоведа Р.В. Дуганова и его жены Н.С. Шефтелевич. Коллекция была передана в дар Музею Ольгой Сергеевной Джуличер. Среди произведений представлены станковая и книжная графика известных художников – футуристические композиции О.В. Розановой, А.А. Экстер и В.С. Барта, эскиз плаката А.М. Родченко, декоративный мотив В.Ф. Степановой.

Раздел русского искусства первой трети XX века дополнят штудии обнаженной натуры известных «бубнововалетцев» П.П. Кончаловского и И.И. Машкова из собрания Отдела личных коллекций. Ню Кончаловского второй половины 1910-х годов (подаренные внучкой художника Екатериной Сергеевной Семеновой) отличает эскизная манера рисунка углем – широкая и «упрощенная». Три рисунка И.И. Машкова (переданные в дар Александром Софроновичем и Татьяной Ивановной Березиными) с изображением обнаженной женской натуры конца 1900-х – 1920-х стали первыми произведениями этого крупного мастера в собрании Отдела личных коллекций. Машков известен как мастер «скульптурного» рисунка. Пастель художника Сидящая обнаженная входит в серию рисунков с натуры, эта работа отличается бархатистостью, четкими линиями и насыщенными цветовыми акцентами.

На выставке отделов графики и личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина посетители увидят уникальные графические произведения, многие из которых раньше можно было найти только в частных собраниях.

 

Кураторы выставки:

 

Юлия Матвеева

Младший научный сотрудник Отдела гравюры и рисунка

ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

Алла Луканова

Заместитель заведующего Отделомличных коллекций

ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

Анна Чудецкая

Ведущий научный сотрудник Отдела личных коллекций

ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

Ссылка на изображения:

https://drive.google.com/open?id=0B6kLu6iKgF6tdVZtR0RDSWczemc

 


Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина:

тел.: +7 499 678 34 27,

Динара Шарлапаева +7 915 245 17 05

PRESS@ARTS-MUSEUM.RU

www.arts-museum.ru