• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Наши студенты приняли участие в "Научной весне-2018"

Молодые исследователи искусства снова провели Международный форум "Научная весна", который был учрежден под эгидой Государственного института искусствознания в прошлом году


В "Научной весне-2018" приняли участие студентки 3 курса нашей образовательной программы Ирина Афанасьева и Екатерина Здобнова.
В секции "Изобразительное искусство: творческие методы и опыт интерпретации" Ирина Афанасьева представила свое исследование "Образ Италии в рисунках Клода Лоррена"
Клод Лоррен был одним из первых художников, который понял красоту итальянского пейзажа. Во время своих путешествий по Римской Кампанье мастер открывал новые места, ставшие впоследствии «genii loci» для нескольких поколений пейзажистов вплоть до XIX в. Содержательным дневником его путешествий стали разнообразные пейзажи-конспекты, запечатлённые в его рисунках. Бесконечно разнообразные по своему назначению, мотивам, точкам зрения и живописным эффектам рисунки позволяют увидеть не только конкретные виды Италии, но и подлинные шедевры архитектуры: античные руины; средневековые базилики; дворцы, площади и соборы эпохи Возрождения и XVI-XVII вв. Для Клода Лоррена все эти архитектурные объекты стали важной составляющей итальянской природы, выступая средством передачи идеального пейзажа и символом прекрасного прошлого человечества.
Практической частью исследования стало составление таблицы-классификации натурных рисунков Клода Лоррена и создание карты Италии с обозначением маршрутов путешествий художника.
Ирина работала под руководством Елены Борисовны Шарновой.


Екатерина Здобнова выступила в секции "Восточные культуры: природа художественного образа" с работой на тему "Портрет императора Ханадзоно (1338 г.): проблема типологии и практика набросков в японской портретной живописи".
Тема японских средневековых портретов давно не привлекала внимание исследователей, однако она не является исчерпанной. Сильная тенденция к традиционализму, в целом характерная для всего искусства Японии, привела к чёткому разделению типологии портретного жанра на религиозную и светскую. Тем не менее, в статье указывается на существование ряда исключений из устоявшейся схемы и предпринимается попытка анализа и обобщения причин их возникновения. Затрагиваются мотивы стилистической преемственности между мастерами и роли типологических клише, диктуемых заказом. С помощью формально-стилистического, историко-сравнительного и иконографического методов выделяется и анализируется “пограничная” типология портретов, на которых изображаются светские деятели, ставшие дзэн-буддийскими монахами.
Основным объектом исследования является «Портрет императора Ханадзоно» (1338 г.) кисти Фудзивара-но Госина. Он даётся в кругу ближайших аналогий, что позволяет включить его в широкий контекст культуры и искусства периодов Камакура и Муромати и выявить, насколько он встроен в линию развития портретной традиции, а насколько выпадает из неё. «Портрет императора Ханадзоно» приводится в качестве примера “пограничной” типологии, а также впервые рассматривается в контексте практики создания натурных набросков наряду с «Портретом монаха Иккю Содзюна» (вторая половина XV в.).
Екатериной научно руководила Анна Валентиновна Гусева.

Программа Международного форума молодых исследователей искусства "Научная весна-2018"