• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возобновлена после летних каникул работа Иконографического семинара

26 сентября в 18.00 состоялся доклад магистрантки ОП "История художественной культуры и рынок искусства" ВШЭ Аиды Джагитян на тему "Иконография сцены Получения скрижалей Моисеем в искусстве III-VI вв.: языческие источники и раннехристианские параллели". 
Автор семинара, доцент Школы исторических наук ФГН НИУ ВШЭ и преподаватель нашей образовательной программы Анна Владимировна Пожидаева.

Возобновлена после летних каникул работа Иконографического семинара

В рамках доклада Икографического семинара были рассмотрены принципы формирования иконографии важнейшего библейского сюжета – получение Моисеем скрижалей Завета. Художники в период III–VI веков вырабатывают разные подходы к иллюстрированию Священного Писания. Перед христианским искусством на первоначальном этапе стояла цель создать изображения нового типа, соответствующие новому культу. 

Один из наиболее ранних подходов к иллюстрированию в эпоху становления христианского искусства – адаптация традиционной, классической иконографии. На примере сцены получения скрижалей можно проследить, как иконография императора (Traditio legis, Ad locutio) переносится из языческой традиции в христианскую. Художники следуют примеру богословов – желая быть понятыми, они переносят в искусство образный язык, который существует вокруг них. Так новые идеи облекаются в старые формы.

В этот же период (III – VI вв.) художники обращаются к другим библейским сюжетам, чтобы заимствовать некоторые иконографические элементы – так появляются композиционные параллели между сценами получения скрижалей и жертвоприношения Авраама. В данном докладе будут рассмотрены механизмы «миграции» иконографических мотивов, а также процесс формирования устойчивой изобразительной схемы получения Моисеем скрижалей Завета.

 Получение скрижалей_тезисы (DOCX, 26 Кб)

 Получение скрижалей в раннехристианском искусстве (PDF, 3.81 Мб)