• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Where Katie Met Wills: несколько слов об учёбе в Сент-Эндрюсском Университете

Университет шотландского города Сент-Эндрюс славится, прежде всего, тем, что именно здесь познакомились Кейт Миддлтон и принц Уильям. Однако его положительные стороны этим не ограничиваются. Наша выпускница Софья Дмитриева рассказала о некоторых из них.

MA, MSc, MPhil, MRes, MLitt и MI6

 Магистерские программы в Великобритании подразделяются на MA (Master of Arts), MSc (Master of Science), MPhil (Master of Philosophy), MRes (Master of Research) и MLitt (Master of Letters). Во время skype-интервью при получении студенческой визы, сотрудница визового центра, сидящая на другом конце провода где-то в центре Лондона, три раза уточнила у меня название моей программы MLitt Art History, отметив, что ни разу о такой ещё не слышала. В тот момент я всерьёз начала переживать, что меня запишут в помощницы Боширова и Петрова и откажут во въезде в страну, но в результате всё  обошлось. Инцидент в визовом центре заставил меня разобраться в типах британских магистратур. MLitt – действительно, самый редкий, характерный, в первую очередь, для шотландских университетов. В целом классификация магистерских программ не имеет решающего для их структуры значения, но есть один аспект, который стоит упомянуть. Магистратуры с уклоном в научную деятельность, а именно MPhil, MRes и MLitt, как правило, длятся всего один год. За этот год студенты должны прослушать четыре курса и написать магистерскую диссертацию. 

Структура программы

 Количество академических часов моей магистратуры примерно равно количеству часов студенческого сна при учёбе в Вышке: в неделю у нас всего один полуторачасовой семинар одного курса и один полуторачасовой – другого. С таким графиком после четырёх лет работы в режиме нон-стоп было смириться нелегко, но вскоре я поняла, что он имеет массу достоинств.

Каждый семинар предполагает активную самостоятельную работу и постоянную сдачу письменных заданий. Поскольку учебного времени минимум, появляется возможность вдуматься в предложенные к прочтению тексты и даже (что не случалось со мной до этого) приступить к списку дополнительной литературы. Кроме того, свободное время даёт возможность максимально тщательно проработать любое письменное задание. На каждое выделяется более месяца, можно несколько раз поменять тему, хорошо разобраться даже в самом далёком от научных интересов вопросе и, при желании, довести обычное эссе до уровня курсовой.

В Сент-Эндрюсе огромную роль играет обратная связь, которую преподаватели дают студентам. Перед написанием любой работы принято несколько раз консультироваться с каждым из трех преподавателей курса в их офисные часы по поводу темы, структуры и списка литературы. То есть, по сути, каждое письменное задание сопровождает самое настоящее научное руководство. Вместе с оценкой за эссе мы получаем подробнейший комментарий, в котором не только перечисляются достоинства и недостатки работы, но и предлагаются пути к её улучшению. Таким образом, комментарий преподавателя можно использовать, чтобы в дальнейшем превратить эссе в статью и, возможно, где-нибудь опубликовать или выступить с докладом на конференции.

Отсутствие лекций и минимальное количество академических часов – не единственное отличие структуры образовательной программы от вышкинской. Совсем иным образом устроена работа над магистерской диссертацией, которая проходит не параллельно учебному процессу, а уже после окончания регулярных семинаров, в летние месяцы. Утверждение темы, соответственно, приходится не на октябрь, а на май. 

Методы искусствоведческого исследования

 Основная причина, по которой я выбрала Сент-Эндрюс – методологический фокус магистерской программы. В Вышке у нас был замечательный курс Е.Ю. Хлопиной «Методы искусствоведческого исследования: теория и практика», который познакомил нас с основными подходами к анализу памятника: формально-стилистическим методом, знаточеством, иконологией, социальной историей искусства и семиотикой. Однако, поскольку курс был ограничен во времени, мы поговорили о знаковых текстах каждой из школ, но не успели  опробовать изученные методы на практике. Мне же всегда этого не хватало, потому что в основном в бакалавриате мы занимались формально-стилистическим анализом. В связи с этим одним из самых любимых заданий за четыре года стало эссе по курсу «Социальная история искусства» Анджелины Лусенто, для которого мы должны были разобранные на семинарах методологические модели применить по отношению к любому памятнику из собрания ГМИИ. Именно такие задания мы выполняем здесь, и, на мой взгляд, это идеальный вариант для магистратуры, ориентированной на тех студентов, которые впоследствии хотели бы остаться в науке.

Модели, которые мы обсуждали на семинарах курсов первого семестра – Themes in Art History и Art and Technology – были самыми разными, как и тексты, из которых мы о них узнавали – это и классические монографии (Вёльфлин, Панофский, Гомбрих и компания), и статьи второй половины 2010-х, от которых еще пахнет типографской краской. В рамках курса «Искусство и технологии» мы подробно обсуждали разного рода медиа и то, какую роль они играют в формировании оптики восприятия мира и искусства. Пример исследовательского вопроса в данном случае: каким образом зрительский опыт изменило изобретение телескопа/камеры обскуры/стереоскопа/фотоаппарата/виртуальной реальности? Итоговое задание по курсу подразумевало, что мы, используя эту или одну из десятка других парадигм, разобранных на семинарах, напишем эссе на свободную тему. Похожим образом устроены и остальные письменные задания. Получается, что каждое эссе – это полноценное самостоятельное исследование. Поскольку цель магистратуры – пополнить методологический инструментарий студентов, в Сент-Эндрюс, как мне кажется, стоит ехать, уже обзаведясь искусствоведческой базой. В противном случае, будет непонятно, как и куда этот инструментарий применить. 

Трудности перевода

Обучаясь в Сент-Эндрюсе, абсолютно не осознаешь, что находишься в Шотландии: местных жителей здесь значительно меньше, чем тех, кто приехал в город учиться, а состав преподавателей и студентов принципиально интернациональный. Насколько интернациональный, что на одном из семинаров выбранного мной курса «Искусство и технологии» был только один носитель языка – моя американская однокурсница – а все остальные, включая преподавателя, приехали в город из неанглоговорящих стран. Мне кажется, что эта особенность обучения – один из главных его плюсов. Поскольку у всех студентов за спиной абсолютно разный культурный багаж и образование, семинары всегда получаются оживлёнными.

Поскольку университет очень многонациональный, меня удивило, что огромное внимание при оценке работ уделяется языку. Оказавшись в Сент-Эндрюсе я впервые поняла, что на английском нужно вообще-то не просто писать, а писать хорошо и увлекательно – так, чтобы читатель не бросил статью после прочтения abstract’а. В борьбе с тоннами стилистических ошибок мне очень помогает университетский сервис iELT – бесплатные семинары, на которых любой студент может обсудить отрывок своей работы с точки зрения языка. 

Хрустальный дворец

 Во время ознакомительной недели – аналога вышкинского курса БЖД – наибольшее впечатление, затмившее и знакомство с будущими друзьями, и выбор курсов, на меня произвела университетская библиотека. Во-первых, библиотек у университета больше, чем в городе суммарно супермаркетов, аптек и пабов. Во-вторых, главная из них – воплощенный в жизнь Фаланстер. Это огромное трёхэтажное здание с потрясающей коллекцией научной литературы. Здесь я нашла в десятках экземпляров те книги, которых нет ни в Иностранке, ни в Ленинке, ни в Библиотеке искусств. Любой студент имеет право бесплатно (!) заказать себе до двадцати монографий из любой библиотеки мира. Практически все книги в любых, даже самых немыслимых количествах, можно взять на дом, для чего не нужно подходить к консультанту – достаточно приложить к сканеру студенческую карточку. При желании, можно сдать книги хоть в 4 часа утра, отправив их в специальный книгоприёмник на улице. Помимо книг, в библиотеке Сент-Эндрюсского университета можно взять напрокат DVD-диски, чем мы с друзьями активно пользуемся перед проведением киноночей. Кроме этого, здесь хранятся богатое собрание рукописей и абсолютно уникальная коллекция фотографий. Только на эти материалы распространяется система заказов и требований, но, несмотря на это, они в абсолютно свободном доступе. Для тех, кто интересуется историей фотографии, Сент-Эндрюс – стоящее место. Здесь не только есть соответствующая магистерская программа (MLitt History of Photography), но и возможность работать с потрясающим собранием, первая встреча с которым поможет сформулировать с десяток исследовательских проблем.

Во время все той же ознакомительной недели я, собираясь похвастать вышкинскими электронными ресурсами, спросила, есть ли у студентов доступ к JSTOR. Мой скептицизм не оправдал себя. Оказалось, что у библиотеки заключён договор с сотней различных электронных баз, включая, естественно, и JSTOR, и WILEY, и Oxford Art Online, и многочисленные порталы с изображениями в высоком качестве, и многое-многое другое. На сайте библиотеки есть специальный поисковик, который позволяет осуществлять навигацию по всем ним единовременно. Не нужно мучиться с получением удалённого доступа: достаточно ввести свои университетские логин и пароль, и можно переходить по всем ссылкам и скачивать pdf-файлы из любой точки планеты.

Со всем многообразием библиотечных материалов помогает справиться команда консультантов, готовых ответить на любой, даже самый дурацкий, вопрос, а не насылающая на читателей проклятия просто за то, что они существуют, что нередко происходит в РГБ. В библиотеке есть специальные зоны, где можно просто читать в тишине, есть и читать, говорить и читать и, наконец, просто есть и говорить. Работает она до двух часов ночи, тогда как те же самые супермаркеты, бары и даже ночные клубы к этому времени уже давно закрыты. В целом в библиотеке можно провести весь день, того не заметив, чем все мы и занимаемся, о чём свидетельствует счётчик, фиксирующий количество читателей в каждый момент времени – даже в полночь он показывает числа не менее 1000. 

Пенная вечеринка

 Друзьям я обычно говорю, что первое, что я узнала о Сент-Эндрюсе – это то, что там очень любят пенные вечеринки. Действительно, в прошлом году на домашней странице официального сайта ровно в центре гордо красовалась фотография измазанной в пене жизнерадостной девушки, по причине высокого содержания определенного рода веществ в организме, не фокусирующей глаза на объективе.  Под фотографией было указано, что Сент-Эндрюс официально признан лучшим университетом Великобритании по части студенческой жизни.

Согласиться с этим тезисом так же легко, как и сложно. С одной стороны, даже просто назвать Сент-Эндрюс городом было бы лукавством: согласно Википедии, его население в 2011 году составило 16800 человек, что «говорит о том, что Сент-Эндрюс –45ый по количеству жителей населённый пункт Шотландии». 45ый (!) в Шотландии (!), то есть, другими словами, едва-ли-населенный пункт. Его ландшафт органично сочетает в себе гольф-поля, пустынные пляжи и руины собора. Все остальное будто бы боится нарушить их спокойствие: в городе около шести пабов, четыре супермаркета и два ночных клуба, которые было бы честнее назвать ДК. Кинотеатр в Сент-Эндрюсе один, но последний сеанс обычно проходит в 17:00, а репертуар обходит стороной все стоящие внимания фильмы. На таком фоне органный концерт в местной церкви – событие мирового значения. Казалось бы, условий для лучшей студенческой жизни в Великобритании никаких.

На самом деле, отсутствие необходимых декораций служит почвой для соревнования в изобретательности среди студентов. В Сент-Эндрюсе более 150 студенческих сообществ, начиная с очевидных национальных (напр., Armenian Society, Afro-Caribbean Society), факультетских (напр., Philosophy Society, Art History Society и Astronomy Society) и благотворительных (напр., UNICEF, Women for Women International и Amnesty International) и заканчивая самыми безумными, такими как Bubble Tea Society и Doctor Who Society. Все эти сообщества не довольствуются формальным существованием, а непрерывно придумывают события: так, Astronomy Society организует еженедельные походы в обсерваторию с рассказами о звёздах и горячим шоколадом, а Drink and Discuss Society проводит мои любимые дебаты в одном из местных пабов, во время которых команды приглашаются к обсуждению таких животрепещущих тем, как религия, оружие и Брекзит.

Кроме того, Сент-Эндрюс славится своими спортивными секциями. Об этой крайне важной жизни университета я, к сожалению, не могу ничего толком рассказать, поскольку в последний раз занималась спортом пять лет назад, однако точно могу утверждать, что спорт здесь – не только физическая нагрузка, но и инструмент социализации. Каким бы видом спорта человек не увлекался (а в Сент-Эндрюсе можно заниматься чем угодно – от гольфа, которым славится город, до верховой езды, стрельбы из лука и прыжков на батуте), он всегда найдёт себе единомышленников и будет вместе с ними участвовать в соревнованиях и еженедельно встречаться на чашечку кофе пинту пива.

 

На мой взгляд, бессмысленно сравнивать Сент-Эндрюс с Вышкой, поскольку эти университеты предлагают два принципиально разных подхода к материалу, поэтому я намеренно пыталась избежать параллелей. Я очень рада, что мне посчастливилось поучиться и там, и там, и по ощущениям магистратура в Сент-Эндрюсе отлично дополняет ту сильнейшую базу, которую мне дала Вышка. Эту базу я, кстати сказать, ценю все больше и больше.

 

Следуя примеру своей постоянной идейной вдохновительницы Риты Шабаевой, оставляю свои контакты. Со мной в любое время можно связаться в фейсбуке (https://www.facebook.com/sonya.dmitrieva.5), и я с радостью отвечу на любой интересующий Вас вопрос. 

Практические советы

1. Учите иностранные языки и получайте сертификаты о владении ими.

Не секрет, что знание иностранных языков выгодно во всех отношениях. Однако если Вы соберетесь подавать документы, например, в Чехию или Германию, где почти всё высшее образование бесплатное, знание языка страны очень сильно Вам поможет. Во-первых, магистратур на чешском и немецком будет больше, а, во-вторых, преподавание в лучших магистратурах, как правило, происходит не на английском. Кроме того, со знанием языка будет гораздо легче влиться в среду, найти друзей и впоследствии, при желании, устроиться на работу. В общем, язык – это в данном случае чуть ли не решающий фактор. Независимо от того, собираетесь Вы учиться за границей или нет, стоит сдавать языковые экзамены, потому что, если Вы всё-таки когда-нибудь решитесь подавать заявку на поступление, времени на сертификат точно не найдётся.

2. Стоит совершить выбор программ летом после третьего курса.

Большинство дедлайнов подачи документов в магистратуру со стипендией приходятся на декабрь и январь. Поскольку в любом случае придётся сочетать этот нелегкий процесс с самой напряженной декабрьской сессией и выбором темы диплома, имеет смысл хоть как-то облегчить себе задачу. Некоторые университеты, помимо комплекта документов, требуют предъявить потенциальную тему магистерской диссертации и её краткое описание (project proposal), о которых тоже стоит подумать заранее.

3. Лучше отправить заявку как минимум на три программы.

При подаче заявки не стоит ограничиваться одной или двумя магистратурами, как сделала я. Выгоднее подавать заявку на несколько программ: это несильно усложнит задачу, так как пакет документов везде примерно одинаковый, но увеличит шансы на успех. Тем не менее, не стоит растрачивать силы на десятки магистратур – лучше сконцентрироваться на адекватном количестве заявок и хорошо их проработать.

4. Заранее свяжитесь с преподавателями по поводу рекомендательных писем.

Для подачи заявки вам понадобится от двух до трёх рекомендаций. Связавшись с потенциальными «рекомендателями» заранее, Вы узнаете о готовности преподавателя за Вас ручаться и об удобных ей/ему сроках отправки письма, для чего совсем не нужно иметь на руках полный комплект документов.

5. Не нужно бояться пробовать.

Многие мои знакомые и друзья постоянно думают о магистратуре за границей, но боятся даже приступить к подаче заявки: не от недостатка мотивации, а из-за неуверенности в своих силах. На мой взгляд, в такой ситуации ни в коем случае не нужно бояться пробовать.

Несомненно, любой отказ – большой эмоциональный удар. Перед поступлением в Сент-Эндрюс, мне отказал в приёме Кембриджский университет, об учёбе в котором я мечтала с 15 лет. Я вложила огромное количество сил в оформление заявки, поэтому негативный ответ выбил меня из колеи, а поддержку мамы и друзей, которые уверяли меня, что, возможно, Сент-Эндрюс даст мне больше возможностей, чем Кембридж, я психологически отказывалась воспринимать всерьёз. Однако в результате оказалось, что друзья и мама были абсолютно правы. Несмотря на то, что я заведомо скептически была настроена, я нашла в университете то, что мне на тот момент было необходимо.