• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Летняя практика в Великом Новгороде и Пскове: возвращение к истокам

Практически весь 2021 год мы учились онлайн, но в июле студентам второго (а теперь уже третьего) курса все-таки удалось на некоторое время вернуться в поток нормальной учебной жизни: вместе с преподавателями Анной Львовной Макаровой и Натальей Михайловной Абраменко мы доехали до древнейших памятников архитектуры и живописи  в северо-западной части страны, “откуда есть пошла Русская земля”.

Летняя практика в Великом Новгороде и Пскове: возвращение к истокам

© Фотография: Захарова Д.

Получилось двойное возвращение к истокам. Мы вернулись не только в далекое прошлое (ведь с памятников Великого Новгорода и Пскова начиналось искусство Древней Руси), но и вместе с тем нам представилась возможность вернуться к традиционному варианту практики. Ведь прошлым летом она прошла по совершенно новому (но не менее увлекательному) пути. Теперь и нам не терпится поделиться впечатлениями!

На десять дней студенты попали в сказочную реальность русской древности. Чем мы только не занимались! Рассматривали со всех сторон храмы XII-XVI веков, забирались под купола соборов по деревянным лесам. Знакомились с удивительными людьми – сотрудниками реставрационных мастерских, и хранителями фресок. Осматривали старинную настенную живопись и поднимались по витым ступеням лестничных башен, по которым новгородские князья и служители церкви ходили много веков назад.

Архитектура

Великий Новгород – колыбель архитектуры Древней Руси в самом буквальном смысле. Нам предстояло осмотреть сохранившиеся постройки для того, чтобы приблизиться к пониманию особенностей каменного строительства XII-XVI веков, узнать историю города, распутывать родословные новгородских князей и научиться не теряться в городских “концах”.

Каменную архитектуру Древней Руси невозможно понять по картинкам. Мы изучали системы внешнего декора на всех фасадах храма  и только после этого заходили внутрь, чтобы вникнуть в особенности строительного замысла. А в полевых дневниках студенты увозили с собой зарисовки архитектурных планов. В некоторых случаях приходилось зарисовывать и сами фасады – настолько сложными они оказывались в своем исполнении. Теперь-то мы точно знаем, что церковь Спаса Преображения на Ильине улице украшена совершенно различным декором со всех четырех сторон!

Псков – во многом наследник Великого Новгорода, но в его сохранившихся постройках прочитываются и самостоятельные архитектурные приемы  мастеров местных артелей. Псковские храмы часто представляли собой сложносочиненный ансамбль: к основному объему, помимо привычных приделов, зодчие часто добавляли крыльцо и галереи, а также звонницу. Постепенно звонница стала располагаться отдельно от храма, и именно такую мы увидели у церкви Успения Богородицы с Пароменья. Там мы остановились на некоторое время, чтобы послушать колокольный перезвон. А на подкупольных барабанах псковских храмов мы заметили своеобразный декоративный поясок – в новгородских памятниках таких не встретишь. В нем чередуются ряды поребрика и бегунца, и это очередная особенность древней псковской архитектуры.

В Великом Новгороде невозможно пройти мимо построек XX века – к примеру, художественного театра драмы имени Ф.М. Достоевского. Выполненное в причудливых модернистских формах здание практически нависает над Волховом. Увидеть театр можно сразу из нескольких точек города: можно подойти к нему совсем близко и рассмотреть со всех сторон, а можно забраться на старый вал плотницкого конца и наблюдать с противоположной стороны реки. Каждый ракурс даёт новое впечатление, и у каждого студента оно свое.

Живопись

Древней живописи в Великом Новгороде и Пскове осталось намного меньше, чем самой архитектуры – так решила история. За время практики нам удалось рассмотреть старинные фрески, чудесным образом сохранившиеся на стенах соборов или на столах реставраторов.

Анна Львовна была нашим проводником в мире древней живописи. И если весной мы слушали о древнерусском искусстве на лекциях и рассматривали картинки в книгах, то на летней практике впервые увидели все знаковые росписи “in situ”.

Вникнуть в особенности фресковой живописи нам помогали не только преподаватели, но и сотрудники местных музеев. Порой казалось, что встречи с ними происходят совершенно случайно – у Софийского собора мы встретили Татьяну Юрьевну Царевскую (доктора искусствоведения, исследователя древнерусской живописи), занимавшуюся в тот момент реставрацией западных “Магдебургских” врат, ее статьи и книги мы читали во время обучения на втором курсе. Она провела нас по витой башенной лестнице Святой Софии и познакомила с разновременными фресками, а еще поделилась историей реставрации памятника и намекнула: в этом месте исследователям предстоит сделать множество открытий.

Неудивительно, что росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице и росписи храма в Аркажах произвели на нас сильное впечатление. После множества семинарских докладов студенты уже знали, что Феофан Грек создавал программу росписи практически на ходу и не использовал вспомогательный рисунок – сграфью. Но увидеть вживую экспрессивность пробелов, искусность линий и особенности красочной палитры оказалось настоящим счастьем. А вот росписи Мирожского монастыря удивили полнотой своей сохранности и необыкновенным колоритом.  Композиционные решения рассчитаны до малейших нюансов и полностью подчиняются архитектурному замыслу, можно было представить этапы росписи и даже различить руки трёх мастеров. Стиль фресковой живописи тоже уникален – оказывается, аналогии можно найти в мозаиках Сицилии. Здесь студентам пришлось вспоминать не только курс по искусству Древней Руси, но и по искусству восточного Средневековья.

И конечно всем запомнились ветхие на первый взгляд леса в храме Снетогорского монастыря. Если осмеливаешься подняться,  встретишься с фресками буквально “лицом к лику” и сможешь рассмотреть мельчайшие живописные нюансы.

Живопись встречалась нам не только в храмах и не только самая древняя. Новгородские и псковские музеи икон – обязательный  пункт искусствоведческой практики, а в свободное время мы успели заглянуть в музей изобразительных искусств Великого Новгорода. В переполненных портретами известных исторических деятелей залах спрятался один особенно интересный экспонат – портрет петербургского статского советника и мецената С.С. Яковлева, написанный неизвестным художником в начале XIX века. Аналогичный портрет (написанный В.Л. Боровиковским в 1805 году) есть в Государственной Третьяковской галерее, вот только московский Яковлев совершенно жизнерадостный и румяный, в отличие от новгородского. Советуем не пропустить и сравнить!

Реставрационные мастерские

Реставрационные мастерские производят неизгладимое впечатление. В мастерских хранятся сотни осколков прошлого, осторожно разложенные мастерами в десятки подписанных ящиков. Все эти осколки – части фресок, когда-то украшавших древнерусские храмы.

Сложно представить, сколько времени и стойкости уходит на собирание мельчайших фрагментов, пока мастера-реставраторы вместе со своими верными помощниками собирают живописные сцены из мельчайших кусочков. Сам процесс занимает долгие годы, и каждая склеенная часть фрески становится поводом для большой радости и гордости.

Во время поездки мы побывали в мастерской А.П. и В.Б. Грековых и в мастерской Татьяны Анатольевны Ромашкевич. Татьяну Анатольевну мы встречали несколько раз за время нашей практики и каждый раз слушали трогательные, моментами необыкновенные истории из жизни реставратора (“Эта история грустная, но не безнадежная”, – так убеждала она). А в своих полевых дневниках отмечали нюансы: как изготавливались фрески и как они падали со стен, какие технические сложности возникали при попытках сохранить живопись. Как реставраторы сталкивались с неудачами и благодаря чему им все-таки удалось найти способ вернуть некоторые собранные фрески на первоначальное место.

Приключения

Многое остается вне нашего рассказа. Например, усталость от пройденного пути от памятника до памятника или впечатления от живописных мест Псковской области: в последний день практики мы рассматривали архитектуру Изборска, а затем спустились в долину за Труворовым городищем, оставляя мыс с церковкой Николая Чудотворца далеко позади. В Мальской долине нас ждала монастырская постройка XV века с трапезной и колокольней.

Настоящим приключением стал переход реки Великой вброд – в том самом месте, где когда-то по преданию встретились князь Игорь и будущая княгиня Ольга.

В новгородской области мы гуляли по Витославлицам и вспоминали то, что проходили на первом курсе, – основы деревянного зодчества. А в один день студенты поменялись местами с преподавателями, и настала наша очередь рассуждать о древнерусской архитектуре. За несколько вечеров мы подготовили собственные карты новгородских “концов” и рассказывали выдуманные истории о невыдуманных памятниках, а Марфа Борецкая вместе с Рюриком и Садко (в лице наших преподавателей) судили, чей рассказ достоин остаться в новгородской летописи.

Все это и многое другое – воспоминания, которые мы увезли с собой из поездки.