• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
28
Апрель

Экономика и политика Испании и стран Латинской Америки

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование у студентов основных знаний в области экономики и политики Испании и стран Латинской Америки. В рамках курса будут изучены закономерности и особенности процесса исторического формирования экономики и общества; современная экономическая, социальная и политическая ситуация; система внешнеэкономических и внешнеполитических связей; место Испании и стран Латинской Америки в экономической и геополитической иерархии современного мира, а также проблемы и перспективы взаимоотношений с Российской Федерацией в современных геополитических реалиях. В рамках изучения настоящей дисциплины студенты выработают умение анализировать экономические и политические процессы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов четких представлений о закономерностях и особенностях процесса исторического формирования экономики и общества в Испании и странах Латино-Карибской Америки (ЛКА)
  • Формирование у студентов четких представлений о современной экономической, социальной и политической ситуации в странах ЛКА
  • Формирование у студентов четких представлений о системе внешнеэкономических и внешнеполитических связей Испании и ЛКА
  • Формирование у студентов четких представлений о характере включения стран Испании и ЛКА в мировую экономику и мировую политику
  • Формирование у студентов четких представлений о месте Испании и стран ЛКА в экономической и геополитической иерархии современного мира
  • Формирование у студентов четких представлений о проблемах и перспективах взаимоотношений стран Испании и ЛКА с Российской Федерацией
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует информацию, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в т.ч. статистические данные, публикации министерств и ведомств, специализированные периодические издания, прежде всего – зарубежные источники на языке оригинала)
  • анализирует экономические и политические процессы, происходящие в Испании
  • воспроизводит основные аспекты экономики и политики Испании
  • Выявляет конкурентные преимущества стран Латинской Америки на современной экономической и политической арене
  • на основе полученного инструментария и информации дает собственную оценку текущим событиям (в частности, в экономической и политической жизни Испании)
  • Объясняет основные этапы становления государственности в странах Латинской Америки
  • прогнозирует мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в латиноамериканском обществе
  • Различает объект, предмет, цели и задачи изучения региона Ибероамерика
  • Сравнивает цивилизационные матрицы и этнические составляющие населения разных стран Латинской Америки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция.
  • Цивилизационная идентификация региона
  • Характеристика хозяйственных укладов и общественно-политических устройств доколумбовой Америки.
  • Экономика и общество колониального периода (16 –17 вв.)
  • Вызревание предпосылок освобождения от колониальной зависимости (ситуация 18 – нач. 19 в.)
  • Становление национальной государственности и хозяйственных систем стран ЛКА (период до I Мировой войны).
  • Воздействие мировых войн и Великой депрессии на хозяйственное и политическое развитие стран ЛКА.
  • Реализация модели импортзамещения и политика десаррольизма (50 – 70 гг. XX в.).
  • Потерянное десятилетие» (80-е годы XX в.)
  • Процесс демократизации в регионе.
  • Смена экономической парадигмы.
  • «Левый дрейф» в политической жизни региона.
  • Бразилия.
  • Мексика.
  • Аргентина.
  • Колумбия.
  • Чили.
  • Перу.
  • Венесуэла.
  • Куба.
  • Боливия.
  • Эквадор.
  • Уругвай.
  • Парагвай.
  • Центральноамериканские страны и Панама.
  • Крупные страны Карибского бассейна.
  • Малые страны и мини-государства Карибского бассейна.
  • Основные тенденции демографического развития стран ЛКА.
  • Ресурсный потенциал региона и характер его использования:
  • Интеграционные процессы в ЛКА (экономический и политический аспекты).
  • Возможности и ограничения технологического обновления
  • Роль международных экономических и политических организаций в регионе ЛКА.
  • Характер взаимоотношений стран ЛКА с ключевыми центрами силы на мировой арене.
  • Становление и развитие политико-дипломатических связей РФ с латиноамериканскими и карибскими странами.
  • Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами ЛКА.
  • Российско-латиноамериканское сотрудничество в области культуры, науки и образования.
  • Введение: типы взаимоотношений государства и общества в Латинской Америке.
  • Система традиционного господства: олигархические демократии и диктатуры конца 19 – начала 20 века.(1870-е – 1930 гг.)
  • Государственно-центричная матрица развития в Латинской Америке: популистское государство. (1930-е –1950-е годы)
  • Государственно-центричная матрица развития в Латинской Америке: авторитарно-бюрократическое государство. (1950-е- 1970-е гг.)
  • Истощение государственно-центричной матрицы развития в Латинской Америке (1970–1990 гг.)
  • Государство и гражданское общество в Латинской Америке.
  • Типы коллективной идентичности в Латинской Америке.
  • Государство и общество в Аргентине
  • Государство и общество в Бразилии
  • Государство и общество в Чили.
  • Государство и общество в Мексике
  • Государство и общество в Перу
  • Государство и общество в Венесуэле.
  • Политическая демократизация и гражданское общество в Латинской Америке – дилеммы ХХI века.
  • Демократия, неравенство и проблема “государственности”
  • Левый поворот в Латинской Америке 2000-х годов: демократия и (или?) справедливость.
  • Заключение: сравнительные размышления о государстве и обществе в Латинской Америке. Возможные уроки для России.
  • Общие условия экономического развития Испании
  • Исторические особенности развития экономики Испании
  • Современная структура предпринимательства.
  • Государственное регулирование экономики
  • Финансово-кредитная система Испании
  • Развитие и отраслевые пропорции испанской промышленности. Развитие НТП
  • АПК и развитие сельского хозяйства
  • Терциаризация (возрастание значения сферы услуг) испанской экономики
  • Жизненный уровень населения. Потенциал развития человеческого фактора.
  • Испания и глобализация экономики. Развитие внешнеэкономических связей.
  • Экономические отношения Испании с Россией
  • Государственное устройство Испании
  • Франкизм (1939-1975)
  • Демонтаж франкистского режима. Политический транзит
  • Партийная система современной Испании. Изменение политического ландшафта.
  • Внешняя политика Испании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    не более 10 000 знаков с пробелами (без учета титульного листа, оглавления, списка литературы и приложений)
  • неблокирующий Устный опрос
    Обзор испанской специализированной прессы за неделю на экономические/политические темы, 10 минут
  • неблокирующий Устный экзамен
    Ответ студента по вопросам из билета.
  • неблокирующий Доклад/Активность на семинарах
    Выступление, около 15 минут
  • неблокирующий Письменная контрольная работа
    3 варианта по 3 вопроса, 2 академических часа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    Эссе * 0.16 + Устный опрос * 0.06 + Защита эссе * 0.6 + Доклад/Активность на семинарах * 0.06 + Письменная контрольная работа * 0.12
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Эссе * 0.3 + Устный опрос * 0.3 + Защита эссе * 0.3 + Доклад/Активность на семинарах * 0.1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ларин, Е. А.  История и культура Латинской Америки. От доколумбовых цивилизаций до начала ХХ века : учебное пособие для академического бакалавриата / Е. А. Ларин, С. П. Мамонтов, Н. Н. Марчук. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 468 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08907-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426688 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Пискорский, В. К. История Испании и Португалии / В. К. Пискорский. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 280 с. — ISBN 978-5-507-10203-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/10356 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Солодовников, А. Ю.  Социально-экономическая география Латинской Америки : учебник и практикум для вузов / А. Ю. Солодовников. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 241 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09250-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427507 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Brics,. (2012). The BRICS Report: A Study of Brazil, Russia, India, China, and South Africa with Special Focus on Synergies and Complementarities. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780198085386
  • Испания. Анфас и профиль, Верников, В. Л., 2007
  • Косяк, Е. В. Внешняя политика Испании в XXI веке: Концептуальные основы : монография / Е. В. Косяк. — Москва : Аспект Пресс, 2015. — 176 с. — ISBN 978-5-7567-0799-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/97254 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Региональная интеграция государств Евразии и Латинской Америки: компаративный анализ: Сборник научных статей / Аксенчук М.А., Барбиери В., Власова Н.В. и др. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 176 с.: 60x88 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-369-01519-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/541206
  • Современные международные отношения и мировая политика : учебник, Торкунов, А. В., 2005