• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
18
Май

Секреты успешного диалога с Китаем: взгляд молодых специалистов ВШЭ

11 февраля 2025 года студенты факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ приняли участие в проекте «Влияние кросс-культурных факторов на мотивацию молодых специалистов в российско-китайских проектах», организованного ООО «Группа Лоджик Старс».

Секреты успешного диалога с Китаем: взгляд молодых специалистов ВШЭ

Под лидерством Татьяны Бекетовой («Международные отношения» 3 курс) команда объединила студентов нескольких направлений. Своим опытом поделились Дорофеева Арина (бакалавриат «Международные отношения» 4 курс) и Пичугин Николай (магистратура «Международные отношения: европейские и азиатские исследования» 2 курс).

Как вы узнали о проекте? Что замотивировало вас принять участие?

Арина: Начну с того, что изучаю китайский язык со старших классов. Изначально я относилась к нему как к обычному предмету. Однако в 9 классе администрация школы организовала поездку в Шанхай, которая полностью перевернула мое отношение к языку и Китаю в целом - обязанность стала своего рода хобби. Узнав о проекте от учебного офиса, я решила, что это хорошая возможность разобраться в особенностях межкультурного взаимодействия на практическом примере реальной компании. 

Николай: Первый раз ознакомился с инициативой от «Лоджик Старс» на «Ярмарке проектов». Тема российско-китайского взаимодействия мне близка. Я обучался на программе «Востоковедение» НИУ ВШЭ и затем 1,5 года работал в сфере внешнеэкономической деятельности. Занимался закупками промышленного оборудования из Китая. Участие в проекте стало для меня возможностью проанализировать и суммировать информацию, полученную за годы учебы и работы.

Какие особенности коммуникации с китайскими партнерами и рекомендации по улучшению переговорного процесса вы представили жюри?

Арина: Снова зайду немного издалека. На одной из пар нам рассказывали про эксперимент, в ходе которого американский профессор показывал японским и американским студентам аквариум и просил его описать. Американские студенты начинали описание с рыбы, то есть с «главного героя». Японские студенты в первую очередь обратили внимание на небольшие детали, формирующие общую картину.

Особенности восприятия информации западными и восточными народами кардинально отличаются. На этих различиях, способных привести к недопониманиям и конфликтам в бизнес-коммуникациях, и сделала акцент команда. Так, наша презентация кажется китайцам скупой и чересчур минималистичной. А китайская нам, наоборот, слишком пестрой и перенасыщенной информацией.

Николай: Действительно, фокус нашего исследования был сосредоточен на стратогемности китайского мышления. Китайский подход к решению задач и планированию основан на стратогемах – стратегических принципах или «хитростях», которые применяются для достижения успехов как в бизнесе, так и в быту. Знание этих особенностей необходимо понимать при выстраивании диалога партнерами из КНР.

Какую роль в команде выполнял каждый из вас? Какие программы / возможности ИИ вы использовали?

Арина: Моя роль заключалась в том, чтобы взять интервью у Сергея Филатова - руководителя отдела внедрения «Лоджик Старс», на данный момент он работает преимущественно с китайскими контрагентами. ИИ помог расшифровать материал: я отправила аудиозапись и мои заметки в ChatGPT, а он перевел в связный текст. Мне оставалось проверить, что чат-бот не допустил ошибок, и затем самостоятельно провести аналитику.

Николай: В команде мы с коллегой и другом Цзюньхао Чэном отвечали за создание и распространение анкет (отдельный вариант для российской стороны, отдельно для китайской) и анализ полученных ответов.

Мы постарались опросить только респондентов, обладающих опытом работы в российско-китайском деловом пространстве, с чем помогли имеющиеся деловые контакты. В совокупности наша часть составила порядка 65% всей работы. В ходе подготовки презентации я получил опыт использования китайской программы для проведения опросов (аналог Google Forms/Yandex Forms) с удобной функцией демонстрации статистики ответов.

Опиши свои эмоции после подведения итогов членами жюри, вы были уверены в победе или 1 место стало приятной неожиданностью? 

Арина: Приятной неожиданностью, на самом деле. В тот день мне нужно было улетать в другую страну, в потоке дел совсем не думала, что жюри отдали предпочтение именно нам. Среди других команд были довольно интересные работы. На мой взгляд, важную роль в нашем успехе сыграла глубина проработки темы и, конечно, харизма участников.

Николай: Мы выступали последними, что дало возможность проанализировать доклады коллег. Возникла мысль, что качественная презентация нашей работы даст все шансы на победу. После оглашения результатов я почувствовал удовлетворение от проделанного исследования, пришло осознание, что вложенные усилия были оценены по достоинству.

Победителям проекта предложили стажировку в ООО «Группа Лоджик Старс», как прошло собеседование? 

Арина: В начале марта я прошла собеседование с сотрудником «Лоджик Старс» в Zoom, мне подробно рассказали о компании. Набор стажеров на позицию по русско-китайским коммуникациям осуществляется впервые, поэтому руководство отталкивается от наших предпочтений. Была приятно удивлена возможностью самостоятельно обозначить задачи. Я бы хотела вести переговоры с китайскими контрагентами и заниматься сопровождением сделок, так как уже есть опыт работы в этой сфере. На данный момент меня занесли в лист ожидания, надеюсь в ближайшее время получить приглашение на работу.

Николай: В настоящее время совмещаю работу в качестве младшего научного сотрудника в Центре политических исследований и прогнозов ИКСА РАН, а также стажера-исследователя в ЦКЕМИ НИУ ВШЭ. Параллельно заканчиваю 2 курс магистратуры и пишу ВКР, в связи с чем вынужден был отказаться от предложенной стажировки в «Группе Лоджик Старс».

Интервью подготовила Денисова Елизавета (2 курс ОП «Международные отношения»).