• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа будущего международника - мост между школьным образованием и карьерой в международных отношениях

23 апреля завершился один из самых востребованных проектов для студентов факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ - Школа будущего международника. Мы делимся опытом участия Анастасии Таликиной, студентки 3 курса ОП «Международные отношения» и семинариста Школы, а также даем рекомендации для абитуриентов и студентов, заинтересованных в сфере международных отношений. Напоминаем, что набор учащихся 10–11 классов в Школу проводится осенью. Обучение бесплатное, занятия проходят один раз в неделю в онлайн-формате.

Школа будущего международника - мост между школьным образованием и карьерой в международных отношениях

Настя, привет! Расскажи, пожалуйста, что представляет собой Школа будущего международника и чем она уникальна?

Школа будущего международника — это образовательный проект для школьников 10–11 классов, реализуемый на базе факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Я бы охарактеризовала ШБМ как пространство, где школьники знакомятся с международными отношениями, примеряя на себя будущую профессию.

Программа включает изучение теории международных отношений, работы международных организаций и особенностей отдельных регионов, а также отработку полученных знаний на практических занятиях. Лекции читают преподаватели и эксперты в области международных отношений и мировой экономики, а семинары проводят студенты старших курсов. Интерактивные форматы на семинарах (деловые игры, дебаты и дискуссии) делают процесс обучения живым и увлекательным, выделяя ШБМ из множества образовательных проектов.

В чем заключается основная миссия ШБМ и какие задачи она ставит перед участниками?

Миссия Школы — познакомить школьников с основами международных отношений и сформировать базовые аналитические навыки. Участники посещают лекции, участвуют в семинарах, выполняют письменное задание. Благодаря написанию итогового эссе школьники учатся работать с научными текстами, анализировать статьи и формулировать собственную аргументированную позицию по обсуждаемым темам.

Как ты пришла к роли семинариста в ШБМ? Расскажи о своём пути и объясни, какую функцию выполняют семинаристы в обучении школьников?

Мой путь начался на втором курсе. Меня заинтересовала возможность делиться со школьниками знаниями и опытом, полученными в ходе освоения дисциплин, в особенности предмета «Теория международных отношений».

Семинаристы ШБМ проводят онлайн-встречи с участниками, проверяют эссе, дают обратную связь по академическому письму. Мы также отвечаем на вопросы о поступлении и учебном процессе, освещаем деятельность Школы в социальных сетях.

Какие форматы занятий помогают глубже погрузиться в специфику международных отношений?

Семинары ШБМ предполагают творческие задания и креативный подход к их решению.

Например, на семинаре в формате дебатов ребята обсуждали, с кем выгоднее сотрудничать странам Азии — с США, Китаем или придерживаться самостоятельной политики. В рамках ролевых игр участники моделировали заседание Европейского Совета, обсуждали перспективы вступления Грузии и Молдовы в ЕС, примеряя на себя роли председателя Совета, Еврокомиссии и других ключевых фигур.

Оригинальным решением стало создание участниками собственных международных организаций, таких как организация «Стресс Лес» по борьбе со стрессом. Был также проведен семинар в формате переговорного процесса по введению санкций для развития и совершенствования навыков ведения переговоров.

Помимо основных семинаров, в этом году участники Школы будущего международника получили уникальную возможность посещать занятия, выходящие за рамки стандартной программы. Школьники смогли пообщаться с выпускниками ШБМ, задать вопросы о карьерном пути и получить ценные советы. Кроме того, были организованы дебаты на английском языке, где ребята смогли попрактиковать свои навыки устной речи.

Особый интерес вызвала лекция Андрея Сергеевича Тулума о перспективных языках для изучения. Школьники, стоящие перед выбором языка для углубленного изучения, получили полезные рекомендации и узнали, на какие критерии стоит опираться.

Лекции в ШБМ традиционно проводят ведущие специалисты в области международных отношений и мировой экономики. Дмитрий Вячеславович Суслов рассказал об особенностях политики США, Сабина Бобыровна Давранова осветила вопросы функционирования Европейского Союза, Анастасия Сергеевна Пятачкова, академический руководитель нашей образовательной программы, представила лекцию о месте Китая в системе современных международных отношений, Григорий Валерьевич Лукьянов рассказал о Ближнем Востоке, Александр Сергеевич Королёв — об АСЕАН и Юго-Восточной Азии, а Георгий Игоревич Кутырев — о Латинской Америке. Лекцию по международным организациям провела Елена Яковлевна Островская.

Какие компетенции развивают участники ШБМ, и как это меняет их понимание профессии международника?

ШБМ помогает понять, что для международника важны не только hard skills — базовые знания о теориях и регионах, но и soft skills. Это умение аргументировать, публично выступать, вести дискуссии. После прохождения Школы у ребят формируется понимание, что профессия международника требует сочетания этих навыков.

С какими сложностями сталкиваются школьники в процессе обучения, и какие инструменты ШБМ предлагает для их преодоления?

Основная сложность — написание эссе. Для многих ребят это первый опыт аналитической работы, где нужно не только выразить мнение, но и проанализировать текст специалиста, выявить позицию автора, сформулировать собственное отношение и подкрепить аргументы статистикой и официальными заявлениями.

Чтобы школьники увереннее справлялись с заданием и были лучше подготовлены к олимпиаде «Высшая проба» по направлению «Международные отношения», студенты старших курсов провели экстра-занятие по написанию эссе. Маргарита Астанина и Николай Лобов рассказали об особенностях, структуре эссе и отличиях от реферата.

Какие навыки, приобретённые в Школе будущего международника, ты считаешь фундаментальными для успеха в сфере международных отношений?

Знание теоретических основ необходимо в нашей профессии, однако немаловажно умение вести конструктивный диалог с оппонентом, выступать на большую аудиторию, выражать позицию, подкрепленную фактами, а не домыслами. Эти навыки развиваются на семинарах, и именно они делают специалиста в международных отношениях успешным и многогранным профессионалом.

На фото ниже изображены презентации творческих работ участников Школы будущего международника - потенциальных твиттер-аккаунтов политических лидеров Ближнего Востока и Северной Африки в период Катарского дипломатического кризиса. Каждая группа продемонстрировала свои презентации: оригинальные визуальные оформления аккаунтов, продуманные тексты и яркие образы лидеров, отражающие их стратегии и позиции.

Школа будущего международника ждёт новых участников и семинаристов осенью! ШБМ – это возможность получить уникальный опыт, познакомиться с ведущими экспертами и сделать первый шаг в мире международных отношений.

Интервью подготовила Дарья Ревуцки, студентка 3 курса Образовательной программы «Международные отношения»