• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Международная программа по экономике и финансам»

25
Апрель

Выпускник бакалавриата МИЭФ - сооснователь стартапа HomeApp

Никита Жилин окончил бакалаврскую программу двух дипломов в МИЭФ в 2009 году по специализации "Экономика", получил диплом с отличием Лондонского университета Second (Upper) Class Honours, затем обучался в магистратуре Haas School of Business, UC Berkeley. Работал в McKinsey, а затем основал сервис HomeApp, предлагающий доступ к проверенной базе объектов (на начальном этапе HomeApp занимается вопросами аренды), а также помощь очень квалифицированных экспертов, мотивированных защищать интересы клиентов. В интервью порталу Finparty.ru Никита делится своим опытом.


— McKinsey — это твой первый профессиональный опыт?

— Да. Я пришел в Фирму сначала на стажировку, а потом и на постоянную работу после окончания Международного института экономики и финансов Высшей школы экономики. У меня в McKinsey за первые три года было несколько проектов в самых разных индустриях и сферах. Так что я увидел, как функционируют различные подразделения крупных организаций, какую роль играют ценности компании и как их внедрять, каким образом выстраивать системы мотивации. Потом я ушел на два года учиться в бизнес-школу Haas School of Business при Калифорнийском университете в Беркли. Набрал там себе курсов по предпринимательству, инновациям, развитию стартапов. И где-то на втором году обучения у меня начала зарождаться идея создания компании в сфере недвижимости — через абсолютно личную историю. Дело в том, что я всю жизнь снимал и снимаю жилье. И я отлично помню, как лежал в одной такой квартире, которая мне всем нравилась, кроме одного: по ночам я слышал каждый шаг соседки сверху — судя по всему, она круглосуточно не снимала каблуков. Вот я лежал и думал, что о таких сюрпризах невозможно узнать до заселения. Ты же не попросишься на тест-драйв.

— И ты нашел способ решить эту проблему?

— Я бы сказал, что костяк идеи придумал мой партнер и одноклассник в Беркли Алексей Игошин. Во время одной из конференций он рассказал о классном нью-йоркском стартапе Urban Compass. Нам понравилась в нем качественная база информации о жилье, то, что брокеры работают каждый в своем районе и что они в первую очередь будут отстаивать интересы клиента. Это был хороший пример, но у России своя специфика. Наш рынок аренды недвижимости абсолютно другой. Например, в обычных агентствах никаких зарплат риелторам не платят — что сдал, то и съел. Деятельность риелторов не лицензируется, поэтому зачастую уровень профессионализма очень низкий. Все работают через «ЦИАН», где очень много дублей информации, объявлений мошенников и просто неактуальных данных. При заселении агент дает тебе подписать типовую бумажку и растворяется, ты его больше никогда не видишь и с собственником в случае каких-либо проблем разбираешься сам. При этом агенты опаздывают, путаются в квартирах, а привязка комиссии к стоимости аренды мотивирует их подобрать клиенту самый дорогой вариант. И никакой защиты прав — так за что ты платишь? Мы с Алексеем еще в Калифорнии начали искать бизнес-модель, которая может у нас сработать. После чего мы вернулись в Москву и пошли работать в консалтинг. И параллельно мы старались развивать этот проект. Еще через год мы занялись им вплотную.

— Тебе не было страшно бросить стабильную работу и уйти в неведомую сферу?

— Как ни странно, нет. В любом случае прокормить себя я смогу. McKinsey в резюме так или иначе даст такую возможность. Так почему бы не попробовать свое, пока у меня нет детей, серьезных финансовых обязательств, пока я достаточно молодой? Я больше боялся, что буду жалеть, если это кто-то сделает вместо меня. 

— С чего вы с партнером начинали?

— Все как по учебнику. Мы стали общаться с арендаторами, собственниками, агентами на рынке, вникая в то, как он работает. Соответственно, у нас образовался большой список «острых болей» клиентов и их предложений. Мы разобрались, отчего такое происходит: агентства нанимают не лучших профессионалов, лишь бы только был паспорт. Текущие условия не позволяют сотрудникам агентств зарабатывать нормальные деньги. Поскольку перед нами встал вопрос эффективности всей системы, мы решили создать высокотехнологичный сервис, который кардинально меняет рынок недвижимости Москвы. Наша компания использует новейшие технологии анализа «больших данных», предлагая клиентам проверенную базу объектов города. Мы собираем ее более чем из 60 источников и обновляем ежеминутно, убирая оттуда дубли и объявления от мошенников. Назначить просмотр можно нажатием одной кнопки в приложении. На пару вопросов о себе, которые обычно задает собственник, можно ответить тут же, в чате. После этого приходит уведомление: не забудьте, у вас сегодня просмотр. Также в чате отображается карта, на которой прокладывается маршрут до квартиры.

При этом эксперты у нас высококлассные. Каждый из них работает только в одном районе и детально его знает, а в нашей системе может посмотреть подробную историю любой квартиры: как долго она сдается, как менялась цена и насколько этот вариант дешевле или дороже других подобных. Эксперты HomeApp могут сбивать цену, торгуясь с собственниками, ведь в данном случае у них фиксированная комиссия. Им важно, чтобы клиент был доволен и у них были хорошие отзывы. И мы никуда не исчезаем после подписания договора аренды. Если возникают конфликты с владельцами жилья, помогаем их урегулировать. 

— Как вы привлекали инвестиции?

 — Здесь все достаточно просто потому, что Алексей работал в финансовой сфере и знает достаточно много людей в этой среде. Когда инвесторы изучают проект, они смотрят на объем и потенциал рынка, на команду и на конкурентов. У нас все это было на хорошем уровне. Деньги мы нашли даже от трех групп инвесторов. 

— Как стартапу в кризис работается? 

— В целом все очень интересно. Потому что действительно кризис. Это чувствуется по жадности риелторов: практически начинают повышать комиссии, так как сделок меньше, а зарабатывать хочется. При этом рынок меняется, и теперь именно арендатор начинает диктовать свои условия. А мы практически единственная компания, которая работает в интересах арендаторов, поэтому у нас клиентов становится даже больше.

— Что для тебя было самым сложным?

— Самое сложное — переход от работы в качестве наемного сотрудника в непрогнозируемый стартап, за который ты отвечаешь. Например, почему-то в этот день не идут клиенты: вроде ты сидишь, а телефон не звонит. Начинаешь волноваться, переживать, искать причины, и пока ты не найдешь, не заснешь. Или вдруг на сайте что-то сломалось, или кто-то из сотрудников захандрил. Всех надо поддерживать, а порой самому нужна поддержка. 

— Работа в McKinsey дала тебе навыки, которые сейчас полезны в стартапе?

— Безусловно. Так как McKinsey — мое единственное место работы, то, наверное, почти все. Если предметно, то это понимание операционной деятельности. Как нужно отстраивать процессы, управлять людьми, мотивировать их. Пригодились навыки, приобретенные на маркетинговых проектах: я знаю, как формируется бренд компании, как его выстраивать. Плюс благодаря McKinsey у меня появились уверенность в своих силах и понимание того, что не бывает нерешаемых проблем. 

— Каковы дальнейшие планы?

— Сейчас выпускаем мобильное приложение. Надеемся занять ощутимую долю на рынке аренды, создав удобную платформу онлайн-взаимодействия для арендаторов, собственников и брокеров. Затем, когда мы отладим работу в этом сегменте, расширимся в продажи недвижимости. И после этого планируем расширяться территориально, по России и за рубеж — думаем и о Сингапуре, и о Европе. У нас недавно был дипломат из Португалии. Он на все это посмотрел. «Как у вас классно, — говорит, — приезжайте обязательно в Португалию».


Фото: Надя Дьякова
Интервью на портале Finparty.ru >>