• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Программа двух дипломов по экономике НИУ ВШЭ и Лондонского университета»

03
Октябрь

Шекспир, йога и карантин: что делали студенты МИЭФ в Лондонской Школе экономики этим летом

Шекспир, йога и карантин: что делали студенты МИЭФ в Лондонской Школе экономики этим летом

© LSE

Ежегодно МИЭФ присуждает лучшим студентам бакалавриата награду в виде поездки на учебу в Летнюю школу ЛШЭ (Лондонской школы экономики) Лондонского университета. В прошлом году курсы проходили онлайн, но этим летом у ребят был выбор – пройти школу онлайн или офлайн – и поездка состоялась, несмотря на трудности пандемии. Студенты рассказали, почему выбрали тот или иной формат, как работает университетская система ПЦР-тестов в Лондоне, в чем были главные трудности путешествия, и главное – каков результат занятий.

Кристина Дрозд, 2 курс бакалавриата МИЭФ

О трудностях путешествий в пандемию

По результатам рейтинга я стала первой по успеваемости на 1 курсе. В МИЭФ традиционно двое лучших студентов по итогам международных экзаменов, а также лучшие студенты программы ICEF Academia, награждаются поездками в Летнюю школу Лондонской школы экономики (ЛШЭ), таким образом у меня появилась такая возможность. Мы могли выбрать онлайн или офлайн формат, с последним вариантом все было неясно вплоть до самой поездки по причине пандемии и некоторых возникших вследствие этого административных сложностей. 

Если бы не сложное время всевозможных социальных ограничений, мы бы никогда не узнали, как нелегко бывает организовать международный обмен. Но благодаря успешному объединению усилий студентов и всесторонней поддержке сотрудников МИЭФ все вопросы были быстро решены. Еще мы очень боялись заболеть и остаться дома, в общем – волнений перед выездом было много.

В Лондоне я была еще школьницей, но нынешняя поездка была другой – у меня была цель, и я старалась участвовать во всех активностях, которые предлагал университет, пусть и с некоторыми ограничениями. Поэтому культурная составляющая поездки стала для меня не менее важной, чем образовательная.

О социальной пользе офлайна

Я выбрала именно этот формат, потому что хотелось своими глазами увидеть то, что является образованием в крупном зарубежном университете. В МИЭФ учеба тоже происходит по лондонским лекалам, но оказаться в центре этой образовательной культуры – совсем другое ощущение. Я оценила подходы к обучению, коммуникацию преподавателей и студентов, смогла воспользоваться ресурсами университета и в целом понять, из чего состоит образовательный процесс в ЛШЭ. 

Мне показалось важным получить контакт с профессорами не через экран, а в реальной среде, где ты полностью чувствуешь себя участником глобального студенческого сообщества. Личная коммуникация и эмоции провоцируют тебя на то, чтобы задавать вопросы спикерам и преподавателям, вступать в живую дискуссию. В онлайне отсутствует неформальность общения, которая присуща университетской среде помимо лекций, и ты не можешь установить этот эмоциональный контакт, получив мотивацию и воодушевление к работе.

За прошедший год мы все поняли, что учиться дома и в стенах вуза – это две совершенно разные категории 

Основная разница для меня была в том, что при равноценном объеме информации эффект от нее в онлайн-формате меньше. В условиях реального общения у тебя есть устойчивая мотивация узнавать новое. Кроме того, офлайн-формат дает возможность социальной интеграции – в ЛШЭ проводилось огромное количество внеучебных мероприятий, участвовать в которых можно было, находясь непосредственно в Лондоне. 

О том, как проходила учебы

Программа Летней школы поделена на две части, которые курируются двумя разными лекторами. После каждой части мы сдавали экзамен. ЛШЭ дает студенту возможность выбрать великое множество курсов по самым разным направлениям. Мне был интересен курс «Альтернативные инвестиции», в рамках которого я могла углубленно изучать дисциплины, представленные в этой области в МИЭФ. Программа курса по структуре напоминает классические университетские предметы: студенты ежедневно посещают лекции и семинары.

Также на специальном учебном портале постоянно публикуются дополнительные образовательные материалы, который позволяет студентам пополнять запасы информации по интересующей теме. Помимо обычных лекций проходили встречи со спикерами, которые могли быть практикующими специалистами в конкретной сфере в отрасли инвестиций. Обучение получилось очень разнообразным, не только по части теории, но и в плане профессиональных инсайтов.

Учеба в ЛШЭ дала мне понимание того, что сфера, которую я выбрала для себя интуитивно, действительно интересна. Я получила чуть больше информации о том, как работает хедж-фонд и в целом как устроена сфера альтернативных инвестиций в разных юрисдикциях. Я получила возможность сложить воедино имеющуюся до этого информацию и реальную специфику индустрии, о которой узнала из уст ее представителей. Это вызвало у меня желание сделать это направление своим полем деятельности в будущем.

Об опыте Лондонского университета в борьбе с эпидемией

В Великобритании около 70% граждан уже вакцинированы, буквально неделю назад в Лондоне сняли большую часть ковидных ограничений. Во время нашего визита ограничения были, но довольно лояльные. Большинство студентов смело вакцинируется, в целом Лондонский университет очень ответственно подходит к защите студентов от инфекции – перед посещением кампуса необходимо сдавать экспресс-тест, который тут же обрабатывается. Это дает тебе возможность в течение последующих трех дней попадать во все здания университета. 

Передвижные лаборатории King’s College Hospital в Лондоне
© iStock

Честно говоря, признание той или иной вакцины сейчас уже не является «пропуском» для путешествия – даже британские студенты, прошедшие вакцинацию местным препаратом, должны были сдавать ПЦР-тест для допуска в университет. Например, к европейским вакцинам у британцев нет полного доверия, именно поэтому были введены другие системы защиты людей в публичных местах. Но пройденная вакцинация дает уверенность в своей защищенности, особенно в ходе зарубежной поездки. 

Студентам МИЭФ пришлось приехать на неделю раньше, чтобы отбыть пять дней сокращенного карантина, и уже потом выходить на занятия. Я провела карантин в гостинице, а вся коммуникация с внешним миром происходила через доставку. Все эти дни ты с волнением ждешь результата теста с надеждой, что он будет отрицательным. Потом нужно было скачать специальное приложение, которое британцы используют вместо QR-кодов для контроля распространения вируса, и отмечаться при посещении кафе, бара или театра. 

О результатах культурного обмена

Одной из главных целей поездки для меня было знакомство со студентами из других стран и понимание того, как работает система академического обмена в разных регионах мира. Самым ярким открытием стал тот факт, что несмотря на наш абсолютно разный культурный бэкграунд и историю наших стран, у всех участников Летней школы оказались очень близкие цели и ценности. Как и мои однокурсники из МИЭФ, они стремятся найти себя в престижной корпорации, создать свой стартап, попутешествовать по миру. 

Оказалось, что в ожиданиях от жизни между людьми из разных стран давно нет пропасти, мы все объединены похожими идеями и здорово можем уживаться вместе

Этот инсайт дал мне понять, что в дальнейшем работа в интернациональной команде будет простой и эффективной, что у меня не возникнет сложности в том, чтобы найти с коллегами общий язык. 

Арслан Шахназаров, 2 курс бакалавриата МИЭФ

О том, как стать лучшим студентом

Я смог поехать в Летнюю школу ЛШЭ благодаря тому, что стал топ-2 рейтинга по результатам учебы на программе повышенной академической нагрузки ICEF Academia, где прошел факультативные занятия Calculus++ и Social Science Thinking and Research.

Я приехал из Узбекистана, у меня было много задач и желания погрузиться в совершенно непривычную для себя среду. Все свободное время я посвящал знакомству с чем-то новым, главным приоритетом выбрав учебу. Большую часть времени я тратил на углубленное изучение предметов и тщательную подготовку к экзаменам. Мне интересно учиться в МИЭФ, я получаю искреннее удовольствие от нагрузки, хотя многим она кажется чрезмерной. Очень люблю технические предметы, матанализ и статистику, наверное, благодаря этому я скоро пришел к успехам в успеваемости.

О силе студенческого сообщества

Нас наградили поездками в ЛШЭ еще в декабре, и все это время мы ждали момента, когда прояснятся опции путешествия и обучения летом 2021 года. Я очень хотел поехать в Лондон, поскольку бывал только в Японии и хотел получить уникальный опыт знакомства с западной университетской культурой. Но дела обстояли непросто по административным и медицинским причинам. Нужно было подготовить массу документов и пройти разные подготовительные этапы, а в мае мы получили письма о том, что возможность поехать в Лондон в этом году отменяется, а Школу мы будем проходить онлайн.

Мы провели собрание студентов и совместно написали письмо Сергею Михайловичу Яковлеву, директору МИЭФ, с просьбой помочь в этой ситуации. Благодаря его поддержке, и с учетом быстрого улучшения эпидемиологической обстановки в Великобритании на основе массовой вакцинации, нам дали зеленый свет, порекомендовав перед поездкой пройти вакцинацию. Для меня взаимное доверие студентов, преподавателей и руководителей – один из важных моментов учебы. 

В МИЭФ студенческий голос реально чего-то стоит, и это очень сильная мотивация быть для своего университета лучшим

Несмотря на поддержку со сторону университета, ситуация требовала от нас информационного тонуса – нужно было быть в курсе пандемических ограничений и следить за изменениями, которые вводят Россия и Великобритания. Тем, кто выбрал офлайн, было критически важно пройти учебу именно в таком формате – да, это классная программа, сжатая и интенсивная, но эффект прохождения ее, сидя рядом с ребятами из других стран и университетов, даст такое впечатление, которое реально что-то изменит в жизни и учебе к лучшему. Анализировать различия – карьерные, ценностные, академические, в интересах и привычках – это то, что мы заслужили и за что пришлось немного побороться.

О профессиональных последствиях поездки

Я очень хотел посмотреть на людей в Лондонском университете, да и вообще в Лондоне, увидеть что-то лучшее в новой обстановке и позаимствовать для себя и родного вуза. Было огромное желание познакомиться с ребятами и завести отношения, которые можно было бы продолжить после Летней школы. Наверное, нетворкинг был главной целью моей поездки.

В целом, сам факт прохождения курса в ЛШЭ дает тебе уверенность и даже внутреннее спокойствие, что ты «такой молодец», справился, набрался экспертного и интернационального опыта, который сможешь применять в реальной жизни. Поездка в Летнюю школу ЛШЭ позволяет тебе перейти на новый уровень. В ЛШЭ я выбрал очень практичный курс «Искусство переговоров», где одним из кейсов было обсуждение с работодателем заработной платы и других возможностей наемного сотрудника. 

Сейчас я работаю в Тинькофф, аналитиком, а также занимаюсь продакт-менеджментом. Как раз по возвращении из Лондона в компании предполагался пересмотр моей должности и зарплаты. Я сразу получил результаты от того, что разобрался в рабочих вопросах благодаря новым знаниям. Предстоял разговор с начальником, и я шел на него с мыслью: не зря же я получил такой крутой опыт, теперь уверенный специалист. Моя уверенность и профессиональные успехи убедили руководство предложить мне более привлекательные условия работы. Так вот, благодаря поездке в Летнюю школу, я мгновенно увидел карьерную пользу. 

О жизни в Лондоне

В период пандемических ограничений Лондонский университет предоставил студентам очень классную социальную программу. Каждый день можно было выбирать интересные активности, не связанные с твоим специальным курсом, будь то йога, знакомство с городом, онлайн-игры, спортивные марафоны и поездки в Оксфорд и Кембридж. Можно было также посидеть в Old Theatre и увидеть пьесу Шекспира в современной интерпретации. Это было колоссальное культурное погружение, что позволило иностранным студентам интегрироваться в новую среду и пообщаться в неформальной обстановке.

После знакомства с университетом мне удалось поговорить со многими ребятами, учащимися в магистратуре ЛШЭ. Они рассказали про обучение, о том, как поступать, что интересного происходит в их жизни в карьерном плане. 

Общение со студентами оставило приятное послевкусие – ЛШЭ может стать тем вузом, в котором я смогу продолжить обучение

В целом я получил исчерпывающее представление об обучении за рубежом, его социальных аспектах и перспективах. Также учащиеся Летней школы знакомились с карьерными возможностями, поскольку ЛШЭ интегрировала знакомство с индустрией в программу. Нас учили писать резюме, проходить интервью, презентовать себя – все это открывало понимание того, как работает международный рынок труда. Хотя у меня никогда не было мечты работать в Лондоне – мне безумно понравилось путешествовать по этому городу, но это точно не мой «город мечты» для жизни. 

Владислав Духанин, 2 курс бакалавриата МИЭФ

О том, как убить двух зайцев

Благодаря второму месту в рейтинге я получил возможность поехать в Летнюю школу ЛШЭ. Конечно, хотелось пройти обучение непосредственно в университете. Но я узнал, что по приезде мне придется находиться на карантине, а потом испытывать другие неудобства, вызванные коронавирусом. Кроме того, на лето у меня была запланирована стажировка, а большинство компаний предлагают как минимум двухмесячные программы. Поэтому совместить обе задачи в офлайне не получалось, и я пришел к выводу, что пройду курс ЛШЭ в онлайн-формате.

Об учебе в ЛШЭ на дистанте

Я выбрал курс «Альтернативные инвестиции», который построен на рассмотрении инвестиционных стратегий хедж-фондов, private equity фондов, а также стратегий с производными финансовыми инструментами и т.п. На 2 курсе в МИЭФ в рамках предмета «Основы банковской деятельности и финансов» эти темы еще почти не затрагиваются, особенно в контексте проведения самостоятельных расчетов параметров портфелей с производными финансовыми инструментами. И на старших курсах, поскольку я выбрал специализацию «Математика и экономика», у меня не будет максимальной возможности получить эти знания на основной образовательной программе. Так, почти вся информация, которую я получил на занятиях в ЛШЭ, стала для меня новой и уникальной.

Несмотря на математический фокус моей специализации,  мне бы хотелось связать свою жизнь именно с финансами, поэтому материалы курса будут мне полезны. Больше всего мне понравилось, что на лекциях приводилось больше количество реальных примеров из мира финансов, а профессора рассматривали материал в широком контексте разнообразия и функций финансовых институтов.

О пользе новых знаний

В целом обучение в Летней школе дает достаточно хорошую базу, которой обязательно нужно овладеть всем, кто видит свою карьеру в финансах. Я и до этого знал, что хочу работать в индустрии, поэтому планировал освоить больше материала, чем допускает программа в рамках моей специализации. 

Занятия в Летней школе только укрепили меня в решении развиваться в направлении финансовых рынков и в том, что мне действительно это интересно

Также я понял, что хочу продолжить учебу в магистратуре после бакалавриата МИЭФ благодаря одному особенному занятию. Его вел приглашенный спикер, который помимо науки всю жизнь занимался практическими финансами. Да, в рамках моей специализации можно совместить академическое и бизнес-направление. Этот интересный человек рассказал о собственном небольшом хедж-фонде и некоторых технических деталях управления им. Пожалуй, опыт общения с ним оказался для меня наиболее ценным и добавил уверенности в предварительном выборе магистерской программы, поскольку я узнал о том, чем на практике занимаются финансовые инженеры, и понял, что именно и на каком уровне мне нужно для этого освоить.