• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Джетавана

Вся жизнь Будды после просветления и первой проповеди прошла в странствиях. У него становилось все больше учеников, многие из которых принимали монашеский постриг. Однако в Индии нельзя странствовать круглый год, потому что на летние месяцы приходится сезон дождей, когда передвижение по дорогам невозможно. Монахи, как и их учитель, должны были находить места для проживания, где они медитировали и рецитировали тексты, излагающие учение.

В буддийской традиции сложился целый ряд сюжетов о том, как богатые миряне дарили Будде и общине участки земли, пригодные для проживания. Как правило, это были парки, расположенные вблизи больших городов. Индийский подвижник изображается как отшельник, живущий в лесу, но буддийский монах должен собирать милостыню, которая для него была единственным предписанным средством пропитания. Прокормить значительную монашескую общину мог только большой город. Монастырь в пригородном парке объединяет две установки – жизнь в лесу и жизнь вблизи города.

Монах-паломник в Джетаване
(фото: Монах-паломник в Джетаване)

Одна из таких легенд связана с городом Шравасти, процветавшим в Северной Индии в середине I тыс. до н. э. Богатый купец по имени Анатхапиндада покровительствовал монахам и решил подарить Будде землю для создания монастыря. Для этого он выбрал прекрасный парк, устроенный царевичем Джетой. Он настойчиво просил Джету продать ему эту землю, но царевич отказывался, не желая лишаться места своего отдыха. В конце концов, чтобы избавиться от назойливого просителя, он назвал заведомо неприемлемую цену, потребовав, чтобы вся поверхность этой земли была покрыта золотом. Однако он недооценил щедрости Анатхапиндады, который сразу же принял его условие. На известном рельефе из Бхархута (Калькуттский музей) мы видим, как рощу выстилают золотыми плитками, привезенными на телеге, запряженной быками. Анатхапиндада держит кувшин с водой, поскольку пролитие воды сопровождает ритуал дарения.

Покупка Джетаваны
(фото: Покупка Джетаваны)

Поскольку парк был разбит царевичем Джетой, основанный здесь монастырь получил название Джетавана – «Роща Джеты».

Город Шравасти давно исчез, о его местоположении говорят только остатки городского вала, окружающего заросшее кустарником пространство.

Остатки городского вала Шравасти

(фото: Остатки городского вала Шравасти)

Археологи раскопали комплекс монастырей  недалеко от древнего города, относящихся к разным векам. Это место и отождествляется с Джетаваной, где, по преданию, Будда провел много сезонов дождей. С этим местом связан один из главных литературных жанров буддийской словесности – джатака. Джатаки – это рассказы о жизни Бодхисаттвы в прошлых рождениях, когда он появлялся в мире в образе животных, людей или богов, совершая подвиги самопожертвования. В начале каждого из этих рассказов говорится, что Будда «пребывал в Джетаване» и рассказал такую-то историю.

Конечно, сюда приезжают паломники. Они особенно почитают одну из раскопанных археологами келий, поскольку верят, что это и есть легендарная Гандхакути – «Ароматная Вершина», особая постройка, где некогда жил Будда. Пол этого помещения всегда устлан цветами золотистого цвета.

Почитание Гандхакути
(фото: Почитание Гандхакути)

На территории древнего города также были археологические раскопки. Обнаружены две большие ступы – чтобы определить их названия, исследователи вновь обратились к запискам Сюань-цзана. По его сведениям, одна из этих ступ посвящена тому самому купцу Анатхапиндаде, а другая содержит мощи буддийского святого по имени Ангулимала (это имя переводится как Гирлянда из Пальцев). В Палийском Каноне есть стихотворный сборник «Тхерагатха» («Строфы старейших [монахов]»). Это стихи, в которых монахи рассказывают о своей жизни, прежде всего о принятии буддизма и достижении просветления. В этом сборнике содержится история Ангулималы, объясняющая его странное имя. Он был разбойником и жестоким убийцей; ведя счет своим жертвам, он отрубал у них пальцы и нанизывал их на нить, которую носил в виде ожерелья. Однажды через те места, где разбойничал Ангулимала, проходил Будда. Злодей погнался за Просветленным, размахивая своим топором, но случилось чудо: сколько он ни бежал, никак не мог догнать спокойно идущего святого. Преследователь закричал: «Остановись!» Будда же обернулся и сказал: «Я остановился, а ты когда остановишься?» Абсолютное спокойствие подвижника так поразило Ангулималу, что он бросил оружие и попросил разрешения вступить в общину.

Ступа Ангулималы
(фото: Ступа Ангулималы)

Эта история, видимо, была хорошо известна китайскому паломнику, и он живо изложил ее в своем сочинении, с такими подробностями, которые отличаются от палийской версии:

«Ангулимала был злодеем в Шравасти, губил живые души. Творя насилие и в городе, и во всей стране, он убивал людей, забирал себе их пальцы и делал из них венок, который носил на голове. И вознамерился он убить свою мать, чтобы набрать нужное число пальцев. Тогда Почитаемый в Мире, преисполненный скорби, отправился в путь, желая наставить и обратить его. А тот, издалека увидев Почитаемого в Мире, обрадовался и говорит: “Теперь-то я непременно буду рожден на небесах. Мой прежний учитель, который наставлял меня, объявил, что тот, кто покалечит Будду и убьет свою мать, непременно будет рожден на небе Брахмы”. И он сказал матери: “Ты, старая, побудь тут, пока я покалечу этого великого шрамана (подвижника)”. Взяв меч, двинулся он навстречу. Тем временем Почитаемый в Мире Татхагата шел спокойно и затем отступил в сторону. Злодей Ангулимала бросился на него, но так и не смог до него дотянуться. И сказал ему Почитаемый в Мире: “Зачем ты следуешь дурным стремлениям, отринул благое начало и припал к источнику зла?” Выслушав это поучение, Ангулимала раскаялся в своем недостойном деянии. После того он стал приверженцем [Будды] и просил позволения принять Учение. Он ревностно совершенствовался, не проявляя нерадивости, и обрел плод святости».

Такие старинные истории можно вспоминать, блуждая среди безлюдных зарослей, покрывших землю там, где когда-то пролегали шумные улицы большого города.

На месте древнего Шравасти. Повозка с сахарным тростником

(фото: На месте древнего Шравасти. Повозка с сахарным тростником)