• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Международная программа «Международные отношения и глобальные исследования»»

"Не надо бояться вообще ничего!": интервью со студентом 4-го курса Антоном Орловым

Поступив на бакалавриат, многие студенты задумываются об участии в академической или студенческой жизни университета в целом, но часто страх или отсутсвие соответствующего опыта коммуникации вероломно гасит изначальное вдохновение. В данной статье студент 4-го курса Антон Орлов поделился собственной историей того, как стал организатором нескольких мероприятий в рамках ВШЭ и собственной исследовательской группы. Как будучи еще первокурсником не побояться пойти к декану и взять на себя ответственность буквально за репутацию факультета, читайте в нашем интервью.

—Расскажи, пожалуйста, в целом про твою модельно-академическую деятельность (модель совместной работы Совета ЕС и Европарламента, форум ЕАЭ)

—Началось всё очень-очень давно. Замысел проекта у меня появился аж в школе, когда я первый раз пошёл на молодёжную модель МГУ. Поступив во ВШЭ, понял, что такого формата нет. Тогда существовал ЕАЭС, но его формат меня во многих аспектах не устраивал, потому что хотелось привнести что-нибудь новое, изменить вообще существующую догму по моделям, то есть сделать так, чтобы люди выступали не как представители стран (что в принципе немного абсурдно, потому что студент не может настолько глубоко погрузиться в проблематику каждой страны). Все модели, которые сейчас существуют, сводятся банально к тому, что участники приходят и называют преимущества своей страны, при этом ни к какому конструктивному выводу не приходят. Какого-либо политического разговора нет. Я хотел это изменить. Работал не один, а с командой, в частности, с Елагиной Марией (однокурсница), Узойкиным Артёмом (друг со школы, учится на МИРЭКе). Мы разработали концепцию за первый год, считая, что это может стать визитной карточкой для нашего университета. Поскольку я был студентом первого курса, мне нужна была консультация по формату, в целом по мероприятию и финансирование. Я провел ряд встреч с Карагановым. Он поддержал наш проект. На тот момент про финансирование мы с ним не говорили. Мне нужна была больше его поддержка в плане спикеров, брони аудиторий. Всё моё взаимодействие по ЕС с факультетом шло через него. К нему же приходил за приказом на аудитории (бронирование 518-й аудитории на Мясницкой). 

После этого финансирование мы нашли через грантовую поддержку федерального агентства «РосМолодежь» и выиграли её. Всё мероприятие прошло по гранту, достаточно успешно, полностью на английском. Пришло где-то 100–120 человек. Состав был уникальный, так как мы сотрудничали с центром международных студентов ВШЭ и более 70% были иностранцы. 

—А из спикеров вы кого-то звали?

Да, Караганов позвал Келина. Он является первым руководителем Европейского департамента в МИДе. Ещё вызывали Романа Чукова.

—По поводу молодёжной исследовательской школы “YouthVOX”: почему такое название?

—Маленькая предыстория. Эту организацию мы начали создавать вместе с Ильёй Кузьмичёвым, который работает в ЕАЭС, в департаменте протокольного обеспечения. Он организовывал ЕАЭС до меня, то есть 3-й ЕАЭС. Мы с ним очень хорошо наладили отношения и решили организовать молодежную исследовательскую школу. Она должна была заниматься приглашением спикеров, организацией форумов. Кулуар, который бы включал в себя продвижение научных интересов, организационных вопросов, банальные консультации, ведь за время организации моделей накопился огромный опыт, который можно было использовать. Данный проект я планирую продолжить уже в ближайшее время, когда выпущусь

—ЕАЭС —чисто вышкинская история. В Дипломатической Академии, в МГУ основной упор делается на ООН, верно?

—Да. Если уж на то пошло, то, что я делал на втором году по вопросам совместной работы ЕС и ЕАЭС, тоже является уникальным проектом. Таких проектов тоже нигде не было и нет. Что касается ЕАЭС, да, это идея, которая была предложена. 

—Финансировал проведение ЕАЭС факультет?

—Финансирование было из двух источников: часть —факультет, другая часть —Вышка в рамках поддержки студенческих инициатив. 

Так как после ЕС мне понравился новый формат, то в ЕАЭС мы решили убить сразу же нескольких зайцев, а именно сделать мероприятие не просто про поговорить о вымышленных политических проблемах, а провести реальную, сложную исследовательскую работу

—Расскажи подробнее о самом мероприятии.

—Методология всего мероприятия была как раз форсайт сессия 2.0Форсайт— это составление карты будущего развития, интеграции и так далее. Такие мероприятия чаще всего не проводятся со студентами, и мне это потом аукнулось, потому что это всё-таки формат для а) специалистов, б) даже не магистров, а докторов наук. В принципе форсайт сессиями в Вышке занималась другая организация — Институт статистических исследований и экономики знаний. При ней факультет в лице Кофнера Юрия порекомендовал обратиться к Мешковой Татьяне и ИСИЭЗ, поэтому наши новые коллеги также были очень заинтересованы в судьбе мероприятия. Огромное спасибо им за помощь, сотрудничество, консультацию. Если бы не они, не было бы большого количества людей на мероприятии, ведь они пригласили очень известных исследователей по ЕАЭС, показали нам в первый день свои научные работы по этому направлению. Те знания, которые присутствующие могли получить за предоставленное время, это было феноменально, так как приглашенные эксперты, в отличие от многих, занимаются не просто написанием научных статей— они проводят исследования под гранты, заказы и так далее. То есть у них есть разные задачи, например, выработать ту же самую дорожную карту сотрудничества России и ЕАЭС. Это как мозговой центр, trust. 

—То есть на основе полученной информации студенты должны были придумать дорожные карты?

—Да. Формат мероприятия был просто уникальный, потому что мы сделали несколько направлений. Одно было по академической мобильности, по ЕАЭС, другое— по авиапромышленности. Ещё одно— по цифровизации. Иными словами, есть Россия и ЕАЭС, и Россия должна понять, как она хочет взаимодействовать с этой организацией. Разумеется, Россия заинтересована в продвижении интересов своих граждан, бизнеса, промышленности и всего остального, поэтому сейчас им нужно понять несколько вещей. Первое, как сделать данную интеграцию видимой для людей. Второе, какие плюсы и минусы это принесёт бизнесу, промышленности и так далее. Последнее— что мы хотим достичь в перспективе. В частности, мы рассматривали 2025 год, 2030 и, по-моему, 2050

—Что требовалось от мероприятия? 

—В рамках каждой сессии необходимо было выявить, во-первых, основные тренды, технологии и угрозы, во-вторых, разработать дорожную карту по направлению, и, наконец, выработать поддерживающие проекты.В частности, по академической мобильности были тренды цифровизация и IT технологии.Например, цифровизация к 50-му году приведет к снижению традиционных издержек в образовательном процессе, связанных с развитием интернета и прочих вещей, что скорее всего приведет к созданию или к предпосылкам создания онлайн университета на площадке ЕАЭС (типа курсеры). Другой тренд - сбалансированное многоуровневое сотрудничество. К 25-му году одна из его целей— упрощение обмена между университетами, потому что одна из проблем ЕАЭС состоит в том, что иностранные студенты из ЕАЭС к нам едут, а мы туда нет. Следовательно, к 25-му году будет технология по созданию чего-то вроде Erasmus на площадке ЕАЭC. Вот такая дорожная карта всего данного мероприятия. Это была основная задача, которую я ставил перед всем ЕАЭС, то есть провести такие сессии и потом разработать финальный документ (мы этот документ даже рассылали, в частности это ушло даже в «Аэрофлот»).

—Был какой-то запрос?

—Нет, запроса не было, в этом-то и была вся проблема, потому что по задумке на закрытие мероприятия должны были прийти так называемые stakeholders. То есть на авиаперевозки должны были прийти люди с «Аэрофлота», на академическую мобильность пришел вице-президент ВШЭ Агамирзян И. Р. В общем, участники должны были пройти защиту непосредственно перед этими людьми, но, к сожалению, из-за недостатка коммуникации между вышкой и данными компаниями мало кто пришел. В итоге, пришлось защищаться перед представителями ЦКЕМИ и перед факультетом.

—Студентам, которые шли на мероприятие, нужно было как-то предварительно готовиться? Как, например, при участии в модели ООН, где нужно заранее понимать, что вообще происходит в стране, знать повестку и проблематику.

—Да, подготовка нужна была. В частности, участники писали эссе, и я не помню, делали ли мы интервью, потому что на первой модели ЕАЭС, я точно помню, что мы это делали. Участникам давался выбор, по какому направлению идти, и исходя из этого формировалась группа. Далее мы, условно говоря, вручную раскидывали их, и, если в какой-то группе оказывалось много политологов или правоведов и мало экономистов, мы их перемешивали в принудительном порядке. Потом они приходили на мероприятие, где мы разрешали пользоваться гуглом и справочными материалами для того, чтобы прийти к такому формату дорожной карты. Это проводилось в ускоренном режиме. На все было 4 дня 24/7.

—Давай в каких-то общих чертах дадим рекомендации будущим поколениям: что бы ты как пионер и одновременно ветеран в этом делепосоветовал? Именно в отношении каких-то студенческих инициатив и научных мероприятий.

—В широком смысле я могу сказать следующее. Не надо бояться вообще ничего: ни того, что касается взаимодействия с различными подразделениями, ни амбициозных задач. Основной демотиватор всего— это страх провала. Сейчас такое время, когда во многих вопросах нужно быть даже нагловатым, то есть если хочется чем-то заниматься, нужно организовать. Если боитесь ошибиться, в этом ничего страшного нет, потому что, реализовав свою идею, вы придете к какому-либо результату. Инициатива не может привести ни к чему, такого не бывает. Часто говорится, что либо вы получите результат, либо опыт, но, на самом деле, оно даже не так работает. Опыт опытом, но любая организация дает результат: она дает любо связи, либо знания, либо возможность перейти в другой проект. Со мной не раз случалось, когда вроде бы начинаешь заходить в проект, начинаешь его организовывать и понимаешь, что что-то не идет, и тогда более вышестоящий начальник берет и переключает тебя на другой проект, который уже начинает получаться. В любом случае это даст вам, во-первых, уверенность в себе, во-вторых, знание индустрии и, в-третьих, можно сказать, непробиваемость. Тем более наш ВУЗ дает много таких возможностей, нужно просто не бояться ими пользоваться. У нас замечательные коллеги, замечательные профессора. Это касается не только организации мероприятий, но даже написание статей, работ— любого проявления себя. Нужно просто не замыкаться, а показывать всему миру, кто вы и что вы в этом мире делаете. Иначе, я не вижу никакого другого способа добиться не только успеха, но и вообще какой-либо самореализации.

P.S.: Отдельное спасибо команде! Без вас было бы невозможно все организовать. Отдельное спасибо Артему и Маше за то, что поддерживали во всех мероприятиях. Также мы набирали дополнительно команду по ЕАЭС. Особенно отличилась Диана. Тоже отдельное спасибо. Команда— супер! Дизайном брошюр, рекламных материалов, СММ и всего остального у нас занимался Женя Ревенко. В плане консультаций благодарность Илье Кузьмичову, который работает сейчас в Евразийской Экономической Комиссии. Спасибо всем, было реально здорово!