• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Международная программа «Международные отношения и глобальные исследования»»

Три Лондонских подряд: как это? Опыт лучших

Арина Сапогова - студентка второго (а ныне третьего) курса и одна из первых в рейтинге - поделилась с программой своими впечатлениями о сдаче лондонских экзаменов.

В этом году второму курсу особенно "повезло", так как три Лондонских экзамена стояли почти подряд. Мы благодарим Арину за то, что она нашла в себе силы после насщенной сессии рассказать нам о своих впечатлениях от процесса подготовки и самой процедуре сдачи, а также дать советы будущим поколениям! 

1. Расскажи, как готовилась к экзаменам? Есть ли у тебя какая-либо стратегия подготовки? 

Готовиться к экзаменам начала непосредственно осенью, перед первыми моками по двум из лондонских предметов. В основном, подготовка заключалась в составлении конспектов из стадигайда, учебника и дополнительных статей. Также очень полезно просмотреть комментарии экзаменаторов к вопросам прошлых лет, чтобы в целом понимать, что конкретно требуется в той или иной теме. Я составляла планы-схемы на основе комментариев, и потом по этим планам можно было продумывать структуру ответа (порядок аргументов, их содержание, вывод и т.д.) на вопросы. В конце стадигайда, после каждой главы, тоже есть примерные вопросы по теме. Иногда я просматривала их, чтобы убедиться в «понимании» материала. Но ориентироваться на них не стоит, как мне кажется, поскольку реальные экзаменационные вопросы имеют более узкую формулировку. 

Активная подготовка началась где-то за два месяца до экзамена, когда было необходимо совмещать все четыре предмета: повторять два из первого полугодия и параллельно заканчивать другие два из второго. Я также начала отдельно прописывать «широкие» аргументы, которые можно было бы использовать для ответа на разные вопросы по одной теме. Но в любом случае сам ответ лучше строить по комментариям экзаменаторов, чтобы точно понимать, не упущены ли важные детали.

Что касается материала для подготовки, чтение варьируется в зависимости от предмета. По Political Science и Modern Political Thought достаточно охватить все источники, указанные в essential readings (это могут быть параграфы учебника, дополнительные книги или статьи). По Introduction to IR и World History я использовала много дополнительной литературы: в IR получалось где-то по 4-5 статей или конкретных глав книги (особенно по теориям мо) из further readings по каждой теме; в истории я пользовалась учебниками по IB Diploma, поскольку в них дается чуть более подробный анализ событий (в отличие от сухого перечисления фактов в основном учебнике), что важно для качественных аргументов и раскрытия темы любого вопроса по этому (и любому другому) предмету.

Я готовилась одна, но мы часто обсуждали между собой и/или обменивались записями, что очень помогало для понимания темы. К сожалению, не все семинары были одинаково полезны и подготовка к некоторым предметам состояла полностью из «самообучения». Однако довольно продуктивная работа была на IR и MPT, где во время семинара разбирались как вопросы прошлых лет, так и основные ридинги. По этим двум предметам и по Political Science я также использовала записи с семинаров и лекций для составления планов эссе и аргументации.

Не могу сказать, что есть определенная стратегия подготовки. Скорее, лучше готовиться так, как комфортно и наиболее продуктивно именно вам. На мой взгляд, важно совмещать «зубрежку» материала с реальным пониманием предмета. Также стоит обращать внимание на структуру и последовательность аргументации, что в моем случае было одной из главных проблем из-за большого объема аргументов и самого эссе.

2. Какие впечатления от экзаменов? Какие ожидания были до них (от сложности, формата, собственных чувств) и оправдались ли они?

Было ощущение, что экзамены прошли нереально быстро. Скорее всего, свою роль сыграло расписание экзаменов в этом году, когда три лондонских предмета стояли подряд. Наиболее сложным, на удивление, было время ожидания перед началом экзамена. Это нереально волнительный момент, к которому, мне кажется, невозможно себя подготовить. Его нужно просто пережить. Сами экзамены прошли легко, атмосфера была довольно дружелюбная даже несмотря на строгий «надзор» экзаменаторов. Перед самым первым экзаменом (у нас это было MPT) я непроизвольно настраивала себя на худшее, хотя где-то в подсознании понимала, что это один их самых предсказуемых и (возможно) легких предметов. Мои ожидания не совсем совпали с реальностью, поскольку формат и сложность не отличались от экзаменационных работ прошлых лет. Вопросы также попались адекватные. По трем остальным предметам ситуация была аналогичная, так как мои опасения, что может не быть подготовленных тем либо будет сложная формулировка вопроса, не оправдались. На всех предметах я уложилась ровно в 3 часа (хотя на моках этого времени часто не хватало), но писала практически без остановки до конца экзамена.

3.Какие темы тебе достались и как ты их оцениваешь (ко всем ли была готова; если не знала ответ, то как ты выходила из ситуации?)

Попались довольно хорошие темы, все из которых я так или иначе готовила и на которые можно было дать развернутую аргументацию. Несмотря на мои опасения, не былло ситуации, в которой я бы не знала ответа. Конечно, могут попадаться очень узкие вопросы, которые требуют более детальных аргументов (к примеру, экономический аспект в глобализации). В любом случае, практически в каждом из таких вопросов можно применять знания по данной теме в целом при построении аргументов. Чтобы избежать «непредвиденных» вопросов вообще и иметь чуть более широкий выбор, я готовила по 5-6 тем на каждый предмет (не считая MPT). На экзаменах попались не все темы, которые я брала, но всегда стабильно было минимум три вопроса, на которые я могла написать эссе с развернутой аргументацией, включая референсы.

4. Какие выводы после сдачи ты сделала для себя? Что изменишь при подготовке в следующем году, а какие методы считаешь проверенными и сохранишь?

Один из наиболее очевидных выводов - не нужно себе накручивать и заранее бояться экзамена. Очевидно, что страх перед неудачей может быть хорошей мотивацией, но более разумно было бы потратить силы непосредственно на подготовку. Как таковую «стратегию» я выработала только в последний месяц перед экзаменами, когда подготовка стала очень интенсивной. Наиболее эффективным для меня показалось прописывать (и затем обязательно заучивать) аргументы к вопросам, а также составлять майнд-мэпы с аргументами и референсами и делать краткие конспекты из ридингов. Не могу точно назвать эти методы «проверенными», поскольку еще не известны результаты экзаменов, однако, в любом случае, я бы придерживалась именно этой стратегии для подготовки в следующем году.