• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Международная программа «Международные отношения и глобальные исследования»»

Карьера в области высшего образования: опыт студента

Анастасия Макарьева - студентка 4-го курса - поделилась с Программой своим опытом работы в области исследований высшего образования лаборатории "Развитие университетов" Института Образования. Что привело студента-международника работать в сферу образования? Читайте в нашем интервью!

Кажется, логично предположить, что студента, обучающегося на программе двух дипломов с несколькими иностранными языками и особенно в сфере международных отношений, не все дороги ведут в область образования. Мы много говорим о международных компаниях, политической деятельности, но образование — это будто что-то весьма экзотическое. Расскажи, какая путеводная звезда привела тебя на Потаповский переулок (адрес института образования)? Это был план, случайное инсайт-озарение или что-то еще?

Да, действительно, работа в сфере образования, наверное, далеко не самый очевидный путь международника. Однако, вдогонку хочу отметить, что ничего не препятствует ему) 

Сложно сказать, было ли это стечением обстоятельств или нет, ведь как известно, случайности далеко не случайны. Так или иначе чуть больше года я работаю в ИнОбре (Институте Образования), а именно, в лаборатории "Развитие Университетов".

Будучи студенткой, как и всем, мне нужно было заниматься проектной деятельностью. Мне очень хотелось поскорей уже закрыть все необходимые проектные кредиты, и, чтобы реализовать это рвение, одним февральским вечером я зашла на сайт Ярмарки проектов, где начала просматривать разные предложения. Проектов была масса, но так получилось, что у многих дедлайн приема заявок либо уже был завершён, либо заканчивался на следующий день. И я решила, что, может быть, и не стоит пробовать?

Я уже собиралась закрывать вкладку с проектами, как мне на глаза попался проект о том, как изучают высшее образование (спасибо прекрасной Ксении Романенко, которая курировала его и в дальнейшем помогала мне и продолжает поддерживать меня в работе). Проект был нацелен на анализ баз данных учебных программ и исследовательских центров, занимающихся изучением ВО (здесь и далее, ВО - высшее образование) как отдельной области исследований. Прочитав его описание, где-то внутри себя поняла, что хочу за него взяться и поработать в этой сфере. Дедлайн был на следующий день, и ночью я уже редактировала резюме и писала мотивационную заметку о том, почему я хочу принимать участие в данной работе. А через некоторое время после положительного ответа я уже начала работать над первыми задачами. Таким и был мой первый шаг)

А как удалось устроиться в лабораторию на другом факультете? Как показывает практика, студенты чаще всего, следуя своим научным интересам, пробуют свои силы в «отечественных» лабораториях на родном факультете (ну и как минимум это обычно проще, поскольку тебя все знают). Расскажи о своей стратегии устройства в лабораторию (просто отправила резюме/ была знакомы с кем-то из лаборатории/ помогала в чем-то и т.д.)?

Как таковой супер-стратегии у меня не было, да и, собственно, нет. По мере того как проект подходил к своему завершению именно в рамках Ярмарки Проектов, я чувствовала, что сфера ВО очень интересная, и мне бы действительно хотелось попробовать рассмотреть ее глубже и с разных сторон. Я написала Ксении о том, что мне бы хотелось продолжить работу либо в рамках уже начатого проекта по изучению ВО, либо над другими задачами, и отправила свое резюме.

Работа, к моему счастью и большой радости, была продолжена. Дальше я познакомилась с руководителем лаборатории Дарьей Платоновой, и где-то в начале сентября мы начали обсуждать вопрос дальнейшей стажировки.

На какую тему твоя курсовая? Она как-то связана с образованием?

Тема моей курсовой - "Global university rankings as market devices and geopolitics tools" (Глобальные рейтинги университетов как рыночные механизмы и инструменты геополитики). Она напрямую связана с образованием, однако в то же время затрагивает и другие смежные сферы, что обусловлено самой «природой» этой области: множество теоретических и методологических парадигм так или иначе заимствуются из смежных сфер исследований. Тема мне интересна, и я продолжаю сейчас работу над ней уже без привязки к курсовой.

Расскажи, чем ты занимаешься? Как часто вообще должна там появляться? Это, вероятно, парт-тайм?

Да, я действительно работаю в режиме парт-тайм, поскольку параллельно я также учусь. Если взять мой типичный будний день, то утром я иду на пары в университет, а затем, ближе ко второй половине дня, еду в лабораторию. Стараюсь появляться в лаборатории каждый день, несмотря на довольно гибкий график: это помогает мне проще и рациональнее распределять рабочие задачи.

Из моих постоянных задач – это поддержка сайта подразделения и паблика лаборатории на Facebook. Также каждую неделю мы выпускаем дайджест новостей высшего образования, в котором собраны все текущие новости ВО в России и за рубежом. Параллельно есть еще краткосрочные и лонгтитюдные проекты. Из результатов: в ближайшее время должен выйти следующий выпуск Современной аналитики образования, где мы с коллегами подготовили статью по академической неоднородности.

Как совмещаешь работу с учебой? Как тебе удается «strike a balance» и не уйти с головой в одну область, запустив другую?

Поначалу я с трудом понимала, как можно совмещать учебу, работу и личную жизнь. Это объяснимо: из-за отсутствия подобного опыта как такового. Но для меня главным было начать, а затем ты уже адаптируешься. Найти баланс мне помогает большая занятость: когда у меня есть много задач, которые нужно выполнить, я намного более продуктивна, чем когда я не загружена работой и дедлайнами. Это, действительно, личная черта характера, и хочу подчеркнуть, что, возможно, не стоит воспринимать это как совет: у каждого своя работоспособность и свои предпочтения по графику и нагрузке.

Насколько тебе пригождаются иностранные языки в работе? Вообще, какие навыки ты приобрела за время работы в лаборатории?

Свободное владение английским языком – большое подспорье для меня. Огромное количество изданий и ресурсов публикуется на английском. То же самое с конференциями и тематическими школами. Поэтому отсутствие языкового барьера и владение специальным вокабуляром очень помогают мне. Что касается приобретенных навыков, работа в лаборатории очень помогла мне прокачать навык коммуникации, поиска информации и в буквальном смысле способность быстро реагировать на задачи и адаптироваться к предлагаемым обстоятельствам.

Как вообще оцениваешь российское высшее образование? Ты, наверняка, знакома с проектом 5-100, чья цель - войти минимум 5-ти российским вузам в 100 лучших университетов в рамках трех международных рейтингов (QS, ARWU, THE) к 2020 году. На твой взгляд, каковы перспективы отечественного высшего образования?

(Сразу хочу отметить, что сказанное мною далее — это мое личное мнение, а не мнение лаборатории)

Я положительно отношусь ко многим применяемым инициативам и проектам по развитию высшего образования. Мне кажется, что при ответственном подходе не только на уровне администрации, но и среди профессорско-преподавательского состава и даже самих студентов возможность позитивных изменений есть и ее не стоит отрицать. Вопрос в том, какие ресурсы лежат в основе этих изменений. На мой взгляд, значительный акцент длолжен быть сделан на развитии человеческого капитала и восприятии образования как такового. Так или иначе, многие предлагаемые изменения могут быть не в полной мере эффективными в реализации, если не будет изменено отношение к некой культуре образования. Важно не только внедрять инновации, но и осознанно готовить студентов и сотрудников к их имплементации. В среднем, среди студентов большинства вузов остаются такие проблемы, как боязнь допустить ошибку, проявить собственную позицию или сделать критическое замечание, а также неумение устанавливать обратную связь с преподавателем и недостаточно развитый навык самостоятельного поиска информации/работы с ней. Таким образом, здесь «завязано» нечто большее, чем просто реформы образования.

Расскажи о своих дальнейших планах (если, конечно, это не секрет!): собираешься ли ты оставаться в лаборатории, и, если да, то в качестве кого? Какова картина твоей «лестницы в небо»? Или, может, ты бы хотела продолжить «поиски себя» и попробовать силы в других сферах (если да, то каких)?

Хороший вопрос! Я сама частенько у себя спрашиваю, какой же у меня план, как краткосрочный, так и долгосрочный, на жизнь. В ближайшее время я планирую оставаться в лаборатории, поскольку мне нравится то, чем я занимаюсь, а еще у меня замечательные коллеги, что не может не мотивировать)

Мне бы хотелось продолжить получать образование дальше: в магистратуре, а затем планирую получить PhD при идеальном раскладе. С местом и программой буду, вероятнее всего, определяться довольно скоро. Надеюсь, что все задуманное воплотится. А насчет поиска себя в других сферах, мне также интересна когнитивистика и политология; не знаю, насколько интерес перерастет в нечто профессиональное – время покажет)

Каким должно быть резюме, на твой взгляд? Сколько их у тебя? Учитывая свой опыт, как считаешь, на что стоит делать акцент?

Изначально у меня было два резюме: отдельно на какие-либо учебные проекты и отдельно для научно-исследовательских проектов и заявок. Основное отличие заключалось лишь в том, что в учебном резюме акцент был сделан на волонтерстве и учебных курсах специализации, в то время как рабочее включает в себя текущую занятость, информацию об образовании, стажировках и летних школах. Сейчас учебное резюме практически не использую, все чаще обращаясь к рабочему формату.

Безусловно, при составлении резюме стоит подчеркивать ваши сильные стороны: будь то полезные навыки, ваши оценки за курсы или участие в конкурсах и грантах. Важно указать ваше образование: уровень образования и направление подготовки. Если у вас уже был опыт работы в подобной сфере, тоже можно указать. Также стоит обратить внимание на требования работодателя: некоторые из них можно спокойно отразить в резюме.

Какие бы советы ты дала тем, кто только начинает свой карьерный путь? В условиях современного мира, когда человеку под силу буквально все (стоит только захотеть), как выбрать свою дверь из тысячи? И есть ли, на твой взгляд, эта самая «своя дверь»...?

Давать какой-либо четкий совет в трудоустройстве довольно трудно: как было верно подмечено, сейчас человеку посильно буквально все и перед людьми открывается масса возможностей, поэтому здесь все достаточно индивидуально, в зависимости от сферы деятельности и стремлений самого соискателя.

Я также хочу подчеркнуть, что не стоит чрезмерно переживать по поводу вашего трудоустройства. По себе знаю, что часто начинаешь сопоставлять свою жизнь с «историями успеха» своих сверстников, делая сравнение на основе возраста, занимаемой рабочей позиции и тому подобного, тем самым просто-напросто «накручивая» себя и, если, не мотивируя, то расстраиваясь. Отпустите ситуацию, не сравнивайте себя с другими: у каждого свой путь. Не понравится работать в одной сфере – не беда, меняйте на другую! Ищите себя и пробуйте разные возможности.

Единственное, что могу с уверенностью сказать, так это то, что не стоит бояться трудностей и препятствий. Если вам кажется, что эта(-о) работа/ должность/ проект интересна(-ен) и, более того, подходит именно вам – смело действуйте! Отправляйте резюме, контактируйте с кураторами и руководителями проектов, ходите на собеседования и просто верьте в себя, ведь, как известно, дорогу осилит идущий.

Благодарим Настю за уделенное время и готовность делиться собственным опытом!