О программе
Цель программы — подготовка инженерных кадров для информационного общества.
Область профессиональной деятельности выпускника программы охватывает все сферы науки, техники и технологии, где необходимо эффективно решить задачи исследования, проектирования и эксплуатации вычислительных систем, компьютерных сетей, автоматизированных систем контроля и управления, систем информационной поддержки процессов жизненного цикла изделий, программного обеспечения вычислительных машин, комплексов, систем и сетей.
Что я буду изучать?
Информационные технологии – одна из наиболее динамично развивающихся областей науки и техники, которая охватывает как непосредственно разработку аппаратного и программного обеспечения с высокой добавленной стоимостью, создание различных сервисов и IT-услуг, так и внедрение на российских предприятиях автоматизированных информационных систем и оборудования ведущих мировых производителей в IT-области. Однако стремительные изменения, которые происходят в этой области практически каждый год, требуют и быстрой ответной реакции в сфере подготовки ИТ-специалистов. Именно поэтому образовательная программа «Информатика и вычислительная техника» включает два взаимосвязанных блока дисциплин: профессионального цикла инженерной подготовки (Major) и дополнительного профиля (Minor).
Дисциплины и учебный план_24-25(Проект)-1 (PNG, 294 Кб)
Обязательные дисциплины профессионального цикла образовательной программы – это дисциплины, которые много лет составляют основу классического инженерного образования в области вычислительной техники и информационных технологий.
Специальные дисциплины вариативного блока профессионального цикла и проектные семинары на 3 и 4 курсах – теоретическая и практическая база проектного обучения студентов образовательной программы.
Проектная деятельность, как обязательный компонент инженерной подготовки, включена в образовательный стандарт НИУ ВШЭ по направлению «Информатика и вычислительная техника». Она предполагает использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения исследовательских и прикладных задач при реализации реального проекта и подготовке выпускной квалификационной работы в одной из специализированных лабораторий департамента компьютерной инженерии:
- Учебная лаборатория систем автоматизированного проектирования.
- Учебная лаборатория интеллектуальных систем управления и робототехники.
- Учебная лаборатория 3Д-визуализации и компьютерной графики.
- Учебная лаборатория распределенных систем сбора и хранения данных.
- Учебная лаборатория сетевых и коммуникационных технологий.
- Учебная лаборатория информационно-аналитических систем и обучаемых компьютеров.
Дисциплины дополнительного профиля, которые изучаются на 2 и 3 курсах, помогают студентам найти новые области приложения своих знаний и практических навыков, получаемых в рамках профессионального цикла подготовки.
В чем преимущества программы?
1. Высокий уровень подготовки. МИЭМ НИУ ВШЭ сочетает полувековые образовательные традиции по подготовке специалистов по техническим и математическим направлениям с новейшими образовательными методиками. С момента создания институт был ориентирован на подготовку кадров для оборонной промышленности, а сегодня наши выпускники одинаково востребованы во всех IT-областях.
2. Сильнейший преподавательский состав. Среди преподавателей МИЭМ – доктора и кандидаты наук, академики РАН, изобретатели, выдающиеся практики, обладатели государственных премий и авторы фундаментальных учебных пособий, применяемых в образовательных учреждениях во всем мире.
3. Индивидуальная образовательная траектория. Студенты сами выбирают до одной трети профильных курсов. Это позволяет им освоить узкие специализации и получить знания в смежных областях. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники – тьюторы, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями.
Для прохождения практики заключены договоры более чем с 30 компаниями – лидерами промышленности, банковского и финансового сектора, IT-индустрии. Это дает возможность студентам участвовать в реализации широкого спектра реальных IT-проектов, а также определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения.
4. Активная проектно-исследовательская работа. Проектная работа занимает пятую часть всего учебного процесса. Студенты в полной мере используют все ресурсы Высшей школы экономики как научно-исследовательского университета, а также компаний-партнеров. Ежегодно институт проводит Научно-техническую конференцию студентов, аспирантов и молодых специалистов НИУ ВШЭ им. Е.В. Арменского. По ее результатам издается сборник студенческих работ, включенный в Российский индекс научного цитирования, а наиболее интересные проекты рекомендуются для участия в конкурсе молодежных инновационных проектов «УМНИК» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса»).
5. Учебный корпус нового поколения. В конце 2014 года МИЭМ НИУ ВШЭ переехал в новый учебный комплекс, оборудованный по последнему слову техники. В нем находится более 30 современных учебных и научных лабораторий, в том числе: международная лаборатория суперкомпьютерного атомистического моделирования и многомасштабного анализа, научная лаборатория Интернета вещей и киберфизических систем, учебно-исследовательская лаборатория Интернет технологий и сервисов, учебно-исследовательская лаборатория функциональной безопасности космических аппаратов и систем, научно-учебная лаборатория квантовой наноэлектроники, научно-учебная лаборатория телекоммуникационных систем.
6. Углубленное изучение английского языка. В конце второго курса все бакалавры сдают независимый экзамен по международным стандартам. В результате студенты без труда могут изучать дисциплины на английском языке, а также учиться в зарубежных университетах-партнерах.
Где я буду работать?
Выпускники программы становятся разработчиками, архитекторами и администраторами аппаратно-программного обеспечения сложных информационных систем и вычислительных комплексов. Они работают:
- в ведущих российских и зарубежных компаниях разработки и эксплуатации аппаратного и программного обеспечения;
- в центрах разработки и научно-исследовательских центрах транснациональных компаний;
- в компаниях-системных интеграторах и ИT-департаментах крупных российских компаний и государственных структур.