• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Немецкий язык

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение немецкого языка имеет большое значение для студентов данного направления, так как немецкоязычные ученые были безусловными лидерами в области изучения Библии на протяжении всего XIX и первой половины XX веков. Особый акцент в изучении немецкого языка делается на изучении грамматики и чтении научной литературы по специальности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студента с основными грамматическими явлениями немецкого языка, в частности различными синтаксическими конструкциями (не только базовыми, но и сложными, что обеспечивает правильное понимание серьезной научной литературы), с лексикой и устоявшимися выражениями (как обиходного, так и научного языка),
  • в короткий срок выработать у студентов умение читать словари, грамматики, энциклопедии и другую релевантную научную литературу, написанную на немецком языке, научить навыкам письменной научной и устной обиходной речи в пределах изученной тематики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • воспроизведение фонетических и фонологических особенностей немецкого языка, знание правил чтения; умение бегло читать вслух немецкие тексты. Форма контроля: упражнения на чтение, чтение текста вслух.
  • использование форм местоимений и артиклей; умение правильно интерпретировать формы в тексте; умение извлекать информацию из письменного научного текста; умение порождать формы. Знание лексики по темам: древняя история; географические термины. Формы контроля: письменная контрольная работа.
  • использование морфологии имени существительного, прилагательного, числительного; умение правильно интерпретировать формы в тексте; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное; умение порождать формы. Знание лексики по темам: древнейшая история; природа. Формы контроля: письменная контрольная работа.
  • интерпретация морфологии глагола, умение правильно интерпретировать глагольные формы в тексте; умение анализировать научный текст на немецком языке, выделять и понимать грамматические конструкции; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное; умение порождать формы. Знание лексики на темам: экономика и хозяйство в древности; лингвистическая терминология. Формы контроля: письменная контрольная работа.
  • использование предлогов немецкого языка и их управления; знание основных элементов синтаксиса простого и сложного предложения; умение находить в тексте и верно интерпретировать придаточные; умение читать тексты по специальности; умение анализировать научный текст на немецком языке, четко понимать грамматические конструкции; умение извлекать информацию из письменного научного текста, выделять главное. Знание лексики по темам: материальная культура и археология; обороты научной речи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Курс 2. Тема 1: Фонетика и орфография.
    Фонетико-фонологическая система немецкого языка, выработка основных навыков произношения и аудирования. Алфавит, основные черты орфографии, «правила чтения».
  • Тема 2: Морфология артиклей и местоимений.
    Склонение неопределенного и определенного артиклей. Отрицательный артикль kein: склонение и употребление. Склонение и употребление притяжательные и указательных местоимений. Склонение и употребление вопросительных местоимений. Склонение личных местоимений. Безличные местоимения. Отрицательные местоимения. Возвратное местоимение sich. Неопределенные местоимения. Склонение относительных местоимений. Безличные местоимения.
  • Тема 3: Морфология имени. Количественные и порядковые числительные.
    Пять типов образования множественного числа существительных, их связь с родом (знать слова из списков die Hand etc). Cклонение существительных. Женский, сильный и слабый тип склонения. Переходная группа в склонении. Склонение существительных во множественном числе. Числительные: количественные и порядковые. Обозначение времени. Даты. Обозначение времени суток, дней недели, названия месяцев; используемые предлоги.
  • Тема 4: Морфология глагола.
    Три основные формы глагола: участие их в образовании временных и залоговых форм. Образование трех основных форм и формы 3 л. ед.ч. презенса разных глаголов: слабых (machen, arbeiten...), сильных (liegen, kommen ...), глаголов с неотделяемыми приставками (bekommen...), глаголов с отделяемыми приставками (einladen...), модальных глаголов (wollen...), глаголов на -ieren (passieren...), смешанных глаголов (brennen и т.д.), нерегулярных глаголов (sein, haben, werden, gehen, stehen, tun, bringen). Образование и употребление временных форм глагола (презенс, претерит, перфект). Cпряжение глаголов во всех временных формах. Презенс: особенности образования форм презенса у разных глаголов, изменение корневых гласных сильных глаголов во 2 и 3 лице ед. ч. презенса, употребление форм презенса. Претерит: особенности спряжения глаголов в претерите (окончание 1 л. ед.ч. = 3 л. ед.ч.), употребление форм претерита. Перфект: образование форм, выбор вспомогательного глагола (haben или sein) при перфекте, употребление перфекта. Залог: образование и употребление форм пассива действия. Образование форм повелительного наклонения, особенности разных глаголов. Модальные глаголы: формы, особенности спряжения в презенсе, значение и употребление, порядок слов в предложениях с модальными глаголами.
  • Тема 5. Предлоги в немецком языке. Синтаксис. Словообразование.
    Управление предлогов. Предлоги, управляющие всегда дательным, винительным и родительным падежом. Слияние предлогов с артиклем. Предлоги, управляющие дательным и винительным падежом в зависимости от контекста. Пары переходных и непереходных глаголов, близких по форму и значению (stehen - stellen, sitzen – setzen, liegen - legen, hängenсильн. - hängenслаб.). Связь переходности с выбором падежа при предлоге и с типом спряжения. Прямой и обратный порядок слов в самостоятельном и главном предложениях. Понятие глагольной рамки. Порядок слов в придаточных предложениях; порядок слов в сложноподчиненном предложении. Некоторые типы придаточных (союзы; употребление союзов als и wenn при временных придаточных, придаточные цели с damit и целевые инфинитивные обороты с um...zu, использование союзов weil и da в придаточных причины, придаточные определительные). Вопросительное предложение, общий и частный вопрос. Отрицание: частное и общее отрицание, частное отрицание неопределённой именной группы (kein). Словообразование существительных, прилагательных и наречий. Продуктивные суффиксы и словообразовательные модели.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе zoom https://zoom.us/j/4040248287?pwd=dU5tWElNdEFndVl4NHhlTTRZTkFudz09(Идентификатор конференции: 404 024 8287, Пароль: Deutsch). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон, иметь под рукой тексты, прочитанные за период с января по июнь 2020. Во время экзамена студентам запрещено: отключать видеокамеру, консультироваться с другими лицами, пользоваться чужими материалами. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными материалами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена период до 5 минут (нарушение аудио, видео, зависание или полная потеря связи). Долговременным нарушением связи во время экзамена считается период более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи (студент получает другой текст для ответа).
  • неблокирующий Самостоятельные работы
  • неблокирующий Контрольные работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Контрольные работы + 0.2 * Самостоятельные работы + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Практическая грамматика немецкого языка : учебное пособие / М.М. Васильева, М.А. Васильева. — 15-е изд. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 255 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/textbook_5aa7dcf056bac1.36487196. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055786

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Schritte: Ubungsgrammatik, Gottstein-Schramm B., Kalender S., 2010