• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»

Обеспечение надежности и качества МИС и СС

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям, умениям и навыкам студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 11.03.02. «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» подготовки, изучающих дисциплину «Обеспечение надежности и качества МИС и СС».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные понятия теории надежности
  • Знать основные показатели надежности МИС и СС и модели характеристик надежности ЭКБ.
  • Знать основные методы расчета надежности резервированных и восстанавливаемых МИС
  • Знать методы обеспечения надежности на этапах разработки, производства и эксплуатации.
  • Уметь формировать номенклатуру показателей надежности.
  • Уметь применять модели отказов МИС и СС и математические модели характеристик надежности ЭКБ.
  • Уметь применять расчетные методы для оценки показателей надежности МИС и СС.
  • Уметь применять методы обеспечения надежности МИС и СС на всех этапах из жизненного цикла.
  • Владеть (приобрести навык) расчетами характеристик надежности ЭКБ.
  • Владеть (приобрести навык) инженерными расчетами надежности МИС и СС.
  • Владеть (приобрести навык) применением методов обеспечения надежности МИС и СС на всех этапах жизненного цикла.
  • Целями освоения дисциплины «Обеспечение надежности и качества МИС и СС» являются обучение студентов системному подходу к обеспечению надежности и качества многофункциональных интегрированных систем и средств связи.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть анализом Парето и алгоритмом построения контрольных карт Шухарта.
  • Владеть методом расчета показателей надежности по структурным схемам.
  • Владеть расчетом интенсивностей отказов ЭКБ.
  • Владеть расчетом показателей надежности восстанавливаемых изделий и показателей достаточности систем ЗИП.
  • Владеть терминологией в области надежности.
  • Владеть терминологией в области управления качеством.
  • Знать виды систем ЗИП и методику их расчета.
  • Знать основные модели отказов и физический смысл их параметров.
  • Знать основные показатели качества и способы их оценки
  • Знать основные схемотехнические, конструкторские, технологические и эксплуатационные способы обеспечения надежности.
  • Знать основы дисперсионного, регрессионного анализа, методами оценки качества с использованием полного факторного эксперимента.
  • Знать семь основных инструментов контроля качества имеет навыки заполнения контрольных листков, построения диаграмм Исикавы и гистограмм.
  • Знать способы резервирования.
  • Уметь формировать номенклатуру нормируемых показателей надежности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основные понятия теории надежности. Показатели надежности МИС и СС.
  • Тема 2. Модели отказов МИС и СС. Математические модели характеристик надежности ЭКБ
  • Тема 3. Основные методы расчета надежности резервированных МИС и СС.
  • Тема 4. Основные методы расчета надежности восстанавливаемых МИС и СС.
  • Тема 5. Методы обеспечения надежности МИС и СС на всех этапах жизненного цикла.
  • Тема 6. Методы оценки и прогнозирования качества МИС и СС
  • Тема 7. Инструменты контроля качества МИС и СС
  • Тема 8. Экспериментальные методы исследования МИС и СС
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Jitsi https://meet.miem.hse.ru К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Jitsi. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий семинар
    3 (неудовлетворительно): Правильно выполнено не менее 40% от необходимого объема обычных заданий (а также при решении задач/ заданий в специализированном программном обеспечении). Даны неправильные ответы на вопросы преподавателя (студентов), отсутствуют дополнения к ответам студентов (а также при решении задач). Студент не ориентируется в разделах рассматриваемых тем (рассматриваемой темы в рамках одного занятия). Не может привести примеры. Студент не способен решать стандартные задачи по теме элемента контроля. В ответах и решениях имеются многочисленные и/или грубые ошибки. 2 (неудовлетворительно): Правильно выполнено не менее 30% от необходимого объема обычных заданий (а также при решении задач/ заданий в специализированном программном обеспечении). Даны неправильные ответы (или они отсутствуют) на вопросы преподавателя (студентов), отсутствуют дополнения к ответам студентов (а также при решении задач). Студент совершенно не ориентируется в разделах рассматриваемых тем (рассматриваемой темы в рамках одного занятия). Не может привести примеры. Студент не способен решать стандартные задачи по теме элемента контроля. В ответах и решениях имеются многочисленные и/или грубые ошибки. 1 (неудовлетворительно): Правильно выполнено менее 20% от необходимого объема обычных заданий (а также при решении задач/ заданий в специализированном программном обеспечении). Отсутствуют ответы на вопросы преподавателя (студентов), отсутствуют дополнения к ответам студентов (а также при решении задач). Студент не имеет представления ни об одном разделе, вынесенном на элемент контроля. Не может привести примеры. Студент не способен решать стандартные задачи по теме элемента контроля. 0 (признак дисциплинарного проступка): Попытки списывания, получения подсказок при ответе на вопросы и решении задания, нарушение этики и академических норм. Критерии оценки работы на семинарских занятиях: знание материала, умение сообщать материал, умение дополнять ответы, умение задавать существенные вопросы и формулировать проблему, умение готовить и презентовать доклады, посещаемость. Оценка за работу выставляется по 10-балльной шкале как среднее арифметическое (с учетом правил округления до целого числа баллов) оценок за каждое занятие. Дистанционный формат. Семинары со второго модуля проводятся в онлайн-формате.
  • неблокирующий самостоятельная работа
    1 (неудовлетворительно): Неправильно, с значительным нарушением регламентированного временного диапазона, с использованием записей студент выступил перед аудиторией. Студент в ответах на вопросы слушателей в рамках темы доклада и ей родственных допустил очень грубые погрешности (например, терминологии, определений), кардинально меняющие суть. Студент совсем не ориентируется в рамках темы и ей родственных. Не приведены примеры. Студент не способен вести дискуссию (демонстрирует знания) по тематике элемента контроля. 0 (признак дисциплинарного проступка): Попытки списывания, получения подсказок при ответе на вопросы и решении задания, нарушение этики и академических норм.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.5 * экзамен + 0.15 * аудиторная работа + 0.15 * самостоятельная работа + 0.2 * семинар
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методы осуществления статистического контроля и анализа качества электронных средств : научное издание, Пономарев, Л. И., 2005
  • Особенности конструирования бортовой космической аппаратуры : учеб.пособие, Жаднов, В. В., 2012
  • Управление качеством при проектировании теплонагруженных радиоэлектронных средств : учебное пособие для вузов, Жаднов, В. В., 2004
  • Управление качеством электронных средств : учеб. пособие для вузов, Дрейзин, В. Э., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Луковенко А.С., Туйгунова А.Г. - Методы повышения надежности и качества электроэнергии тяговых подстанций с применением компьютерных технологий - Русайнс - 2018 - ISBN: 978-5-4365-2888-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931169
  • Меликов, А.В. Практическое применение теории надежности систем электроснабжения : учеб. пособие / А.В. Меликов. - Волгоград : ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 2018. - 80 с. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041850
  • Прогнозирование качества ЭВС при проектировании : учеб. пособие для вузов, , 2009
  • Теория вероятностей и ее инженерные приложения : учеб. пособие для вузов, Вентцель, Е. С., 2003