• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

Базовые инструменты журналистики

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
15
Кредиты
Кто читает:
Институт медиа
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели


Афанасов Андрей Викторович


Баженов Михаил Анатольевич


Беленькая Марианна Борисовна


Корзун Сергей Львович


Косолапов Кирилл Вадимович


Соколов Михаил Андреевич


Уварова Анна Валентиновна

Программа дисциплины

Аннотация

Классическая университетская программа специальности «Журналистика» дополнена в ВШЭ элементами работы с большими данными (big data) и приобретением практических навыков в собственном медиацентре. Профессора и преподаватели бакалавриата журналистики помогают студентам осмысливать направления, тенденции и тренды быстро меняющегося медийного пространства, а привлечённые журналисты и медиаменеджеры отрабатывают с ними навыки индивидуальной и коллективной работы в редакционной среде. Все вместе мы обучаем тому, что реально понадобится в профессии сейчас и в будущем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов базовых представлений о практике работы журналиста на различных медийных платформах.
  • Развитие навыков работы с источниками информации, сбора, анализа, структурирования информации при подготовке журналистских материалов для печатных СМИ, ТВ, радио и Интернет-изданий.
  • Формирование базовых умений по созданию информационных текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов, визуальному оформлению данных.
  • Формирование навыков индивидуальной и групповой работы над информационными материалами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. 1. Представляет роль и функции журналиста. Имеет понятие о СМИ и редакции СМИ, об отношениях владельца и редакции. Знает многообразие СМИ. Понимает, то такое профессиональная и гражданская журналистика. Имеет представление об этике журналиста, об информационной повестке и редакционной политике.
  • 1.2. Знает виды, жанры, разделы журналистики и виды журналистских текстов. Понимает специфику текстов для разных платформ (радио, ТВ, газеты и журналы, интернет). Знает особенности контента профессионального и читательского (self-generated). Разбирается в жанрах современной интернет-журналистики (реферат/summary, обзор мнений/реакций, популярном изложении, рейтингах, некрологах, инсайдах, записях в блоге и т.п.).
  • 1.3. Знает о многообразии источников, их иерархии по степени доверия. Понимает суть защиты от манипулирования и конфликта интересов. Умеет собирать и анализировать информацию, проверять источники и корректность ссылок на источники. Умеет находить первоисточник информации и производить углубленный поиск по публичным и специализированным ресурсам и базам данных. Корректно идентифицирует источники. Умеет работать с источниками, которые нельзя раскрывать.
  • 1.4. Понимает структуру и композиции новостных текстов. Знает принцип 5W+H, принцип перевернутой пирамиды и исключения. Понимает отличия новостных текстов для чтения и для восприятия на слух. Владеет технологией создания заголовков, подзаголовков и лидов.
  • 1.5. Разбирается в лексике и стилистике новостных заметок, знает «запретные» и предпочтительные части речи. Знает правила обращения с аббревиатурами, числительными, именами собственными, географическими названиями, иностранными словами, терминологией и т.п.
  • 1.6. Владеет навыками создания письменных новостных текстов, рейтингования новостных заметок, верстки выпуска новостей. Умеет создавать информационный текст высокого уровня уникальности на основе исходных материалов, с привлечением дополнительных источников.
  • 1.7. Имеет представление об история шрифта, типах гарнитур: рубленных и антиквенных. Знает особенности заголовочных шрифтов. Умеет использовать шрифтовые выделения. Знает основные шрифтовые стандарты в полиграфии и в интернете.
  • 1.8. Владеет основными принципами иллюстрирования контента. Знает параметры изображения. Владеет основными приёмами обработки графики. Имеет представление о векторной графике и инфографике. Понимает принципы подбора иллюстраций к тексту и создания содержательных подписей. Умеет правильно оформлять ссылки.
  • 1.9. Умеет работать в редакторском интерфейсе блога конструктора сайтов. Умеет редактировать, оформлять и иллюстрировать тексты в этой панели. Знает и умеет реализовывать основные требования к оформлению контента на веб-платформе.
  • 1.10. Знает особенности рерайтинга/рерайта в противовес копирайтингу. Понимает принципы квалифицированного рерайта (источники, уровень уникальности). Умеет использовать формат новостной заметки как ядро и прообраз журналистского текста любого уровня. Владеет основными приемами редактирования текстов.
  • 1.11. Знает виды интервью в современной журналистике (информационное, оперативное, интервью-портрет и т.д.). Умеет готовиться к интервью и согласовывать текст с интервьюируемым. Понимает и умеет регулировать степень присутствия интервьюера в тексте интервью. Следует требованию точности цитирования.
  • 1.12. Понимает роль репортажа в журналистике, знает основные характеристики репортажа. Умеет работать с материалами для репортажа (документами, записями, интервью, личными наблюдениями). Владеет приёмами оперативности, может создавать эффект личного присутствия. Знает особенности лексики и стилистики репортажа, понимает границы допустимого и недопустимого. Владеет навыком создания структуры репортажа с элементами интервью.
  • 3.1. Разбирается в современных радиоформатах, основных понятиях о радиовещании, рейтингах радиостанций. Знает основные факты истории радио в России и в мире. Имеет представление об эфирных и неэфирных радиостанциях, подкастинге. Знает организационную структуру радиоредакции, терминологию радио, основные профессии радиоиндустрии.
  • 3.2. Имеет представление о технике звукозаписи: диктофонах, микрофонах, телефонных гибридах, микшерских пультах. Знает основные требования к звуку: уровень, баланс, цифровые форматы, частоты аналогового сигнала, частота дискретизации, битрейты. Знает о программах обработки звука. Владеет базовыми функциями программы Adobe Audition. Знает основы микширования звука и подготовки музыкальных заставок (джинглов, отбивок и т.п.).
  • 3.3. Владеет основами монтажа и обработки человеческого голоса, подготовки интервью к эфирному воспроизведению. Умеет подбирать звуковое оформление фонограмм, смешивать речь, музыку и шумы. Имеет навык многоканального сведения звука и пост-продакшена.
  • 3.4. Обладает базовыми навыками по записи выпуска новостей в радиостудии и индивидуальной работы в студии звукозаписи.
  • 3.5. Умеет выбирать тему репортажа, формулировать замысел, составлять предварительный сценарий. Владеет процессами подготовки радиорепортажа. умеет записывать голоса и шумы, необходимые для создания репортажа. Умеет обрабатывать все исходные фонограммы в Adobe Audition. Осуществляет общий монтаж и постпродакшн репортажной фонограммы.
  • 4.1. Понимает, как устроен и работает сайт. Имеет представление о технологиях создания сайта. Знает особенности и различия типов платформ и систем управления контентом.
  • 4.2. Знает основные медиаметрические параметры. Умеет проводить медиаметрический анализ сайта на сервисе Top.mail.ru.
  • 4.3. Понимает принцип анонсирования постов на главной странице сайта. Умеет пользоваться инструментом для рубрицирования постов. Владеет способами оформления «витрины» сайта. Умеет заносить на сайт и оформлять статьи в формате расширенной новости, аналитической статьи, интервью и репортажа. Умеет настраивать дизайн особых страниц сайта: указателей, главной страницы, страницы об авторе, страницы поста. Умеет внедрять сторонний контент с помощью RSS.
  • 4.4. Создает и настраивает опросы и тесты с использованием внешнего сервиса. Создает RSS-ленту с материалами партнерского сайта. Внедряет их на свой сайт с помощью iframe.
  • 4.5. Умеет представлять в web-формате все подготовленные в рамках раздела "Тексты в журналистике" материалы.
  • 2.1. Применяет на практике основные правила фото- и видеосъемки
  • 2.2. Умеет выстраивать кадр фото и видео
  • 2.3. Использует в работе технологические приемы профессиональной фото- и видеосъемки
  • 2.4. Знает настройки фото и видеооборудования
  • 2.5. Умеет составлять монтажную видеофразу
  • 2.6. Знает правила работы со звуковыми дорожками при монтаже видео
  • 2.7. Использует специальные возможности профессиональных видеомонтажных программ
  • 2.8. Создает титры для информационных видеоматериалов.
  • 2.9. Создает видеоматериалы собственного производства
  • 2.10. Составляет сценарный план
  • 2.11. Создает журналистский контент дополненный видеообразами
  • 2.12. Знает о взаимодействии специалистов в видеопроизводстве
  • 2.13. Соблюдает правила написания текстов для видеосюжетов
  • 2.14. Понимает особенности работы над журналистскими видеоматериалами
  • 2.15. Использует при создании видеоматериалов основные элементы видеопроизводства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Журналист в современном обществе. Информационная повестка дня в СМИ
    Представление о роли и функции журналиста. Понятие о СМИ и редакции СМИ, об отношениях владельца и редакции. Многообразие СМИ: государственные, коммерческие, общественные, корпоративные. Профессиональная и гражданская журналистика. Представление об этике журналиста. Понятие информационной повестки и редакционной политики.
  • Текст как основа журналистики
    Виды, жанры, разделы журналистики. Виды журналистских текстов. Специфика текстов для разных платформ (радио, ТВ, газеты и журналы, интернет). Контент профессиональный и читательский (self-generated). Блогинг, социальные сети. Жанры современной интернет-журналистики (реферат/summary, обзор мнений/реакций, популярное изложение, рейтинги, некрологи, инсайды, записи в блоге и т.п.).
  • Работа с источниками информации
    Многообразие источников, их иерархия по степени доверия. Защита от манипулирования. Конфликт интересов. Сбор и анализ информации, проверка источников, корректность ссылок на источники. Поиск первоисточника информации. Углубленный поиск по публичным и специализированным ресурсам и базам данных. Корректная идентификация источников. Работа с источниками, которые нельзя раскрывать.
  • Создание новостных текстов
    Содержание текста: 5 W + H и варианты. Структура и композиция. Принцип перевернутой пирамиды и исключения. Отличия новостных текстов для чтения и для восприятия на слух. Технология создания заголовков, подзаголовков и лидов. Лексика и стилистика новостных заметок, «запретные» и предпочтительные части речи. Правила обращения с аббревиатурами, числительными, именами собственными, географическими названиями, иностранными словами, терминологией и т.п.
  • Основы компоновки и визуализации текстов
    История шрифта. Типы гарнитур: рубленные и антиквенные. Гротескные и заголовочные шрифты. Шрифтовые выделения. Шрифтовые стандарты в полиграфии и в интернете. Основные принципы иллюстрирования контента. Параметры изображения. Обработка графики. Векторная графика, инфографика. Подбор иллюстраций к тексту. Создание содержательных подписей. Оформление ссылок.
  • Использование анализа данных в журналистике
    Современные платформы, обзор принципов работы (Яндекс Дзен, новостные агрегаторы и т.д.). Инструменты для редактирования текста, принципы работы (атиплагиат, главред, проверка орфографии). Как выявлять тенденции и информационные поводы на основе анализа текстов. Анализ открытых данных, построение выводов на их основе. Цель: показать применение Data Science в журналистике, дать понимание принципов работы инструментов. Демонстрации и эксперименты. Проведение экспресс исследования с применением рассмотренных методов «Обзор последних достижений в машинном обучении».
  • Культура работы с данными
    Статистическая значимость, анализ достоверности данных, понятие совокупностей и распределения. Когнитивные искажения в восприятии данных (на основе работ нобелевского лауреата Д.Канемана). Теория проведения эксперимента. Работа с источниками, базовые понятия теории графов. Основы логического рассуждения. Проведение эксперимента по демонстрации распределения (игра в дартс). Проведение эксперимента с монеткой (орёл - решка). Расчёт доверительных интервалов и статистической значимости. Разбор когнитивных искажений с использованием тестов и примеров (эффект привязки и т.д.).
  • Введение в машинное обучение
    Машинное обучение. Задачи регрессии, классификации, кластеризации, временных рядов, ранжирования. Переобучение. Регуляризация и кросс-валидация. Метрики. Алгоритмы и композиции (линейные алгоритмы, деревья, композиции алгоритмов, нейронные сети). Кейсы использования машинного обучения. Проведение эксперимента, в котором функция зависит от одной переменной, с влиянием сторонних факторов (высота отскока мяча от высоты падения). Задача - аппроксимация функции, выбор метрики и способа регуляризации. Выявление тенденций с использованием инструментов по анализу текстов.
  • Основы работы в системе управления контентом (CMS)
    Обзор редакторского интерфейса CMS Wix.
  • Рерайтинг и редактирование журналистских текстов
    Понятие рерайтинга/рерайта в противовес копирайтингу. Принципы квалифицированного рерайта (источники, уровень уникальности). Текст новостной заметки как ядро и прообраз журналистского текста любого уровня. Основные приемы редактирования текстов.
  • Текст интервью
    Определение интервью, виды интервью в современной журналистике (информационное, оперативное, интервью-портрет и т.д.). Подготовка к интервью и необходимость согласования текста с интервьюируемым. Степень присутствия интервьюера в тексте интервью. Точность цитирования.
  • Текст репортажа
    Понятие репортажа в журналистике, основные характеристики репортажа. Материалы для репортажа (документы, записи, интервью, личные наблюдения). Оперативность как неотъемлемая характеристика репортажа. Эффект личного присутствия. Лексика и стилистика репортажа: допустимое и недопустимое. Структура репортажа с элементами интервью.
  • Защита индивидуальной итоговой работы
    Представление в web-формате всех подготовленных в рамках раздела материалов и защита их как индивидуальной работы.
  • Экзамен по разделу 1 "Тексты в журналистике"
    Досдача и пересдача практических заданий при наличии уважительных причин
  • Видео. Теория и практика фото- и видеосъемки
    Общее и отличия в фото- и видеосъемке. Наполнение фото- и видеокадра. Работа с выносным микрофоном, речь и интершум. Программное обеспечение и современные средства для профессиональной фото- и видеосъемки на смартфоны. Правила фото и видеосъемки, репортажная фото и видеосъемка, их отличие от художественной фото и видеосъемки. Эмоциональное воздействие фото и видео. Фото как основа видео. Основные правила фотосъемки. Роль крупных планов и деталей в фото и видео. Основные крупности планов. Роль эмоций в фото и видео. Основные правила видеосъемки: на улице, в помещении. Свет. Баланс. Диафрагма, выдержка, контраст. Оси съемки, приемы, компоновка кадра, ориентация в пространстве. Правило третей, перспектива, ракурс, масштаб. Понятия «объективная» и «субъективная» камера. Настройки камеры
  • Видео. Теория и практика монтажа.
    Технология монтажа, основные инструменты Adobe Premiere. Работа со звуком. Форматы финализации видеоматериала. Adobe Photoshop. Обработка фото, создание титров. Теория монтажа, шесть планов крупности, монтажная фраза. Основные правила монтажа: по крупности, по композиции кадров, по ориентации в пространстве, по свету, по цвету. Звуковая дорожка, неотделимая от видео (синхрон). Рассинхрон. Технологические требования.
  • Видео. Защита итоговой видеоработы.
    Презентация и защита итоговой видеоработы собственного производства.
  • Видео. Основы тележурналистики и практика создания ТВ-текстов
    Особенности построения и правила написания ТВ-текста. Правила обращения с аббревиатурами и числительными. Особенности применения активных конструкций, причастных и деепричастных оборотов и пр. Разговорная стилистика. Текстовая лаконичность, дополненная видеообразами, как основной параметр восприятия видеосюжетов. Видеосюжет - от идеи до зрителя. Подводка как часть сюжета. Расшифровка. Создание сценарного плана, совместная работа с оператором, режиссером, монтажером. Смена элементов, их влияние на восприятие видеоматериалов. Телевизионные информационные формы материалов.
  • Видео. Основы теле (видео) производства и основные понятия.
    Особенности воздействия видео и звука на зрителя. Эмоциональная связь текста и видео. Взаимодействие между журналистом, оператором, монтажером. Выразительные средства видео и их применение. Понятия исходник, мастер, лайф, синхрон, интершум, ЗКТ, хронометраж. Правила записи синхронов их разновидности, психологические особенности восприятия камеры и микрофона интервьюируемым. Перебивки. Разновидности титров. Основные профессии на ТВ, связанные с работой журналиста.
  • Радио в системе медиа
    Современные радиоформаты. Основные понятия о радиовещании, рейтинги радиостанций. Краткая история радио в России и в мире. Эфирные и неэфирные радиостанции, подкастинг. Радиоредакция, терминология радио, основные профессии радиоиндустрии.
  • Техника звукозаписи и требования к звуку
    Техника звукозаписи: диктофоны, микрофоны, телефонные гибриды, микшерские пульты. Требования к звуку: уровень, баланс, цифровые форматы, частоты аналогового сигнала, частота дискретизации, битрейты. Программы обработки звука. Базовые функции программы Adobe Audition. Основы микширования звука, основы подготовки.
  • Запись и обработка фонограмм
    Монтаж и обработка человеческого голоса, подготовка интервью к эфирному воспроизведению. Подбор звукового оформления фонограмм. Смешивание речи, музыки и шумов. Многоканальное сведение звука, пост-продакшн. Учебные требования к выполнению заданий 1-3.
  • Работа у микрофона
    Практикум по записи выпуска новостей по домашнему заданию (ДЗ-2) в радиостудии Медиацентра, индивидуальная работа в студии звукозаписи.
  • Репортажная запись и подготовка репортажа
    Выбор темы репортажа, замысел, предварительный сценарий. Задание 3 – подготовка радиорепортажа. Запись голосов и шумов, необходимых для создания репортажа. Обработка всех исходных фонограмм в Adobe Audition. Общий монтаж и постпродакшн репортажной фонограммы.
  • Защита индивидуальной итоговой работы по разделу "Радио в системе медиа"
    Представление и защита аудиорепортажей и возможных дополнительных заданий по разделу 3 «Работа со звуком и основы радиожурналистики».
  • Технологии представления контента в Интернете
    Как устроен и работает сайт. Технология создания сайта. Платформы: особенности и различия. Системы управления контентом.
  • Рейтинги и медиаметрия
    Основные медиаметрические параметры. Медиаметрический сервис на примере Top.mail.ru.
  • Создание структуры сайта и анонсирование постов на главной странице.
    Анонсирование постов на главной странице сайта. Рубрицирование постов. Оформление «витрины» сайта на CMS Wix.com.
  • Создание тестов и опросов и внедрение их на своём сайте.
    Создать опрос и тест с использованием сервиса opinion stage, создать RSS-ленту с партнерского сайта и внедрить их на свой сайт с помощью iframe.
  • Защита итоговых проектов по разделу контент-мастеринга
    Итоговая проверка знаний, разбор ошибок, защита итоговых проектов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 1.1. Написать короткую новость (600-700 зн.) на тему, согласованную с преподавателем.
  • неблокирующий 1.2. Создать информационный текст высокого уровня уникальности на основе исходных материалов.
  • неблокирующий 1.3. Оформить текст с иллюстрациями и ссылками в файле Google-документа.
  • неблокирующий 1.4. Разместить текст с иллюстрациями и ссылками в CMS на учебном блоге.
  • неблокирующий 1.5. Взять информационное интервью по заданной теме и представить его в виде текста.
  • неблокирующий 1.6. Взять персональное интервью с согласованным персонажем и представить его в виде текста.
  • неблокирующий 1.7. Написать репортаж на заданную тему.
  • неблокирующий 1.8. Загрузить и оформить на общем сайте свои работы №№2-7.
  • неблокирующий Видео_Задание 1_Съемка исходного материала на улице
    Выполняется подгруппой
  • неблокирующий Видео_Задание 2_Монтаж из исходников задания 1
    3 модуль. Выполняется подгруппой
  • неблокирующий Видео_Задание 3_ Фототренинг
    3 модуль. Выполняется подгруппой
  • неблокирующий Видео_Задание 4 _Монтаж видео с 3 звук.дорожками и титрами
    3 модуль. Выполняется подгруппой/лично
  • неблокирующий Видео_Задание 5_Итоговый фоторепортаж
    3 модуль. Индивидуальное
  • неблокирующий Видео_Задание 6_Создать журн.видеоматериал из чужих исходников
    3 модуль. Задание подгруппе
  • неблокирующий 3.1. Отбор фрагментов, редактирование, монтаж и размещение голосовой фонограммы.
  • неблокирующий Видео_Задание 7_Информационный видеоматериал короткого формата
    3 модуль. Задание подгруппе
  • неблокирующий Видео_Задание 8_ Итоговая видеоработа
    3 модуль. Индивидуальное
  • неблокирующий Видео_Посещение семинаров
    3 модуль.
  • неблокирующий 1.0. Посещаемость занятий и активность
  • неблокирующий 3.2. Монтаж текстовых, шумовых и музыкальных фрагментов в единый трейлер.
  • неблокирующий 4.1. Проанализировать посещаемость и аудиторию заданного сайта по сервису Top.mail.ru.
  • неблокирующий 4.2. Создать и заполнить сайт на конструкторе Wix, разместить на нём свои и партнерские материалы.
  • неблокирующий 4.3. Настроить структуру (рубрикатор) сайта и дизайн особых страниц.
  • неблокирующий 4.4. Создать опрос и тест, создать RSS- ленту с партнерского сайта и внедрить их на свой сайт.
  • неблокирующий 4.5. Представить к защите итоговый проект по разделу.
    Под экзаменом подразумевается возможность представить практические работы курса, которые не были сданы в течение модуля и не получили оценок (были оценены в 0 баллов). В назначенный день экзамена студент, претендующий на досдачу своих работ, должен прислать ссылки на них, после чего каждая работа оценивается экзаменующим преподавателем. Каких-либо специальных условий для сдачи в удаленном режиме нет. Студентам, не имеющим задолженностей по практическим работам, предусмотренным в ПУД, участвовать в экзамене не требуется.
  • неблокирующий 4.0. Посещаемость занятий и активность.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * 1.0. Посещаемость занятий и активность + 0.1 * 1.1. Написать короткую новость (600-700 зн.) на тему, согласованную с преподавателем. + 0.15 * 1.2. Создать информационный текст высокого уровня уникальности на основе исходных материалов. + 0.1 * 1.3. Оформить текст с иллюстрациями и ссылками в файле Google-документа. + 0.15 * 1.4. Разместить текст с иллюстрациями и ссылками в CMS на учебном блоге. + 0.1 * 1.5. Взять информационное интервью по заданной теме и представить его в виде текста. + 0.1 * 1.6. Взять персональное интервью с согласованным персонажем и представить его в виде текста. + 0.15 * 1.7. Написать репортаж на заданную тему.
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.04 * Видео_Задание 1_Съемка исходного материала на улице + 0.04 * Видео_Задание 2_Монтаж из исходников задания 1 + 0.04 * Видео_Задание 3_ Фототренинг + 0.04 * Видео_Задание 4 _Монтаж видео с 3 звук.дорожками и титрами + 0.2 * Видео_Задание 5_Итоговый фоторепортаж + 0.04 * Видео_Задание 6_Создать журн.видеоматериал из чужих исходников + 0.1 * Видео_Задание 7_Информационный видеоматериал короткого формата + 0.3 * Видео_Задание 8_ Итоговая видеоработа + 0.2 * Видео_Посещение семинаров
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * 1.0. Посещаемость занятий и активность + 0.18 * 3.1. Отбор фрагментов, редактирование, монтаж и размещение голосовой фонограммы. + 0.13 * 3.2. Монтаж текстовых, шумовых и музыкальных фрагментов в единый трейлер. + 0.1 * 4.0. Посещаемость занятий и активность. + 0.04 * 4.1. Проанализировать посещаемость и аудиторию заданного сайта по сервису Top.mail.ru. + 0.04 * 4.2. Создать и заполнить сайт на конструкторе Wix, разместить на нём свои и партнерские материалы. + 0.04 * 4.3. Настроить структуру (рубрикатор) сайта и дизайн особых страниц. + 0.04 * 4.4. Создать опрос и тест, создать RSS- ленту с партнерского сайта и внедрить их на свой сайт. + 0.33 * 4.5. Представить к защите итоговый проект по разделу.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Безрукова Е. А., Мхитарян Г. Ю. ; под науч. ред. Елисеенкова Г.С. - ШРИФТЫ: ШРИФТОВАЯ ГРАФИКА 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 116с. - ISBN: 978-5-534-11142-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/shrifty-shriftovaya-grafika-444536
  • Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И. - Мастерство эфирного выступления - Издательство "Аспект Пресс" - 2004 - 283с. - ISBN: 5-7567-0338-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68806
  • Колесниченко А. В. - ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 341с. - ISBN: 978-5-534-05559-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-zhurnalistskoy-deyatelnosti-441492
  • Лебедева Т.В. - Жанры радиожурналистики: учебное пособие - Издательство "Аспект Пресс" - 2012 - 224с. - ISBN: 978–5–7567–0655-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68826
  • Монтаж : учеб. пособие для вузов, Утилова, Н. И., 2004
  • Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов/ под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 418 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1663-8- Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018934 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018934
  • Муратов С. А. - ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА. ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ПОИСКАХ ТЕЛЕВИДЕНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 240с. - ISBN: 978-5-534-06810-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/televizionnaya-zhurnalistika-televidenie-v-poiskah-televideniya-434634
  • Пименов В. И. - ВИДЕОМОНТАЖ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 159с. - ISBN: 978-5-534-11405-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/videomontazh-praktikum-445234
  • Пиши, сокращай : как создавать сильный текст, Ильяхов, М., 2017
  • под редакцией Ю. И. Долговой, Г. В. Перипечиной - Телевизионная журналистика: учеб. пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2019 - 208с. - ISBN: 978–5–7567–1004–5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123010
  • Пол Дж. - Цифровое видео: Полезные советы и готовые инструменты по видеосъемке, монтажу и авторингу - Издательство "ДМК Пресс" - 2009 - 400с. - ISBN: 5-94074-360-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/1279
  • Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» / В.Л. Цвик. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 495 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-01530-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028769
  • Чеппел Д. - Создаем свою компьютерную студию звукозаписи - Издательство "ДМК Пресс" - 2007 - 256с. - ISBN: 5-94074-011-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/1124

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Основы работы с CSS - Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" - 2016 - 195с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100327
  • - Основы работы с HTML - Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" - 2016 - 208с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100328
  • Барский А.Б. - Введение в нейронные сети - Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" - 2016 - 358с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100684
  • Бекмурзаев, И. (2018). Поисковые алгоритмы, машинное обучение и проблемы продвижения в Интернет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1FF51C4C
  • Буковецкая О.А. - Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет - Издательство "ДМК Пресс" - 2006 - 278с. - ISBN: 5-89818-025-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/1101
  • Горнаков С.Г. - Осваиваем популярные системы управления сайтом (CMS) - Издательство "ДМК Пресс" - 2009 - 333с. - ISBN: 978-5-94074-469-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/1070
  • Домингос П. - Верховный алгоритм: как машинное обучение изменит наш мир - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2016 - 336с. - ISBN: 978-5-00100-172-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91645
  • Ермолаева, О. Я. (2017). Mytton G., Diem P., van Dam P.H. “Media audience research. A guide for professionals” (book review) ; Как исследовать аудиторию медиа в современных условиях? (рецензия на книгу Mytton G., Diem P., van Dam P.H. ’Media audience research. A guide for professionals’). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CE7D8C8B
  • Журналистика и редактирование : учебное пособие / Т.В. Гордиенко. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. — 176 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1048493
  • Ильченко С.Н. - Интервью в журналистике. Спецкурс. (Бакалавриат). Учебное пособие. - КноРус - 2019 - 270с. - ISBN: 978-5-406-07131-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932055
  • Лонская А. - Репортаж: От идеи до гонорара: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2015 - 334с. - ISBN: 978-5-7567-0792-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97225
  • Мисонжников Б. Я., Тепляшина А. Н. - ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ: ЖУРНАЛИСТИКА 3-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 190с. - ISBN: 978-5-534-10439-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-professiyu-zhurnalistika-430024
  • Панфилов К. - Создание веб-сайта от замысла до реализации - Издательство "ДМК Пресс" - 2009 - 440с. - ISBN: 978-5-94074-555-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/1072
  • Познин В. Ф. - ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ. РАДИО- И ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 362с. - ISBN: 978-5-534-00656-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tehnika-i-tehnologiya-smi-radio-i-telezhurnalistika-433815
  • Ульбашев А. Х. - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ. ОБЩИЙ КУРС МЕДИАРЕГУЛИРОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 189с. - ISBN: 978-5-534-10581-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravovye-osnovy-zhurnalistiki-obschiy-kurs-mediaregulirovaniya-430876
  • Управление контентом. Практикум : учеб. пособие / В.А. Цупин, М.М. Ниматулаев. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 211 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5d0c6855636ff8.46168602. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/971156
  • Чевозерова Г. В. - ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 329с. - ISBN: 978-5-534-09763-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-teorii-zhurnalistiki-428518
  • Шостак М. И. - НОВОСТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА. НОВОСТИ ПРЕССЫ 2-е изд. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 192с. - ISBN: 978-5-534-06311-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/novostnaya-zhurnalistika-novosti-pressy-434261