• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

Экономическая и деловая журналистика

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Институт медиа
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Экономическая и деловая журналистика» является одним из основополагающих в череде профильных предметов, рассказывающих о тематических специализациях современных медиа. Экономическая информация на данный момент находится в топе как и по значимости смыслового контента для массовой аудитории и экспертного сообщества, так и по читаемости материалов в новостных агрегаторах. Можно сказать, что данный профиль максимально приближен к людям - «народные» темы (личные финансы, недвижимость, пенсия) всегда будут востребованы аудиторией. Кроме того, нельзя забывать о сверхважности формирования глобальной экономической повестки в СМИ — рассказах о ситуации на рынках, государственной экономической политики, взаимодействии геополитики и экономики. Изучение такого огромного пласта как экономическая журналистика невозможно без обзора общей ситуации в стране и в мире, обсуждения рынка деловых медиа, методик работы экономического журналиста и специфики освещения главных тем. Курс будет поделен на теоретический и практический блоки: в теоретическом - студенты прослушают лекции по основным темам, а также встретятся с представителями деловых СМИ; в практическом блоке их ждет проект по моделированию и запуску студенческого медиа, посвященного деловой информации с уклоном в объяснительную журналистику, и базирующегося на платформах Telegram, Facebook, ВКонтакте, Twitter.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обозреть и обобщить общую экономическую ситуацию в стране и в мире.
  • Проанализировать процесс становления и современного состояния рынка деловых СМИ в России и за рубежом.
  • Выявить основные методики работы экономического журналиста.
  • Рассмотреть специфику жанров и форматов современной деловой информации.
  • Изучить особенности освещения в медиа основных экономических, финансовых тем.
  • Обобщить особенности формирования медийных экосистем в корпорациях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует общую экономическую ситуацию.
  • Делает выводы на основе разбираемых кейсов ведущих компаний.
  • Обобщает знания о системе и типологии деловой прессы в России и за рубежом.
  • Называет особенности редакционных политик ведущих изданий мира.
  • Анализирует рынок медиа.
  • Владеет практическими навыками работы экономического корреспондента.
  • Понимает особенности работы «в поле», с пулом экспертом, системами экономического мониторинга.
  • Выстраивает журналистский текст на экономическую тему.
  • Анализирует особенности освещения основных тем в деловой информации: от потребительских историй до сводок NYSE (Нью-Йоркской биржи).
  • Понимает специфику работы пресс-службы IT-компании как с обратной стороны деловой журналистики: работы источника информации и его взаимодействия со СМИ.
  • Разбирает аспекты формирования медийных экосистем (на примере Mail.Ru Group, Сбербанка).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Бизнес-среда и экономическая ситуация в России и в мире.
    Глобальные экономические кризисы последнего времени. Состояние экономики во время пандемии коронавируса. Особенности государственной экономической политики России: бюджетирование, фискальная политика, денежно-кредитная политика, прогнозирование, планирование и программирование. Вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Влияние корпораций на экономическую жизнь в стране: кейсы «Газпрома», «Роснефти», «Росатома», «Ростеха», РЖД, «Сбербанка». Влияние геополитики на экономическую ситуацию в стране.
  • Тема 2. Система деловых медиа в России и за рубежом.
    Разбор понятий "коммерческая пресса", "деловая пресса", "корпоративная пресса", "экономическая и финансовая информация". Мировая деловая пресса в историко-журналистском процессе. Современные модели Bloomberg, Financial Times, Wall Street Journal, Nikkei, РБК, "Ведомостей", "Коммерсанта". Деловые журналы: разбор кейсов «Эксперта», «Профиля», Forbes. Новые платформы для распространения экономической и деловой информации.
  • Тема 3. Методика работы журналиста в деловом издании.
    Структура экономических новостей, интервью, репортажей, статей. Экспертные оценки и прогнозы. Биржевые сводки. "Полоса банкротств" как особенный формат Ъ. Системы мониторинга экономической информации. СПАРКС. Работа в "поле" и в "пуле": профильные ведомства и экономические форумы. Пул экспертов. Особенности работы с источниками информации. Эмбарго. Экономическая информация в аудиторных сегментах b2b и b2c. Финансовая аналитика в СМИ. Мультимедийные подходы к деловой информации. Интенсив по экономической информации.
  • Тема 4. Тематическое своеобразие экономической журналистики.
    Мировые рынки. Государственная экономическая политика и экономика регионов. Промышленность, корпорации. Банки. Малый и средний бизнес. Потребительский рынок. Транспорт. IT-технологии. АПК. ТЭК. Цифровая экономика. Недвижимость. Объяснительный подход к экономической журналистике и «народные» темы: личные финансы, семейный бюджет, инвестиции и сбережения, налоги, пенсия.
  • Тема 5. Медийные экосистемы в корпорациях.
    Медиа как фактор формирования корпоративной культуры. Корпоративная пресса. Особенности работы пресс-службы и взаимодействия с медийными структурами извне. Формирование экосистем крупных корпораций и их выведение на общий медийный рынок: кейс «Сбербанка». Медийные ресурсы ведущих российских IT-компаний: кейсы Яндекса, Rambler Group, Mail.Ru Group.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Промежуточный отчет
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Промежуточный отчет + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Деловая журналистика : учеб. пособие для вузов, Мельник, Г. С., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Государство и экономика: опыт экономических реформ: Монография / Мау В.А. - М.:Дело АНХ, 2017. - 624 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-7749-1210-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982500
  • Д.Тамни - Как работает экономика: Что Rolling Stones, Гарри Поттер и большой спорт могут рассказать о свободном рынке - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961444704 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/10881