• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

23
Апрель

Зачем изучать медиа? Рассказывают студенты и преподаватели на Дне Вышки

День Вышки в Парке Горького стал одним из главных городских праздников для тысяч студентов, абитуриентов, их родителей и преподавателей. Шатры факультетов университета, лекционные площадки и сцены расположились по всем зонам парка, а главная точка для всех, связанных с журналистикой и медиа, находилась, как обычно, по левую руку от фонтана. Волонтеры и преподаватели рассказывали посетителям шатра, как выбрать между образовательными программами «Журналистика» и «Медиакоммуникации», как на них поступить и чего ждать от магистратуры.

Студенты-журналисты в зеленых футболках рассказывали абитуриентам о подводных камнях ЕГЭ и творческом вступительном испытании – им пришлось их сдавать всего три месяца назад, а школьникам старших классов это предстоит через девять месяцев. Волонтер Ольга Матяшова делится с посетителями шатра: «Хочется писать, даже если не получится, то кем угодно можно стать: телеведущим, журналистом, корреспондентом. Благодаря стажировкам и всевозможной практике в Вышке можно завести много знакомств и дальше пойти по карьерной лестнице». Поступающие не обязаны четко знать, что они хотят делать в будущем, говорит другая первокурсница «Журналистики» Зоя Арутюнян: «Мне нравится все: и экономика, и общество, и мода, и я бы хотела бы попрактиковаться в “RT”. А потом создам собственное СМИ, это мечта всех «журфаковцев». Один из самых известных проектов студентов нашего факультета — журнал «Россия без нас», придуманный Андреем Уродовым. Его коллеги фотографировали, писали тексты и верстали, и в итоге Андрей выпустил восемь номеров журнала.

Студентки советуют одиннадцатиклассникам сконцентрироваться на ЕГЭ и отложить подготовку к творческому испытанию до лета: «Если тебе это интересно и ты читаешь новости, то все хорошо будет. Можно получить скидку и все. У нас половину бюджетных мест заняли олимпиадники. У кого нет такой возможности, то нужно готовиться к ЕГЭ».

Академический руководитель программы Сергей Корзун неподалеку от шатра обсуждал с коллегами планы на этот учебный год и перспективы медиа в ближайшие годы: «Совершенно очевидно, что через 5 лет больший акцент будет делаться на общение вне СМИ, и, возможно, социальные сети будут сами играть роль медиа. Через 4-5 лет перспективы будут иметь индивидуальные или небольшие проекты в области масс-медиа, которые, как и любой стартап, будут иметь тенденцию к росту, большинство же будет погибать, но самые лучшие могут превратиться в новый HuffingtonPost, который начал не так давно, но сегодня вырос до гигантских размеров». Образовательная программа «Журналистика» может предложить своим студентам инструменты для анализа тенденций в медиа, стараясь «не упустить ничего, что появляется на рынке». От студентов требуется любопытство и способности к учебе: «Если человек готов учиться и получать новое, — продолжил Сергей Львович, — то он может прийти с любой базой. Я говорю это как практик СМИ». 

Абитуриентов могут запутать названия программ «Журналистика» и «Медиакоммуникации», ведь последней только год, она уже успела заработать репутацию, но не все понимают, что это за профессия. Сергей Корзун объясняет: «Журналистика и проектная деятельность — это немного разные вещи. В проекте «Голос» журналистики немного, но там есть организационная составляющая, там есть умение собирать детали и так далее. Учитывая, что в Вышке традиционно значительная часть предметов предлагается студентам по выбору, студент может передумать, изменить свои курсы по выбору, взять майнор и оказаться ровно в той точке, куда он стремится».

Первокурсники «Медиакоммуникаций» вспоминают «интересный и не слишком сложный» творческий конкурс и высокую конкуренцию. Буклеты программы закончились за несколько часов до окончания Дня Вышки, так что волонтеры советовали посетителям шатра прочитать на сайте детали поступления. 

Отдельный разговор был с интересующимися магистратурой факультета: они не связаны ЕГЭ, и некоторые уже имеют большой опыт работы. Им нужно выбрать из трех программ: «Медиапроизводства в креативных индустриях», «Менеджмента в СМИ» и новой «Журналистики данных».

Первокурсник магистратуры Никита Соколов рассказал, как он выбрал свое направление: «Я сопоставил программы и понял, что определенный блок «Менеджмента» все равно вписан в «Медиапроизводство», плюс - за счет курсов по выбору (например, организационной культуры, управления активами) у меня гораздо больший упор на креативные индустрии: цифровое книгопечатание, аудиовизуальное продюсирование». Для Никиты, опытного новостника (он уже несколько лет работает на радиостанции Коммерсантъ FM), вступительное испытание оказалось сложнее, чем он предполагал: «Ключевая вещь — это профильное образование и опыт работы в СМИ. Это четверть баллов. Очень много баллов отводится под научную деятельность и персональные достижения, с которыми я почти полностью пролетел. Главное — это не думать магистратуре, что это легко: я на своем факультете отучился 4 года, не справлюсь что ли. Жесточайший отбор, конкурс может доходить до 10 человек на место» На самом деле конкурс на «Медиапроизводство» доходил до 6 человек на место, но почти половину бюджетных мест заняли олимпиадники.

Абитуриентам магистратуры с выбором помогает Илья Кирия, замдекана и профессор ФКМД: «Они больше хотят заниматься креативной и творческой составляющей? Тогда им на «Медиапроизводство». Если они хотят заниматься больше линейной организационной работой (бюджетирование, планирование) — тогда это «Медиаменеджмент». А если они все-таки хотят связать свою жизнь с журналистикой, с рассказыванием историй, но при этом использовать самые современные инструменты для этого — то им на «Журналистику данных».

Никита Соколов советует поступающим c других, непрофильных программ  бакалавриата съездить в Зимнюю школу, которую проводит наш факультет специально для абитуриентов магистратуры. В этом году на ней рассказывали о медиа будущего и digital-среде, в которой нужно будет работать уже через несколько лет.

Об изменениях в медиа рассказал Илья Кирия: «Наши магистерские программы дают базовые вещи, которые интересны в перспективе. Они даже менее популярные сейчас, чем будут через 5 лет. В моем понимании, будущее медиа заключается как раз не в технологических компетенциях, так как технологии очень быстро устаревают, гораздо важнее — получение креативного подхода, умение создавать проекты и управлять проектами. Это то, что составит рынок труда в области медиа в будущем — умение при помощи различных платформ рассказывать креативные истории».

«Журналистику данных» стоит представить отдельно: «Это новый тип журналистики, в ней сосуществуют такие вещи, как журналистское мастерство, а именно способность рассказывать истории, и работа с данными, — продолжает Илья Вадимович. —  Ты учишься рассказывать социально значимо истории при помощи обработки данных и работы с ними. И мне кажется, что в этом смысле позиционирование вполне удачно. Программа только запустилась, и про реализацию говорить рано».

Сейчас изучение медиа может заинтересовать не только журналистов или продюсеров, а всех, так или иначе профессионально связанных с интернетом: «Мне кажется, наши выпускники будут работать в  компаниях цифрового типа, производящих самый разный контент от видеоигр и классических медиа до виртуальной реальности и приложений, — объяснял профессор, —  мы часто недооцениваем этот сектор, а в реальности фирма «икс» создает приложения для взаимодействия с клиентом — а это уже медиа, потому что там есть медийные функции». 

К вечеру поток людей к шатру факультета иссяк, и студенты засобирались на концерт группы «Звери». День Вышки почти закончился, но скоро студенты  снова встретятся  с абитуриентами 16 октября на осеннем дне открытых дверей департамента медиа в Хитровском переулке. Там не будет такого масштабного праздника, зато получится гораздо более предметный разговор с абитуриентами. Медиа можно делать в шатрах в парках, а можно в оборудованных аудиториях и студиях — все зависит от энтузиазма участников цифровой среды.

Текст: Николай Ворошилов, 3 курс «Журналистики»