• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

Анна Уварова: «Коллеги говорят мне: «Будешь поставлять нам лучшие кадры!»

Образовательная программа «Журналистика» пополняет свои преподавательские ряды. Одна из основателей делового радио и телевидения в России, в прошлом главный редактор «РБК-ТВ», глава информационных служб «РЕН-ТВ» и «ОТР» Анна Уварова провела свое первое занятие в Вышке, а после посетовала на журналистское образование и рассказала, чему на самом деле нужно учить будущих журналистов.

Анна Уварова
Анна Уварова
Как вы оказались в Высшей школе экономики?

– Судьба привела. Поучить хотелось давно, потому что в последние пятнадцать лет я очень много занимаюсь набором новых сотрудников. За это время я создала две редакции: на телеканале «РБК» в 2003-м году и на «Общественном телевидении России» в 2013-ом году. В обоих случаях, хотя каналы совершенно разные, я понимала, что взять на работу молодых не могу: их нужно учить с нуля. Мы все злились на наши образовательные учреждения из-за того что они выпускали людей с корочкой, которые могли писать без ошибок, и на этом точка. Ни один из недавних студентов не был компетентен ни в отношении подхода к материалу, ни в информационной, ни в экономической, ни в социальной составляющих материала.  

Еще на «РБК» мы хотели организовать школу деловой журналистики, но не сложилось. Собственно, поэтому теперь я здесь: ухожу из практики, чтобы, возможно, лучше готовить студентов. Все мои коллеги очень этому рады, говорят: «Ты будешь поставлять нам лучшие кадры!».

–  Чему в первую очередь нужно учить будущих журналистов, и чего, как следует из ваших слов, им прежде всего не хватает?

– Отличать факты от своего субъективного мнения, эти факты правильно подавать, искать фишку, делать материалы интересными, а также избавляться от слов-паразитов и от лексики и риторики XXV съезда КПСС.

У вас богатый бэкграунд в медиа. Какие проекты составляют предмет особой гордости?

– Я горжусь всей своей практической деятельностью, начиная с 1993-го года. Именно в тот год у меня появилось первое деловое коммерческое радио, где я была ведущей. Для СМИ в молодой России это было что-то совершенно новое: деловое, коммерческое, еще и с музыкой. Несмотря на то что была ведущей считаю себя первопроходцем.

На телевидении я начинала работать корреспондентом НТВ. Под руководством Сергея Корзуна я создавала службу информации на «РЕН-ТВ». Этим я тоже горжусь. Затем я ушла на «РБК». Там появилась первая потоковая служба телевизионного информационного вещания. Очень горжусь этим проектом. Что касается «ОТР», то в данном случае было просто приятно создавать что-то новое.

–  Какие аспекты журналистики затрагивает ваша дисциплина у третьекурсников-журналистов?

– Это специальный репортаж. Как его сделать? Чем специальный репортаж отличается от обычного репортажа? Какие выразительные средства могут быть использованы? Какие цели и задачи он должен ставить перед собой? В результате мы оформим практическую работу: каждый студент сделает свой специальный репортаж – телевизионный, радийный и печатный.

Вы закончили МГУ по специальности «Журналистика». Как относитесь к мнению, что журналистом может стать человек любой профессии?

– Может. У меня есть такие примеры: бывшие филологи, историки. Конечно, их нужно было подучить. Правда, все они скорее редакторы, корреспондентов среди них мало. В журналистику можно прийти с любым образованием – было бы интересно. Но, если человек изначально знает, что ему интересна журналистика, зачем ему учиться чему-то другому?

Только что закончилось ваше первое занятие в Вышке. С какими мыслями вы входили в аудиторию и с какими закончили пару?

– Входила с ощущением, что у меня сегодня первое сентября в первом классе. Только белого бантика на голове не хватало. Преподавание – это новое занятие для меня. Конечно, я читала лекции в рамках телевизионных форумов, выступала на масштабных семинарах. Когда-то рассказывала большой аудитории, что такое бегущая строка, и из чего она формируется. Но я никогда не выступала перед студентами. Они мне, кстати, понравились. У них есть свое мнение, свое видение. Направим в нужное русло, и все будет хорошо. Главное, что ребята думают, а не принимают все на веру. Сегодня они мне даже помогали.

Егор Бульчук, 2-й курс «Журналистики»