• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

Предупрежден, вооружен, медиаграмотен!

На факультете коммуникаций, медиа и дизайна особое место занимает тема медиаграмотности. В 2013-ом году отдельная дисциплина по новостной грамотности была включена в учебный план бакалавров. Спустя год состоялась первая выездная школа медиаграмотности в Царском Селе, а начиная с 2015-го года, это направление стали преподавать и на майноре «Медиа и массовые коммуникации».

Почему акцент в академической работе факультета сосредоточен именно на медиаграмотности? Объясняет профессор Департамента медиа Анна Качкаева :

– Мы стали заниматься этой темой только несколько лет назад, а на факультете к тому моменту были люди, занимавшиеся ей и раньше. Например, Александр Шариков, которому принадлежит русская интерпретация слова «медиаобразование», заговорил об этом еще в девяностых. Но разговор этот шел со стороны педагогического, а не со стороны медийного сообщества. Когда создался факультет медиакоммуникаций, мы активно включились в эту тему. Она связана с идеей, которую ЮНЕСКО провозгласила еще сорок лет назад, о том, что люди должны понимать, в каком информационном окружении они находятся. Трансформация того как эволюционировали медиа, требовала и от международных организаций, и впоследствии от России, соответствовать новым цифровым вызовам, связанным с темами медиаэкологии, медиапространства и цифровой безопасности. Мы решили, что, продвигая общую идею о необходимости медиаобразования, сосредоточимся на новостной грамотности.

Впрочем, для студентов образовательной программы «Журналистика» этот акцент актуален лишь на втором курсе, когда бакалавры изучают отдельную дисциплину. Она так и называется – «Медиаграмотность». Студенты оценивают источники информации, находят в новостях манипуляционные технологии, учатся ориентироваться в аудиовизуальных формах подачи информации.

На тех же аспектах основана и одна из частей программы майнора «Медиа и массовые коммуникации». Второкурсница Наталья Наумкина выбрала для себя именно этот майнор. Помимо учебы Наталья является ответственным редактором в старейшем студенческом издании HSE Press, поэтому может оценить дисциплину практически с профессиональной точки зрения:  

– Когда меня спрашивают, чем может быть полезен этот майнор, меня берёт удивление, правда. У этого майнора очевидная практическая польза: научиться ориентироваться в нескончаемых потоках информации, узнать о разнообразных способах подачи контента, о техниках пропаганды и воздействия на аудиторию, о специальных драйверах, делающих событие новостью... Продолжать можно до зимней сессии.

В этом году школа перекочевала за пределы Центральной России и прошла в Екатеринбурге с 30 сентября по 3 октября

Кроме того, преподаватели Департамента медиа регулярно организуют международные научно-практические конференции по медиаграмотности в Москве. Самый неформальный проект, которые знакомит с темой студентов не медиа специальностей – это выездные Школы «Про новости – грамотно!». Изучаемая тема, по мнению организаторов, малоизвестна в регионах. Поэтому с 2014-го года преподаватели Департамента медиа выезжают за пределы российской столицы. Предварительно все желающие проходят дистанционный отбор, после чего 18-25 человек приглашаются к обучению в Школе.

 

Занятия продолжаются в течение четырех дней. В ходе них участники школы учатся распознавать «настоящие» новости, разделять журналистику новостей и журналистику мнений, декодировать новостные сообщения и анализируют тему медиаграмотности на Интернет-платформах. Занятия в основном практические: работа с конкретными примерами, коллективные обсуждения и создание собственных мультимедийных проектов.

 

 

Анна Качкаева, Анна Новикова, Анна Колчина, Светлана Шомова

Первые две Школы состоялись учебном центре кампуса ВШЭ в Царском Селе, куда съехались студенты из Центральной России. А в этом году Школа перекочевала за пределы Центральной России и прошла в Екатеринбурге с 30 сентября по 3 октября. На Урал из Москвы отправился десант вышкинских преподавателей: Анна Качкаева , Анна Новикова , Анна Колчина , Светлана Шомова , Светлана Сорокина и Александр Архангельский .

 

– Конечно, если появится возможность, мы попробуем сделать такую Школу и в других регионах России, – говорит Анна Качкаева . – Но пока решили, что площадки в Царском Селе и Екатеринбурге подходят идеально.

 

 

Егор Бульчук, 2-й курс «Журналистики»

Фото: Любовь Кабалинова