• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

На ток-шоу «В точку» обсудили будущее Исаакия

Темой очередного выпуска студенческого ток-шоу стала передача Исаакиевского собора в собственность РПЦ. В дискуссии участвовали ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Отец Георгий Кочетков, искусствовед Александр Копировский и журналист, профессор школы культурологии ВШЭ Ян Левченко.

Будет ли музей «уничтожен в том виде, в котором он развивался до нынешних времен», как предрёк его директор Николай Буров ? Отвечает Александр Копировский :


– Никто не знает, как теперь будет действовать музейная функция Исаакиевского собора.  Здесь скорее ставится духовно-нравственный вопрос: если храм действующий, его главная задача – быть местом молитвы. Музей-храм – непростое совмещение. Предлагаю поговорить об этом, не выстраивая баррикад.

Ян Левченко сформулировал проблему следующим образом:

– Противоречие вокруг Исаакия выявило проблему коммуникативного свойства. Стороны не готовы прислушиваться друг к другу. Современная церковь не является правопреемником церкви, разрушенной большевиками. Право сосуществования музея и храма под эгидой последнего совершенно справедливо. Однако сложно вернуть чужую вещь на место, когда место сдвинулось или его нет совсем. Если сейчас спокойно передать храм церкви, то можно утверждать, что в 1991-ом году Россия восстановила свое органическое историческое движение, игнорируя 70 лет греховного, неправильного и тупикового развития.  

Ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Отец Георгий Кочетков, искусствовед Александр Копировский и журналист, профессор школы культурологии ВШЭ Ян Левченко
Был задан вопрос: а что с возвращением Исаакиевского собора получает церковь?

Отец Георгий ответил весьма категорично:

– Церковь приобретает свое естественное положение и состояние. Для музея нужно отвести музейное помещение, а храм должен оставаться храмом. При этом никто не запрещает сочетание храма и музея в одном здании. Подобная практика распространена по всему миру. Она настолько отработана, что мне даже странно, откуда здесь возникают недоразумения.

Отец Георгий также объяснил, почему в последние годы Исаакий посещали так мало прихожан. По его мнению, людям нелегко приходить в огромный храм, на котором всюду бросаются в глаза черты музея.

Гости студии предположили, что ситуация вокруг Исаакия отчасти представляет собой рекламный ход. Вот как эту мысль сформулировал Ян Левченко :

– Петербург перестал быть столицей и испытывает огромную травму потери символического значения. Быть погруженным в состояние стагнирующей провинции – бывшей столицы – ужасное оскорбление. Те, кто испытывает это чувство, будут против передачи. Обросший культурой Исаакий стал собственностью именно культурной общественности и расстаться с этой собственностью очень трудно. Собор – уже не то место, на ступеньках которого можно сыграть на гитаре. И медийность, окружающая процесс передачи, связана с очень мощным культурным лобби.

Александр Копировский уточнил:

– Сохранение петербургской культуры в сердцах горожан – это красивый мифологический образ. Однако с некоторыми мифами приходит пора расставаться. Всем сестрам по серьгам раздать не удастся.

После этого в студии заговорили о финансовой стороне вопроса.

– Реставрация храма может поддерживаться только за счет государственной казны, – заявил Отец Георгий . – Общество и государство заинтересованы в сохранении памятников культуры. Если государство намерено сохранять культурное, а не культовое явление, оно должно за это заплатить.

Ведущие заметили, что церковь готова получить в собственность Исаакий, но не берется за восстановление маленьких заброшенных храмов. Отец Георгий объяснил это ограниченностью средств РПЦ. А важность Исаакия для церкви, по его мнению, определяется тем символичным положением, которое собор занимает в Санкт-Петербурге.

Александр Копировский предложил свое решение:

– На Красной площади находится памятник древнего вавилонского творчества, в котором содержат мумию. Если прекратить финансирование этого учреждения, хватит не только на Исаакиевский собор.

«Музей и собор вполне могут сосуществовать, но для этого необходимо вести кропотливую работу», – к такому выводу пришли гости программы. Впрочем, чтобы обсудить все детали, эфирного времени им не хватило, и после выключения камер они еще долго продолжали спорить.



Екатерина Федорова, 2-й курс «Медиакоммуникаций »