• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

23
Апрель

Александр Колесниченко: «Лонгриды не окупаются, но читать их будут»

В рамках учебной дисциплины «Лонгрид: теория и практика», которую четверокурсникам преподает Сергей Корзун, состоялся открытый мастер-класс Александра Колесниченко. С сентября 2014-го года он преподает на журфаке МГУ, куда пришел из практической журналистики. Колесниченко – автор четырех крупных методических пособий. Последнее из них – «Техника и технология СМИ. Подготовка текстов». Студентам ВШЭ – в соответствии с темой курса – Колесниченко рассказывал о лонгридах.

– Не может быть на заводе такого, что рабочий пришел с плохим настроением, и он такую машину сделал, что она теперь не поедет, – мастер-класс Александр Васильевич начал со сравнений. – Есть технология выпуска машины, пошива одежды, строительства домов. Та же технология есть и в подготовке журналистских материалов. Но это не исключает творчества.

Собственно, и книги Колесниченко именно о том, в чем состоит технология работы журналиста и как ею овладеть. Автор говорит, что это не так сложно. Как несложно и узнать в себе профессионала: если ты способен на регулярной основе готовить качественные материалы, не нуждающиеся в существенной редактуре, значит, ты уже можешь причислить себя к числу профи.

В ходе лекции Колесниченко представил студентам несколько классификаций: например, тексты он разделил на моно- и мультимедийные, а журналистику – на быструю (новости) и медленную (большие материалы). К последней и относятся лонгриды.

– Журналистика больших текстов; в каких случаях она целесообразна? – спрашивает и отвечает Колесниченко. – Либо вы в чем-то очень глубоко разобрались, и какое-то новое знание, новое понимание передаете читателю. Это то, что называется, «тексты от ума». Либо у вас есть какой-то уникальный опыт, который тоже будет новым, необычным, захватывающим для читателя. Это «журналистика от сердца». Вот два варианта. В других писать большой текст не имеет смысла.

Гость ввел и другие термины; один из них – «креолизованные тексты». В таких материалах каждый следующий элемент – будь то текст, фото, видео или аудио – не повторяет смысл, заложенный в предыдущие элементы, и несет читателю новое знание. Именно эта особенность отличает креолизованные тексты от мультимедийных.

Кроме того, Александр Колесниченко рассказал о подборе тем для больших текстов.

Наиболее эффективно придумывать темы внутри трех объемных категорий. Во-первых, достойной темой для текста «медленной» журналистики может стать системное расследование – о том, как устроена та или иная сфера жизни. Второй вариант – раскрыть тему от лица героев событий. В качестве примера преподаватель МГУ привел спецпроект Esquire «Школа» о теракте в Беслане. Такой способ делает текст более эмоциональным, а читатель склонен больше ему доверять. И третья область тем – личные истории, так называемая, «исповедальная журналистика». Главный недостаток такого типа историй, по мнению Колесниченко, – в том, что они быстро заканчиваются. Этот жанр лектор проиллюстрировал проектом Полины Еременко «Папины сны», в котором она рассказывает о своем отце, страдавшем от шизофрении.

Работая над большим текстом, необходимо писать его подробный план, советует Колесниченко:

– Когда я писал большие материалы, мне нравилось работать дома, и я в своей комнате просто на полу раскладывал листы бумаги. На них были все идеи: что и после чего пойдет. Что-то было обведено. Так видишь весь материал перед собой и можешь буквально складывать его. Действуя без плана, можно далеко уйти.

В завершении мастер-класса преподаватель МГУ ответил на вопросы вышкинцев. В частности, Колесниченко рассказал о своем видении будущего лонгридов:

– Читать будут. Потому что запрос на толкование того, что происходит в мире, разъяснение событий, трендов есть. Единственный риск, связанный с лонгридами, я вижу в том, что это дорогая в плане производства журналистика. Окупаемо ли это? Вряд ли. В плане экономики дешевле делать новостной сайт.

Озвучил лектор свое мнение и насчет текстов среднего объема – в пятьсот-семьсот слов. Их Александр называет «умирающими». Читателей, с его точки зрения, можно разделить на две группы: одни только сканируют заголовки и короткие новости; другие увлекаются именно большими текстами, которые действительно дают возможность познать что-то новое.

Егор Бульчук, 3-й курс «Журналистики»