• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
01
Декабрь

«Не хочу показать, что с чем-то не справлюсь!» – учебные ассистенты о своей работе

До завершения первого семестра остается чуть более трех недель. Учебные ассистенты преподавателей факультета КМД начинают подготавливать отчеты о своей деятельности за первый и второй модули. Что такое учебное ассистентство, и в чем заключается обязанности учебных ассистентов?

Каждый преподаватель в закрепленные регламентом ВШЭ сроки имеет возможность предложить студенту роль своего учебного ассистента. Студент может помогать преподавателю как в проведении лекций и семинаров по учебной дисциплине, так и в рамках одного из проектов, которым руководит его наставник.

Специальная комиссия проверяет кандидатов на соответствие правилам, утвержденным на факультете, и определяет, как будет поощрен ассистент за свою работу. Он может получать зачетные единицы, а может и денежное вознаграждение.

Студент третьего курса «Журналистики» Дмитрий Донских в прошлом году получал от работы ассистентом только опыт и навыки, а сейчас ждет свою первую зарплату.

– Я ассистирую Антону Томаку по дисциплине «Написание музыкального трека» у третьего курса ОП «Медиакоммуникации», – говорит Дмитрий. – Студенты учатся работать в программе Ableton Live, которая используется профессиональными музыкантами. Но для ребят интерфейс этой программы новый. Я присутствую на всех парах и оказываю консультации студентам по работе в этой программе. Что касается нагрузки, то сейчас у меня есть свободное время, и мне проще организовать свою работу.

Второкурсник «Журналистики» Сергей Колесников помогает преподавателю Анне Уваровой по дисциплине «Редакция ТВ».

– В мои обязанности входит написание инструкций для студентов, – рассказывает Сергей. – В этих инструкциях должны быть прописаны правила работы с техникой, правила монтажа нашей программы, принципы работы с сервером... Еще я должен присутствовать каждый четверг в монтажке, чтобы помогать ребятам с подготовкой материала к эфиру. Я проверяю готовые видео, указываю на ошибки, делаю замечания по ходу работы.

Результат разделения обязанностей между преподавателем и ассистентом – новостная программа «Личный вклад», которая выходит в эфир еженедельно.

– Я больше проверяю тексты, – поясняет Анна Валентиновна. – Мне важно, как они написаны, есть ли в них новость и эмоция. А на проверку технологических вещей у меня не хватает времени. Сейчас этим занимается Сережа. Я взяла его ассистентом в прошлом модуле, так как по сравнению с другими ребятами он проявил наибольший интерес к монтажу и техническим нюансам. А чтобы стать у меня ассистентом, прежде всего, студент должен быть заинтересован в том, что делает. И конечно, быть ответственным.

Также под руководством Анны Уваровой студенты готовят документальный фильм, посвященный 25-летию Вышки. Наталья Дудкина – ассистент Уваровой в этом проекте – выступает посредником между собранной редакцией и руководителем проекта.

– Управлять другими участниками несложно, так как у нас уже выстроились доверительные отношения, – утверждает Наталья. – Ребята очень самостоятельные, и я понимаю, что они многое могут сделать сами. Но когда мы только начинали работать, мне хотелось взять на себя больше обязанностей. Я боялась, что остальные не справятся или сделают что-то не так. Со временем я поняла, что это неправильно, если я буду отнимать чужой опыт. Это все-таки общий проект, и каждый имеет право на ошибку.

Впрочем, сама Наталья ошибаться не хочет:

– Я понимаю, что Анна Валентиновна мне доверяет, и не хочу показать, что могу с чем-то не справиться. В будущем я планирую работать на телевидении, и для меня сейчас очень важно получить от нее как можно больше знаний и опыта. Поэтому если меня просят сделать то, что не совсем входит в мои обязанности, я все равно иду и делаю.

Используя опцию учебного ассистентства, преподаватели получают дополнительное время для реализации большего числа проектов.

– Наличие нескольких учебных ассистентов позволяет мне взять на себя большее число проектов, которые были бы интересны и мне, и студентам, – констатирует академический руководитель ОП «Журналистика» Сергей Корзун. – Так я вел бы всего два проекта, а в этом году веду четыре. Кроме того, у меня есть правило, которому я следовал неукоснительно, когда работал в индустрии. Если ты хочешь подготовить себе преемника, то ставь его рядом с собой и доверяй выполнение своих функций. Тогда в будущем он сможет тебя заменить. Эта мысль важна и для учебной деятельности. Задача ведь в том, чтобы поставить человека в такие условия, когда он мог бы работать руководителем программы, шеф-редактором.

Один из четырех проектов Сергея Корзуна – радио «Станция Китай-Город», где в качестве его ассистента работает третьекурсница Анастасия Федосова.

– Как ассистент я организую работу ребят, координирую группы подкастеров и тех, кто выходит в стрим, – рассказывает Анастасия. – Сейчас схема вещания еще не отработана, и у нас возникает много вопросов. Поэтому мы часто устраиваем встречи с Сергеем Львовичем и просим его прокомментировать наши эфиры. Нам важно получить обратную связь, чтобы совершенствоваться.

Несмотря на большую нагрузку, Анастасии удается совмещать учебу и работу в проекте:

– Если ты что-то любишь, то всегда найдешь на это время. А я очень люблю радио! Бывает так, что дедлайны по учебе совпадают с подготовкой к эфиру. Ну не поспишь ночь, и ладно – на том свете отоспимся!

Полина Скворцова, 1-й курс «Медиакоммуникаций»