• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Апрель

Из скептиков – в поклонники

Третьекурсники образовательной программы «Журналистика» завершили дисциплину «Репортерская хроника», которую преподавала Анна Уварова. В течение всего первого семестра они снимали видеорепортажи о самых ярких событиях в Москве. Главная особенность сюжетов заключалась в полном отсутствии закадрового текста и стендапов. Как такое возможно? Сдав все работы и получив свои оценки, рассказывают сами студенты.

В выполнении учебных заданий третьекурсники были ограничены в количестве инструментов: они могли использовать только лайфы и синхроны. Однако ключевое требование оставалось простым и единственным – сделать интересный репортаж.

– На первом семинаре, когда мы обсуждали репортажи без закадрового текста, с использованием только картинки и звука, я была настроена немного скептически, – признается Алина Матинян. – Было сложно представить, как можно обойтись без традиционных стендапов-подводок в репортаже. Нужно было как-то «переложить» текст, который обычно говорят журналисты, в уста участника события. И здесь важную роль сыграло умение задавать правильные вопросы.

Анастасия Казакова поначалу точно так же не доверяла особому жанру:

– Первый репортаж, который снимала наша группа, – автомобильные гонки. Я тогда вообще не понимала, в чем суть съемок без закадрового текста. Но в процессе монтажа поняла особенность такого жанра. Он дает зрителям возможность видеть больше, чем они привыкли. Раньше я была уверена, что репортер в кадре или за кадром просто необходим. Сейчас это кажется, наоборот, перегрузкой материала. Теперь мне без посторонней помощи виден сюжет в событиях и ясность в кадрах, на которые нацелена моя камера. Моя задача как журналиста – сохранить то, что видим я и она.

Анастасию Ольшанскую необходимость отказаться от закадрового текста, как и многих однокурсников, шокировала. Впрочем, в новых рамках Анастасия освоилась быстро:

– Еще во время первых съемок я зарекомендовала себя как человек, который не боится подойти к кому угодно и попросить интервью. Получалось не со всеми, но мне хотя бы не было страшно. Для одного из репортажей нам удалось получить аккредитацию на неделю моды в Москве. Именно тогда и случился мой триумф. В качестве «вишенки на торте» я решила заполучить для нашего репортажа синхрон с дизайнером, коллекция которого выставлялась. Одногруппницы не питали особых надежд, но дизайнер согласилась!

Наталья Ревва заостряет свое внимание на технических параметрах сюжетов без закадрового текста:

– В репортаже должно быть много действия, которое будет «говорить само за себя». Картинка становится не фоном для информации, а самостоятельно действующим объектом. Благодаря технологиям современной съемки видеоряд можно сделать более интересным: снимать с разных ракурсов, в том числе от первого лица, делать качественную съемку объектов разной крупности. Все это позволяет зрителю представить себя на месте события.

Елизавета Рыбкина, в отличие от большинства сокурсников, мало говорила о неудобствах в адаптации к непривычному формату – больше рассуждала о назначении репортажей без ЗКТ.

– Есть ли вообще смысл снимать такие репортажи? – задается вопросом Елизавета. – Мне кажется, что да. Каждый телеканал, каждый Интернет-сайт стремится сейчас навязать зрителю свою точку зрения. А репортаж без закадрового текста позволяет зрителю самостоятельно выстроить свое отношение к происходящим событиям. Я пришла к выводу, что в современной российской тележурналистике недооценивают важность подобных работ. Я считаю, что они необходимы и самим журналистам, ведь переход к чему-то новому позволяет людям развиваться.

Егор Бульчук, 3-й курс «Журналистики»