• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

23
Апрель

На «первый-второй» рассчитайсь!

20-го января менеджеры образовательных программ опубликуют студенческие рейтинги за первый семестр. Однако споры о преимуществах и недостатках рейтинговой системы ведутся в ВШЭ постоянно.

Рейтинговая система – то, что отличает Вышку от подавляющего большинства других российских вузов. При этом рейтинг в ВШЭ отнюдь не формальность. Чем лучше показатели студента, тем больше у него шансов рассчитывать на различные преференции со стороны университета. Так, стабильные позиции в рейтинге позволяют обучающимся получить место на востребованных майнорах и факультативах, провести семестр по программе обмена в иностранном вузе-партнере ВШЭ. Коммерческим студентам высокая позиция в рейтинге гарантирует скидку на оплату обучения.

– Рейтинги формируются автоматическими системами: там введены специальные формулы, по которым и вычисляются оценки, – говорит Елена Чертан, менеджер образовательной программы «Журналистика». – Конечно, могут быть неточности, но только в том случае, если сотрудник учебного офиса неправильно перенёс оценку из ведомости в систему. Поэтому при публикации рейтингов мы пишем студентам о том, что у них есть два дня на проверку своих оценок. В целом для выявления лучших из лучших рейтинги – это неплохо.

А вот директор Центра психологического консультирования ВШЭ Ирина Макарова считает, что рейтинговая система негативно сказывается на самооценке студентов:

– Они начинают сравнивать себя с другими а это, с психологической точки зрения, не является верным. Те, кто находится в начале этого списка, считают себя элитой, хотя никто точно не знает, каким образом они этого достигли и сколько сил в это вложено. Студенты, которые не добрались до начала, ощущают себя неудачниками и переполнены завистью.

Некоторые студенты соглашаются с тем, что рейтинг давно перестал быть формой оценивания и превратился в раздражитель, отвлекающий от учебного процесса.

– Сама система мешает получать удовольствие от учебы, потому что ты постоянно испытываешь стресс из-за своих оценок, – объясняет студентка ОП «Журналистика» Анастасия Багинова. – Для меня главное – быть в топе рейтинга. Получение знаний тоже играет не последнюю роль, но когда от рейтинга зависит твоя скидка, то сложно сосредоточиться только на обучении.

Мария Оганисьян, преподаватель дисциплины «Креативное письмо» на ФКМД, уверена, что озабоченность оценками создаёт «шумовой фон», отвлекающий от основной задачи – научить и подготовить:

– Смысл оценки в том, чтобы показать, как студент освоил курс или справился с тем или иным заданием, и этот смысл несколько затуманивается под напором требований студентов повысить оценку, с которым часто сталкиваются преподаватели.

Не секрет, что студенты Вышки иногда вступают в открытую борьбу за высокие оценки. Анастасия Касаткина, доцент факультета экономических наук и преподаватель ФКМД, подчеркивает необходимость сохранять неформальные отношения между однокурсниками:

– Порой у студентов появляется какая-то скрытность, отчуждение. Иногда я встречаюсь с тем, что студенты не дают друг другу что-то переписать или не передают домашнее задание. Хотя конкуренция сама по себе имеет право на существование, надо думать, как сохранять теплые и дружеские отношения в коллективе.

Впрочем, иногда и сами преподаватели вносят разлад между студентами, применяя разные критерии для оценки знаний.

– Итоговая оценка во многом зависит от активности на семинарских занятиях, – рассказывает студентка «Журналистики» Валерия Колмогорцева. – У разных преподавателей, ведущих семинары по одному предмету, разные правила оценивания: у некоторых заработать более высокую оценку легче, чем у других. Студенты прилагают разные усилия для получения баллов, а потом оказываются рядом в рейтинге.

Однако для многих студентов рейтинг играет роль полезного мотиватора. Например, первокурсница Татьяна Никулина не уверена, училась бы она так усердно в другой системе:

– На экзамены я хожу с желанием поднять оценку, если даже у меня автоматы. Я могла пойти на бюджет в вуз попроще, но я выбрала Вышку. Я хочу быть выше в рейтинге и получить скидку для того, чтобы увеличить свои шансы остаться в этом университете.

– Считаю рейтинги объективной системой оценивания, – утверждает третьекурсница Екатерина Фёдорова. – Человек может соперничать только с самим собой. Твои товарищи по учебе твоих успехов не заберут. Но меня больше интересует моя собственная позиция в рейтинге.  

Сколько студентов в ВШЭ, столько и мнений относительно рейтинговой системы. Трудно сказать об остальных днях, но как минимум дважды в году она объединяет вышкинцев. 20 января и 20 июля, когда публикуются рейтинги, редкий студент откажет себе в любопытстве увидеть «турнирную таблицу» своего курса.  

Полина Скворцова, 1-й  курс «Медиакоммуникаций»

Анна Соколова, 2-й курс «Медиакоммуникаций»