• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

Мобильность – признак мастерства

1 февраля в Высшей школе экономики начинается приём заявок на участие в программах международной академической мобильности. Победители конкурса получат шанс провести первый семестр следующего учебного года в одном из зарубежных университетов, с которыми сотрудничает ФКМД.

Принять участие в программе международной академической мобильности могут студенты бакалавриата и магистратуры, а также аспиранты, обучающиеся в любом из четырех кампусов ВШЭ. Университет полностью оплачивает обучение, но перелет, проживание, питание и все остальные расходы студент покрывает самостоятельно.

Студенты должны ознакомиться с каталогом программ и выбрать для подачи заявки от одного до трёх вузов. Далее необходимо вместе с представителями учебной части составить индивидуальный учебный план и согласовать его с академическим руководителем образовательной программы. Курсы зарубежного университета должны максимально совпадать с программой обучения в НИУ ВШЭ. Собрав все необходимые документы, соискатели заполняют онлайн-заявку и ждут результатов конкурсного отбора. Предпочтение отдается студентам, занимающим высокие позиции в вышкинском рейтинге. Требования по знанию языка каждый зарубежный университет выдвигает отдельно.

Студентке третьего курса ОП «Медиакоммуникации» Марии Тепляковой удалось выиграть конкурс и уехать на семестр в Германию.

– Я выбрала Германию, потому что изучала немецкий язык уже в течение двух лет и всегда очень хотела там учиться: нравилась культура, язык, особенности образования, – рассказывает Мария. – Особых сложностей в согласовании учебных планов и курсов у меня не было: все несовпадения закрыла, два курса взяла на Coursera и остался сейчас только независимый экзамен по английскому. Сказать, что мои ожидания оправдались – это ничего не сказать. Я даже не могла предположить, что это будет настолько круто!

Третьекурсница проходила обучение в небольшом частном университете, который отличается от обычных немецких вузов: там полностью отсутствует лекционная форма занятий.

– Главным различием наших двух университетов я бы назвала ориентацию на практикоориентированность, которая была намного сильнее проявлена в Германии, – уточняет Мария. – Мы сделали три больших медиапроекта «под ключ», два из которых воплощаются в жизнь немецкими компаниями, для которых они делались, а ещё один я привезла в Москву и вот сейчас делаю свои аудиоподкасты.

Также студентка поделилась общими впечатлениями о поездке:

– Участие в таких программах расширяет кругозор. Ты узнаешь очень много нового о себе, мире и людях. Первый раз встречаешь человека из Нигерии, Тайваня или Франции. Молотом крушишь все стереотипы, которые есть в твоей голове.

Милена Березина также почти полгода провела в Германии, в том же университете, что и ее однокурсница Теплякова.

– Начиналось все с желания быть более востребованным работником после окончания вуза, – говорит Милена. – Я рассчитывала, что если у меня будет опыт обучения за границей, я буду более ценным кадром. Сейчас я понимаю, что это гораздо больше – это опыт на всю жизнь, жизнь в другой прекрасной культуре и встречи с замечательными людьми, которых я не забуду никогда. Я серьезно теперь рассматриваю идею переехать в Германию.

По словам третьекурсницы, образование в России и Германии имеет несколько важных отличий.

– Во-первых, в Германии стипендия – это не просто такая штука, над которой все смеются, как у нас, а реальная сумма, на которую студент может спокойно себя обеспечивать целый месяц, – рассказывает Милена. – При этом действует система, при которой государство как бы одалживает студенту деньги на оплату обучения, а когда он заканчивает учебу и начинает работать, возвращает их в виде дополнительных налогов. Во-вторых, здесь гораздо большее значение придается личной ответственности за свое образование. Никто вообще не следит за посещением лекций или семинаров. Если уж в Вышке к этому относятся лояльно, то в Германии всем вообще все равно.

Арина Хохлова, третьекурсница ОП «Медиакоммуникации», по программе академической мобильности съездила в Норвегию.

– Обычная нагрузка на семестр в Норвегии – это три учебных дисциплины. При этом у тебя почти всегда есть возможность самому их выбрать. Ты заранее узнаешь все о курсе: какие будут материалы, как он будет строиться. Кроме того, в Норвегии, мне кажется, больше приглашённых преподавателей, больше международных студентов.

Арина сожалеет, что финансовая поддержка от университета не покрывает проживание и перелет:

– Насколько я поняла из разговоров с ребятами-иностранцами, во многих странах академическая мобильность – это что-то очень легкое, понятное и практически неизбежное в студенческие годы. В России не так.

Диана Самарчева уезжала по обмену в Испанию. Она утверждает, что семестр, проведенный в другой стране, оказал большое влияние на ее душевное состояние.

– Самое важное, что произошло со мной – это такая духовная трансформация, пусть и звучит пафосно. За эти полгода я действительно очень изменилась внутренне. Я научилась относиться ко многим вещам просто.

Диана предупреждает, что поездка в другую страну – это вовсе не так легко, как может показаться. Сложные жизненные моменты – поиск жилья, неадекватные соседи, проблемы с выбором дисциплин – подстерегают на каждом шагу.

– Будут ситуации, когда хочется просто разреветься и купить билет на ближайший рейс домой, – признается Диана. – Происходят вещи, с которыми ты никогда раньше не сталкивался. Самое сложное – пережить первый месяц. Но это лично для меня. Для кого-то это, наоборот, период бурных впечатлений, после которого наступает разочарование. Лично мне после первого месяца стало легче, я стала жить по-новому.

По мнению Дианы, академическая мобильность – это уникальная возможность, которую каждый студент должен попытаться использовать:

– Этот опыт равен пяти годам жизни, и получить его за такой короткий промежуток времени – очень круто.

А вот Дмитрию Терехову, студенту второго курса «Журналистики», ещё только предстоит столкнуться со всеми прелестями и испытаниями обучения за границей: следующие несколько месяцев он проведет в Мадриде.

– В грядущем семестре я ожидаю от себя геройских подвигов в учёбе, – говорит Дмитрий. – Надеюсь, что справлюсь и с местными занятиями, и с дистанционными вышкинскими и при этом смогу отдыхать и общаться с новыми людьми.

– Участие в подобных программах помогает студентам стать уверенными в себе, практиковать иностранный язык и расширять кругозор, – утверждает преподаватель департамента иностранных языков Субана Ахмедова. – Конечно, я бы посоветовала каждому поучаствовать в данном конкурсе. Такой опыт дает большие перспективы в будущем. С каждым годом это становится всё популярнее среди учащихся. Кто-то хочет после обучения в России вернуться, найти работу и остаться там жить. Кто-то хочет набраться опыта и быть компетентным и высокооплачиваемым работником в своей стране.

Прием заявок на осенний семестр 2018-го года продлится до 11 марта включительно.

Белла Зокаева, 2-й курс «Журналистики»

Фото: Милена Березина