• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

23
Апрель

Дело техники

Уже на первом курсе студенты-журналисты получают возможность выбора учебных дисциплин. Одним из самых популярных предметов уже не первый год становится «Техника речи». Рассказываем, как под руководством Марины Либаковой-Ливановой вышкинцы получают новые навыки.

В течение третьего модуля первокурсники учились определять собственные речевые недостатки и практиковали способы их устранения; работали над правильными произношением и ударением, учились пользоваться словарями и избавлялись от региональных говоров.

– Лично мне курс дал отличное представление о важности произношения и интонации при прочтении как новостного текста, так и стихотворного произведения, – говорит первокурсница Валерия Федченко. – Очень жаль, что «Техника речи» занимает лишь один модуль. Предмет таил в себе много сюрпризов. Например, мы практиковали очень необычный способ запоминания: вместо того, чтобы делать конспекты, мы повторяли правила вслух (и многое из повторенного я помню до сих пор). Понравилась достаточно непринужденная атмосфера на занятиях. Приятно удивили элементы актерского мастерства в курсе, небольшие физические упражнения для развития дыхания и голоса. При этом нужно было много работать самостоятельно. Преподаватель дала мотивацию для занятий техникой речи, но уже наедине с собой. Сейчас я стараюсь вслух читать Пушкина, произносить скороговорки и говорить разными интонациями, чтобы обогатить речь.

В качестве итогового задания, завершающего дисциплину «Техника речи», каждый из учащихся выполнил дикционные упражнения: произнес различные звукосочетания, словосочетания, пословицы, скороговорки. Также студенты представили выученные наизусть отрывки из произведений русских классиков.

– Лично для меня экзамен оказался максимально комфортным, хотя обычно я боюсь публичных выступлений, чтения наизусть, – делится студентка Мишель Максимова. – А вот моя подруга плакала. Но нервничать не стоило, главное на экзамене – продемонстрировать базовое представление о проблемах в собственной речи, над которыми надо работать. Атмосфера царила приятная, в этом заслуга Марии Валерьевны. Она харизматичная, консервативная, но исключительно интересная и уникальная женщина.

– Марина Валерьевна – человек интересный, видно, что она может дать много полезной информации, но форма подачи этой информации хромает, – оппонирует сокурснице Анастасия Попова. – Мы могли половину занятия говорить на совершенно разные темы. Это было познавательно, но потом выяснялось, что у нас еще куча заданий, которые мы должны успеть сделать. Не всегда были ясны требования преподавателя. Действительно ценные знания в программе начали появляться уже ближе к концу модуля. Впрочем, сам предмет очень увлекательный. Его, конечно, можно сделать еще более практически ориентированным на журналистику. Но фундамент хорошей программы есть.

В качестве промежуточных работ студенты занимались артикуляционной гимнастикой, работали над голосом, исправляли дикцию. Будущие журналисты изучали логику речи, формировали собственный речевой стиль. И, конечно же, читали самые разные тексты: от детских стихотворений до новостных сообщений.

Марина Либакова-Ливанова
Марина Либакова-Ливанова
Итоги дисциплины подводит ее преподаватель Марина Либакова-Ливанова:

– Курс прошел гладко. В будущем было бы хорошо иметь для занятий отдельную студию: чуть другое пространство, подходящее и для физических упражнений, а не обычное, со стульями, которые нам в общем-то ни к чему. Вот, пожалуй, единственная трудность, с которой мы столкнулись в процессе обучения. Что касается студентов, то если человек занимается, делает то, чему его учат, то, конечно, он изменится к концу курса. Будет тренироваться, выучит стихи, выучит прозу, научиться говорить, насколько это возможно за один модуль. Я заранее не ожидаю результатов от студентов Вышки, так как у них очень плохая память, они мало читают, совсем не умеют читать стихи вслух. Плохо с логикой устной речи. Многоударность, говоры, так как люди приехали из разных регионов. Но есть студенты с тяжелыми речевыми недостатками, которые, тем не менее, получают десятки за огромные шаги, которые они сделали. Это радостно не только для них, но и для того, кто их учит. Думаю, первый курс продемонстрировал приятные изменения.

Алина Качанова, 1-й курс «Журналистики»